Найти тему
Истории Алексея Боярского

Как бывший начальник опытного производства АвтоВАЗа производит электрические инвалидные коляски и детские электромобили

В 2010 году Сергей Перевезенцев, отработав 43 года на Автовазе, вышел на пенсию и открыл своё дело. Небольшой цех, всего с полусотней сотрудников сегодня выпускает почти полторы тысячи высокотехнологичных электрических инвалидных колясок и подъемников для людей со всей страны. И собирается выпускать 1 млн электромобилей. Пока детских.

«Не лежать же я должен»

Сергей Перевезенцев закончил Горьковский политехнический в 1967 году. И сразу же по распределению уехал в Тольятти – запускать ВАЗ. Начал мастером участка, потом стал начальником цеха, начальником отдельного производства. Более десяти лет руководил Опытно-промышленным производством Автоваза. Принимал непосредственное участие в запуске 5-дверной Niva. Занимался штампами и пресс-формами для Kalina и Priora. В 2010 году с должности генерального директора дочернего предприятия ООО «Автоваз-Перспектива» ушёл на пенсию. «Работа для меня как хобби. Не лежать же я должен, - замечает Перевезенцев. – Решил попробовать себя в бизнесе».

Созданная им компания «Вояджер» выпускала снегоходы под маркой «Пегас». Конь с крыльями тут ни при чём: в названии заложены инициалы жены – Перевезенцева Галина Сергеевна. В основу легли разработки Тольяттинского политехнического института, с которым Перевезенцев много лет сотрудничал. «А я ж организатор производства – сумел воплотить», - вспоминает он.

Но снегоходы продукт специфический – сезонный. Да и выйти на рынок за пределами Самарской области не удалось. Чтоб производство летом без заказов не простаивало, пришлось искать какое-то дополнительное направление. «За границей я часто бывал – всегда удивлялся как там много инвалидов-колясочников, - рассказывает Перевезенцев. – В Советском Союзе же инвалидов как будто бы и не было. И тема доступной среды для человека с ограниченными возможностями вообще не обсуждалась».

С 2014 года в ассортимент «Вояджера» добавляются так называемые технические средства реабилитации (ТСР): электрические коляски и компактные лестничные подъемники.

-2

Далеко не во всех домах имеются лифты, специальное оборудование на лестницах. Да и в любом случае, жизнь не ограничивается маршрутами, вроде, дом-работа. Чтобы иметь возможность подниматься по любой лестнице, разработаны специальные мобильные подъемники. Устройство представляет собой гусеницу, на которой закрепляется коляска. Сопровождающий, управляя подъемником, просто держит ручку. Гусеница же сама тащит коляску по лестнице. Устройство легко помещается в багажник автомобиля.

-3

Через какое-то время ТСР становятся основным продуктом, а сама компания переименовывается в «Подъём». «У меня стратегическая цель - вытеснить с рынка аналогичную импортную технику. А это достижимо только одним способом – делать лучше, - рассказывает Перевезенцев. – И наши изделия действительно лучше и японских, и итальянских, и немецких».

Локализация 93%

Просторное светлое помещение с огромными столами, на которых собирают изделия. По периметру стеллажи с комплектующими. Опытный производственник Перевезенцев сразу определил, что для обеспечения качества достаточно оставить за собой всего две ключевые операции – сварку каркаса и сборку готового изделия. А изготовление всего остального можно заказать поставщикам. «Зачем мне покупать станки по миллиону каждый, нанимать сотни людей, когда есть готовые производства? – замечает Перевезенцев. – Мне сейчас поставляет 96 предприятий со всей России. Из Китая берём только электродвигатели и электронику для управления. Общая локализация 93%».

-4

В итоге, выпуск, примерно, 1400 колясок и подъемников в год обеспечивают всего 50 сотрудников. «Подъем» выпускает шесть наименований изделий. Электроколяска с 43 комплектациями, три варианта лестничных подъемников (гусеничных и шагающих), электроскутер, прогулочная коляска.

Какой главный критерий качества? «Мы отгрузили 8000 наименований, а замечаний от потребителей всего единицы», - объясняет Перевезенцев.

Но основное конкурентное преимущество по сравнению с иностранными, конечно, близость к потребителю и связанная с этим гибкость. ТСР должны соответствовать индивидуальным особенностям человека. Например, кто-то толстый или высокий – необходимо более широкое сиденье или высокая спинка. Если у человека нет правой руки, то пульт управления придётся разместить слева. Бывает, что необходимы опции, вроде, поддержки тела или головы. По словам Перевезенцева, японские, немецкие, австрийские компании, участвующие, например, в тендерах госзакупок, берутся поставить такую коляску через три месяца – быстро лишь базовую комплектацию. А «Подъем» собирает за две недели.

От NIVA к «Нивушке»

«Поставил себе задачу ежегодно увеличивать выпуск на 10-20% - тем самым постепенно и вытеснить импортную продукцию с российского рынка» - заявляет Сергей Перевезенцев. По итогам этого года прирост 8%, в 2023 году планирует вырасти ещё на 20%.

