Витебский вокзал свое настоящее название получил только в 1935 году, до этого он назывался Царскосельским, поскольку первая железная дорога в России связала Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. Подробнее об этом можно прочитать тут.
Первоначально для станции в Петербурге планировалось построить каменное здание на берегу Фонтанки, возле Обуховского моста (недалеко от Московского проспекта). Но выкупить землю у ее владельца не получилось. Поэтому в 1837 году был выделен небольшой участок на Загородном проспекте, который принадлежал Семеновскому полку.
В августе 1837 года началось строительство временного деревянного вокзала, который был рассчитан несколько лет эксплуатации. К сожалению, картин и фотографий с его изображением не сохранилось.
В 1849 году было построено каменное здание вокзала по проекту Константина Тона, который в это же время руководил строительством Николаевского (Московского) вокзала и Введенского собора Семеновского полка, который стоял на площади перед Царскосельским вокзалом.
На первом этаже этого здания находились билетные кассы, багажное отделение и небольшой зал ожидания. Почти весь второй этаж занимало правление дороги, а его часть была приспособлена для проживания служащих вместе со своими семьями. В левом крыле здания находились две императорские комнаты, в которые можно было попасть из специального бокового подъезда. В правом крыле, который тянулся вдоль Введенского канала, были устроены залы ожидания. Пространство над тремя станционным путями было перекрыто большим застекленным шатром.
В 1876 году здание вокзала было расширенно. В таком виде здание просуществовало до начала XX века, пока его не разобрали для строительства современного здания вокзала.
В 1900-ом году Царскосельскую дорогу приобрела компания Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Ее руководители предполагали использовать старейшую линию России в качестве головного участка дороги на юг: Санкт-Петербург, Дно, Новосокольники, Витебск.
Из-за расширения железнодорожных направлений было принято решение о строительстве нового вокзала. Для обслуживания пассажиров бывшей Царскосельской дороги было построено временное одноэтажное сооружение с часовой башенкой. Временный вокзал стоял на Подъездном переулке около Обводного канала.
Владельцы компании Московско-Виндаво-Рыбинской дороги устроили архитектурный конкурс, в котором приняли участие самые известные архитекторы того времени. Но ни один из проектов, который участвовал в конкурсе так и не был реализован. Финальный вариант было предложено создать академику архитектуры С. А. Бржозовскому. Художественной отделкой интерьеров занимался С.И. Минаш.
Оба этих архитектора специализировались на железнодорожном строительстве, причем С.А. Бржозовский был штатным архитектором Владикавказской, Николаевской и Московской-Виндаво-Рыбинской железных дорог.
Старое здание вокзала стали разбирать в середине 1900-ого года, а новый вокзал был открыт 1 августа 1904 года.
Изначально владельцы Московской-Виндаво-Рыбинской железной дороги планировали построить вокзал на берегу Фонтанки. Но денежных средств на приобретение участков не хватило. Поэтому был приобретен небольшой кусочек Семеновского плаца, где стояла казарма. Ее разобрали и на ее месте построили правление Московской-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Трехэтажное здание до наших дней не сохранилось.
В начале XX-ого века в архитектуре был популярен стиль модерн. Витебский вокзал стал одним из первых общественных зданий, построенных в этом стиле. Он был высоко оценен в обществе, а многие его хвалили за эффективное распределение пассажиропотоков и схожесть с вокзалами Европы.
В отделке интерьеров были использованы различные декоративные приемы модерна: от витражей и стеклянных потолков до каменной плитки и металлических конструкций.
На расположение и конфигурацию нового вокзала повлияло несколько обстоятельств. Со стороны Введенского канала было решено построить императорский павильон. Из-за этого не было возможности разместить службы вокзала по обе стороны от путей. Городские власти предлагали засыпать Введенский канал, но сделано это было только в 1967 году.
Также нужно было организовать пересечение железнодорожных путей с Обводным каналом так, чтобы набережная расходилась с путями в разных уровнях. Поэтому поезда приходят ко второму этажу Витебского вокзала.
Железнодорожные пути подняты на высоту пяти метров. Это позволило разместить под путями специальные багажные тоннели, по которым грузы минуя платформу могли попадать к началу поездов. А в те годы багажный вагон следовал сразу за паровозом, чтобы пассажиров не беспокоила гарь и копоть. Для автоматизации подачи багажа было устроено 11 лифтов, некоторые из них могли использоваться пассажирами.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Витебский вокзал. Часть 2. Интерьеры.
Витебский вокзал. Часть 3. Интерьеры и здание Императорского павильона.
И обязательно ознакомьтесь:
Музей Железных Дорог России. Куда обязательно стоит сходить в Петербурге. История поездов в России.