Найти в Дзене

Мифы и правда об изучении иностранных языков

Оглавление

Миф 1.

"Иностранный язык можно выучить за месяц-полтора".

Вам, наверное, доводилось встречать такую информацию, что иностранный язык можно выучить, например, до уровня А1 (или до следующего уровня, после того, что у Вас уже есть) за максимум полтора месяца. Это так называемый экспресс-курс.

Это миф. Во-первых, язык выучить невозможно. Можно научиться на нем говорить. А во-вторых, за такой короткий срок Вы самое большее сможете научиться активно употреблять только некоторые фразы. За это время реально научиться читать. И то только при изучении некоторых иностранных языков (например, это могут быть немецкий, испанский, итальянский, польский, турецкий).

"А за год я смогу выучить весь английский?", или Сколько времени надо, чтобы "выучить" иностранный язык?

Миф 2.

"Для того, чтобы выучить иностранный язык, надо заниматься им не меньше двух раз в неделю".

Это правда. Тут, как с кашей, которую, согласно поговорке, маслом не испортишь. Два раза в неделю - это, и правда, минимум из минимумов. То есть для более или менее продуктивного изучения иностранного языка надо заниматься (желательно с преподавателем) не менее двух раз в неделю.

Преподаватель направляет Вас в изучении языка: объясняет то, что непонятно, отвечает на Ваши вопросы, рекомендует пособия для изучения, отбирает материал для совместной работы на уроках и для Вашей самостоятельной работы дома, ставит Вам произношение, исправляет Ваши ошибки или указывает на них, а Вы их сами исправляете. Итак, два раза в неделю - это работа с преподавателем.

Но ещё надо заниматься и самостоятельно: учить слова и фразы, прописывать их, учить грамматические правила, читать и переводить тексты, пересказывать их и делать много чего другого.

Почему важно заниматься при изучении иностранных языков самостоятельно? Учёные доказали, что уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35 % от изученного. А потом процесс забывания идёт медленнее, и через 6 дней в памяти остаётся около 20 % от общего числа первоначально выученного материала (например, слов), столько же остаётся в памяти и через месяц. (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_забывания).

То есть изучение иностранных языков - это огромный ежедневный многолетний труд.

Что надо сделать, чтобы НАКОНЕЦ заговорить на английском?

Миф 3.

"Иностранный язык невозможно выучить самостоятельно".

Это миф. Иностранные языки можно изучать самостоятельно. Главное, не бросить изучение иностранного языка в самом его начале, поскольку именно начало является самым сложным. Самостоятельно изучают иностранные языки, главным образом, полиглоты и люди, которые смогли хорошо овладеть минимум одним иностранным языком. Чаще всего речь идёт о лингвистах по образованию.

Но любой желающий может начать и продолжать изучать иностранные языки самостоятельно. Это будет достаточно трудно, но реально.

Что нужно сделать в первую очередь тем, кто хочет изучать иностранный язык самостоятельно?

Миф 4.

"Лучший способ для изучения иностранного языка - это полное погружение в языковую среду".

Это и правда, и миф. Этот способ прекрасно работает с детьми. И чем младше дети, тем быстрее они погружаются в языковую среду. Дети впитывают всё, как губка. Думаю, Вы слышали о детский садах и школах, где преподавание и всё взаимодействие с ребёнком ведётся не на том языке, на котором ребёнок говорит дома.

Я лично работала с детьми-эмигрантами в одной из школ Швейцарии. Это был третий класс. Дети до переезда в Швейцарию не изучали немецкий язык. Я обучала ребят из Сербии, Ирана, Македонии, Турции, Италии, Греции, Испании, Франции. Из 21 ребёнка в моём классе 14 детей были из других стран. Но все они на тот момент хорошо говорили по-немецки. Мало того, на уроках музыки и пения они разучивали песни на швейцарском немецком, а этот диалект сильно отличается от литературного немецкого языка.

Но вот их родители говорили на немецком языке по-разному. Были родители, которые говорили по-немецки хорошо. Они работали в швейцарских фирмах и организациях. А были и такие, кто почти не говорил. Хотя все они были теоретически окружены носителями языка, то есть погружены в языковую среду.