Средняя же отпускная стоимость изделия «Подъём» - 170 тыс. руб. При выпуске 1400 в год оборот около 240 млн руб. Прибыль Перевезенцев не называет, зато озвучивает среднюю зарплату своих сотрудников – 65 тыс. руб. Это выше, чем на АвтоВАЗе – там средняя сейчас около 60 тыс. руб.

-5

Кроме ТСР для людей с ограниченными возможностями, «Подъем» налаживает выпуск детских электромобилей «Нивушка», «Калиночка», «Копеечка», «Вестушка». Скорость до 7 км/ч. Возраст водителя - 3-7 лет.

В Набережных Челнах придумали приобщать детей к автоспорту - для этого приобрели в Китае электромобили. Как выяснилось, в России такие просто никто не делал. Китайские же буквально развалились – редукторы, шестерёнки оказались пластмассовыми. Перевезенцева попросили их реанимировать – заменить металлом. А потом подумал, почему бы самому не выпускать – вот прямо в автомобильной столице России.

-6

Сказано – сделано. Из Китая опять же только электродвигатель, а металлическая ходовая и пластиковый корпус – российские. «Нивушка» уже сейчас продаётся на Ozon (32 тыс. руб.), остальные модели на подходе. «В 2023 году планируем продать 600 шт. Но если будет спрос, то мы готовы выпускать их хоть 1 млн в год, как АвтоВАЗ в лучшие годы», - замечает Перевезенцев.

Минимум полмиллиона покупателей

По оценкам минпромторга России годовой объем спроса на кресла-коляски с электроприводом для инвалидов составляет всего в 4 тыс. единиц. Имеется ввиду спрос, обеспеченный государственной поддержкой – закупки по линии Фонда социального страхования (ФСС) для бесплатного предоставления нуждающимся, а так же закупки бюджетными медучреждениями. В 2021 году по линии ФСС в России было закуплено 2 078 кресел-колясок с электроприводом на общую сумму 312,3 млн рублей. При этом, производственные мощности российских предприятий минпромторг оценивает в более 7,5 тыс. изделий в год. Основных отечественных производителей три: ООО «Завод специального оборудования» во Владимире, «Обсервер» в Калининграде и ООО «Подъем» в Тольятти.

Реальный же спрос на коляски с электроприводом значительно выше.

«В России ежегодно продаётся около 100 тыс. колясок, включая и механические, и электрические, - рассказывает председатель Московской областной общественной организации инвалидов «Колесница» Игорь Гундеров. – Считаем, что коляску человек покупает в среднем на пять лет. Значит, пользователей колясок в России не менее 500 тыс. человек».

На самом деле, колясок у инвалида должно быть две: домашняя и уличная. Первая - лёгкая, с запасом аккумулятора на 5-7 км – вполне хватает на день или два. Вторая – с мощным аккумулятором, повышенной проходимостью, габаритными огнями и т.д. Уличная коляска тяжёлая – её даже помыть после прогулки весьма проблематично. По словам Гундерова, когда-то ФСС обеспечивал двумя колясками, но уже более чем пять лет предоставляют только одну, как бы, универсальную.

При этом, коляска именно с электроприводом положена только инвалиду с нарушениями функций рук. Всем же, кто, теоретически, в состоянии крутить колёса руками, государство готово закупить лишь механическое изделие. В этом есть определённое лукавство – передвигаться на ручной тяге по слякоти, да на большие расстояния тяжело. По-хорошему, колясками с электроприводом необходимо обеспечить всех маломобильных граждан.

Но даже те, кому положено бесплатно получить от государства коляску с электроприводом, пользуются альтернативными вариантами.

Даже стандартную коляску иногда ждут довольно долго – пока проведут тендер, пока пройдёт поставка. Изделие же по индивидуальным требованиям получить от государства ещё сложнее. «Во-первых, нужно проводить отдельный тендер. Во-вторых, ФСС ставит такую цену, что под неё вообще может не откликнуться ни одного поставщика, - комментирует Гундеров. – Мне известны случаи, когда люди по пять лет через прокуратуру добивались получения таких колясок».

По его оценкам, около половины инвалидов предпочитают вместо самой коляски получить от государства сертификат на её приобретение: в Московской области денежный эквивалент стандартной коляски 112 тыс. руб. Или получить коляску, а потом продать её на Авито. Добавить ещё денег и купить за 300-500 тыс. руб. то изделие, которое уже точно подходит. Суммы немаленькие. Система покупки через благотворительные фонды более или менее налажена только в случае с детьми. Взрослые же, если повезёт, находят индивидуальных спонсоров.

Российских производителей колясок, как выяснилось, довольно много. И они тоже участвуют в тендерах ФСС, побеждают. Но сами инвалиды предпочитают импортные, в частности, немецкие изделия.

«Отечественные же коляски, которые нам предлагает ФСС как механические, так и с электроприводом, в целом, не лучшего качества, - рассказывает Ульяна Глухова, координатор ВОРДИ (Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов). - И по функционалу, и по комфорту пользования, и по качеству материалов. Сейчас уже начались проблемы с закупками импортных ТСР. И мы, конечно, будем рады, если российские компании станут делать коляски не хуже иностранных».

(мой материал, опубликован на Forbes.ru)

Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1

Читать ещё: Автомобиль для молодёжи, разгон конвейера и отношения с французами: о чём мне рассказал президент АвтоВАЗа