В условиях стагнации мирового авторынка страны, не ставшие поддерживать санкции против РФ, в частности, КНР, приобретают дополнительные выгоды для увеличения прибыли из-за освобождения рыночной ниши в России. Об этом сообщил «Московской газете» эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Шахурин
Тем временем, как стало известно, мировой авторынок сбавляет темпы роста. Хотя в ноябре он подрос на 3,2% (до 7 млн 031 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей), по итогам одиннадцати месяцев текущего года продажи авто в мире составили 73 млн 548 тыс. единиц, то есть ушли в минус (-0,6%), свидетельствует статистика консалтинговой компании LMC Automotive.
Передовиком по продажам машин в ноябре стал Китай с показателем 2 млн 329 тыс. машин, что, впрочем, на 7,1% хуже показателя годичной давности. Таким образом, отрицательный результат зафиксирован впервые после пяти месяцев роста. А вот у американцев с этим все в порядке. Там нашли своих покупателей 1 млн 123 тыс. автомобилей, что на 11,6% больше, чем годом ранее. Как отмечается в исследовании, худшие показатели продемонстрировали страны Восточной Европы, включая Россию. Что во многом связано с последствиями происходящего на Украине.
Как мы сейчас смотримся с точки зрения мирового авторынка, насколько российский рынок остается интересным для иностранных автопроизводителей? Или Россия, являвшаяся до недавнего времени значимым каналом сбыта для мировых автопроизводителей уже прочно уходит на задворки?
«Вопрос не в привлекательности российского авторынка, а именно в политическом давлении на компании Запада и Японии со стороны их правительств. Если бы не это давление, они бы не ушли. Особенно в условиях, когда общемировой спрос на автомобили так и не восстановился после падения в 2020-2021 гг. Новым стрессом для этого рынка стал рост цен на топливо и электроэнергию для зарядки электромобилей. Это уже побуждает ряд стран рекомендовать своим гражданам меньше использовать автотранспорт, и особенно электромобили. Также не до конца решены проблемы с поставками микрочипов, от которых рынок страдал в 2021 году. В этой ситуации страны, не подержавшие санкции против России, в частности Китай, получают дополнительные выгоды из-за освобождения рыночной ниши в России», — отметил Артем Шахурин.
В будущем году, как ожидается, спрос на авто в России выйдет из летаргического состояния, что вызовет повышенный интерес со стороны зарубежных поставщиков, не побоявшихся проигнорировать западные санкции против РФ. К тому же и отечественные производители не сидят сложа руки.
«Сегодня на российском авторынке идет активный передел сфер влияния. Освободившиеся ниши вполне могут занять те, кто не побоится заходить в Россию в условиях финансовой и геополитической нестабильности. Важно учесть, что из-за сотрудничества с «санкционной» страной у производителей могут быть проблемы, поэтому некоторые марки будут развиваться (или появляться) с легким бейдж-инжинирингом под чужими именами. В принципе, это мы уже наблюдаем по китайским автопроизводителям, которые не только выводят на рынок все больше новых моделей, но и создают целый ряд совместных проектов с российскими игроками. По такому же пути скорее всего последуют и иранцы. Ноябрь, к примеру, неожиданно для многих оказался богат на парадные запуски российских производств, в том числе на ряде остановленных весной текущего года заводах. Так, на бывшем заводе Renault в Текстильщиках, который был переименован в «Москвич» и выкуплен правительством Москвы, стартовала сборка кроссоверов. Выпуск бензиновых версий «Москвич 3» и электрических «Москвич 3е» в 2023-м хотят довести до 50 тысяч машин. А в Татарстане в особой экономической зоне «Алабуга» начали сборку LCV-техники «Соллерс» на основе фургонов, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков JAC. Производство запустили в цехе, где до марта собирали Ford Transit. Новинкам дали собственные имена «Атлант» и «Арго». Обе модели имеют китайские корни. И примеров совместных СП в текущих реалиях все больше. Общий годовой объем российского авторынка составит, по нашим прогнозам, 0,66-0,67 млн автомобилей, то есть на миллион автомобилей меньше, чем в прошлом году. Это станет самым низким результатом продаж новых автомобилей в России в текущем столетии, но все же чуть более оптимистичным, чем предполагалось после весеннего обвала рынка. При этом, если все озвученные ранее планы российских и китайских автопроизводителей сбудутся, и при отсутствии капитальных потрясений, объем рынка в 2023 году скорее всего продемонстрирует рост и составит 0,75-0,8 миллиона автомобилей», — сообщили изданию в пресс-службе «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»)
Чего ждать от цен на новые авто?
«Стоимость автомобилей европейских брендов на российском рынке будет расти. Если ранее автопроизводители из Европы повышали цены на свою продукцию на 3-4% с учетом инфляции, то в планах на 2023 год ряд компаний уже заявил о повышении стоимости на 7-10%. Росту спроса отчасти способствуют новые модели, которые ранее в России официально представлены не были, а теперь ввозятся в рамках параллельного импорта. Несмотря на то, что некоторые из них пока продаются в единичных экземплярах, они привлекают покупателей и способствуют повышению трафика в дилерских центрах. На протяжении всего 2022 российский рынок испытывал нехватку автомобилей по большинству брендов. Исключением стала лишь доля авто китайских производителей. Тем не менее, без введения дополнительных финансовых инструментов для поддержки отрасли вряд ли можно будет говорить о возвращении к докризисным показателям на авторынке. Снижение цен на автомобили, благодаря стабилизации рубля, возможно. В первую очередь для тех моделей, которые всё еще поставляются или производятся в России. К таким относятся автомобили китайских или корейских брендов», — сказали «Московской газете» в пресс-службе ГК «Автодом».