Дело в том, что во взрослом возрасте для качественного изучения иностранного языка просто погружения в языковую среду недостаточно. Для взрослого мало слышать, как надо говорить. Взрослому надо понимать, почему надо делать так, а не иначе. И чем больше человек думает, тем больше у него вопросов. Это, конечно, не плохо. Думать - это хорошо. Но вот как спросить носителей языка о том, чего не знаешь, если они не понимают твой родной язык, а ты ещё не знаешь их язык?

Ещё один момент, который надо учитывать: взрослые люди сами себе хозяева. И если они не особо хотят "погружаться" в эту самую языковую среду, то и заставлять их никто не будет. Вот опять пример из моей практики. Прямо вчера вечером мне позвонил мужчина, который давно работает в Германии, но на немецком языке не говорит. Он учил его в школе, но со школы уже ничего не помнит. То есть учить язык надо с нуля. Обращаю Ваше внимание ещё раз: человек давно работает в Германии. А языка не знает. Могу предположить, что он всё же знает какие-то вещи, но системы как таковой нет, а вот сложностей при общении с носителями языка (в нашем случае с немцами) достаточно.

Миф 5.

"Самая эффективная методика для изучения иностранного языка - это коммуникативная методика".

На мой взгляд, это миф. Коммуникативная методика обучению иностранным языкам направлена на обучение языку через обучение говорению на иностранном языке. На первый взгляд, всё логично. Эта методика противопоставляется грамматико-переводной. Так, на изучение грамматики при использовании коммуникативной методики преподавания иностранным языкам отводится мало времени: она изучается как бы между прочим, а упор делается на само говорение. Причем грамотность речи стоит при использовании этой методики на последнем месте, как, впрочем, и сама лексика, которой изучается одномоментно очень много, но при этом она не отрабатывается в достаточной мере на практике.

Почему наши дети не могут говорить на иностранном языке? Причина четвертая: Коммуникативный метод преподавания иностранного язык

Миф 6.

"Изучать второй и последующие языки намного легче, чем первый".

Это правда. Чем больше языков знаешь, тем быстрее изучаешь каждый последующий. Особенно, если языки относятся к одной и той же языковой группе или семье.

Миф 7.

"Родной язык мешает изучению иностранного языка".

Это в какой-то степени правда. Если человек, изучающий иностранный язык не научится думать как иностранец (например, при изучении английского языка как англичанин, при изучении испанского как испанец, при изучении турецкого как турок, при изучении китайского как китаец), то и говорить он будет примерно как на своём родном языке. То есть при изучении иностранного языка надо внимательно изучать такие вещи, как грамматические структуры. Они формируют "скелет" языка. Важно учитывать также порядок слов в предложении. И понятное дело, что при неправильном произношении звуков того языка, который Вы изучаете, Вы будете говорить с акцентом.

Но родной язык в любом случае является той исходной точкой, к которой надо обращаться, при изучении иностранных языков. Все языки мира имеют общие понятия. Хотя бы такие, как звуки и буквы, фразы, предложения, части речи и члены предложения.

Почему важно знать родной язык при изучении иностранного?

Миф 8.

"Если хочешь качественно научиться говорить на иностранном языке, учи его с носителем".

Это больше миф, чем правда. С носителем качественно иностранный язык может учить ребёнок. Причем желательно, чтобы его возраст был младше пяти лет. И с носителем имеет смысл учить иностранный язык в том случае, когда у Вас уровень не ниже B1. В остальных случаях изучение иностранного языка с носителем Вам ничего, кроме стресса, не даст.

В крайнем случае с носителем можно попрактиковаться в говорении. Но не стоит рассчитывать на то, что носитель будет исправлять Ваше произношение или ошибки. Только, если Вы его об этом попросите. Но обычно носители языка, если это не преподаватели по профессии, в этом не заинтересованы.

Миф 9.

"Изучение иностранных языков полезно для здоровья".

Это правда. Изучение иностранных языков очень полезно для развития новых нейронных связей головного мозга. А также изучение иностранных языков является профилактикой таких болезней, как деменция и болезни Альцгеймера и вообще старческого слабоумия.

А с какими мифами об изучении иностранных языков пришлось столкнуться Вам? И все ли мифы так и остались мифами?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

#изучение иностранных языков

#иностранные языки