На рубеже 20-21-го веков одной из модных и востребованных профессий стала профессия программиста. А сегодня говорят также о том, что владеть программированием должен каждый современный человек, точно так же, как читать и писать. Но до сих пор многие ошибочно считают, что научиться программировать можно только с помощью компьютера и только изучив несколько языков программирования.
Программирование — это стиль мышления.
Мы тоже обучаем программированию, но рассматриваем программирование в более широком смысле.
Программирование для нас – это стиль мышления, когда человек становится способен:
- разделить сложную задачу на несколько более простых;
- выделить в условии задачи важные составляющие: исходные данные, вспомогательную (дополнительную) информацию, искомый результат;
- найти недостающую информацию;
- построить алгоритм (последовательность шагов или этапов) решения задачи.
Опять задачи!? Не всё так страшно! 🙂
Почему мы говорим о задаче? Для многих школьников задачи существуют только на уроках математики, которая порой кажется самым сложным предметом! Но не торопитесь впадать в панику! 😉
На самом деле любой человек с самого рождения только и делает, что решает самые разные задачи, часто даже не подозревая об этом! Например, каждый маленький ребёнок учился завязывать шнурки. И сначала это было очень сложной задачей, в которой есть определенная последовательность этапов. Потом, когда пришло умение, никто из нас больше не задумывается, как шнурки надо сложить, переплести, затянуть и т.д. 🙂
И примеров таких задач, уверены, каждый может привести множество!
А давайте придумаем игру … про завязывание шнурков!
А представьте, что вы делаете игру! Или придумываете мультфильм. С сюжетом, историей, персонажами. Перед игроком или персонажами тоже ставятся определенные задачи. Но сначала разработчик игры или автор мультфильма продумывает массу деталей, ставя перед собой самые разные творческие задачи.
К примеру, давайте пофантазируем и представим себе игру про завязывание шнурков 😉 Как должна выглядеть эта игра? Будет ли в ней персонаж? Как игрок будет управлять персонажем? Какими способами и с помощью каких инструментов будут завязываться шнурки? Как будут начисляться очки? А может быть, теряться «жизни»? … А может, пусть это будет не игра, а мультфильм? Или целая серия видео, в которых будут показаны самые разные способы завязывания шнурков? А может быть, мы изобретем ботинки, на которых шнурки будут завязываться сами, как в известном фантастическом фильме? Интересно?
Займёмся творческим программированием!
Если вы вместе с нами начали фантазировать, вы уже начали заниматься творческим программированием! Вы успели почувствовать, что для решения многих перечисленных выше задач совсем необязательно использовать компьютер и писать сложные программы? Но мыслить логически, алгоритмически, системно и одновременно креативно обязательно!
Именно этому мы предлагаем учиться каждому человеку! В первую очередь, конечно, детям. Ведь у них масса времени и возможностей, но из-за огромного разнообразия направлений так сложно выбрать свой путь.
Какие инструменты и программы помогают заниматься творческим программированием?
Обучение школьников мы рекомендуем начинать с разнообразных проектов. Можно начать придумывать свои мультфильмы и игры, используя возможности стоп-моушен анимации, бюджетного косплея, а также постепенно осваивать компьютер с помощью визуальной среды программирования Scratch. Из опыта работы со школьниками начальных классов с уверенностью можем сказать, что для них очень важно разнообразие. Поэтому всё отлично вписывается и в школьные учебные программы.
По мере взросления ребёнок проявляет желание сделать свою игру на более профессиональном уровне. И мы выбрали в качестве инструмента Unity. Это профессиональная среда для разработки игр и других творческих проектов. Наряду с другими не менее популярными профессиональными инструментами Unity отличается относительной простотой интерфейса. Благодаря этому с первого урока школьник (даже если ему всего 9-10 лет) быстро вовлекается в творческий процесс. Многие учителя разных стран мира также увлечены обучением творческому программированию школьников и студентов с использованием Unity.
Кроме того, универсальность инструмента позволяет дифференцировать обучение. Одним ученикам больше нравится моделировать свои игровые миры, создавать анимацию. Другие же увлечённо и целеустремлённо осваивают современный востребованный язык программирования C#. И те, и другие пробретают важные навыки почти на профессиональном уровне.
Творческие проекты — основа обучения
Кроме привычного обучения мы одновременно делаем самые разные творческие проекты! Фактически мы продвигаем идею проектного обучения. Даже на базе упомянутых выше Scratch и Unity многие ученики выполняют проекты по различным школьным предметам, например, создавая образовательные игры.
Формируем продуктовое мышление
Для заботливых родителей и старшеклассников отметим, что в итоге мы помогаем школьникам сформировать так называемое продуктовое мышление, когда разработчик понимает, что необходимо сделать всё от него зависящее, чтобы достичь поставленной цели и создать конечный продукт. И это тоже мы считаем одной из составляющих творческого программирования, так как порой надо очень творчески подходить даже к вопросам организации процесса работы, распределения задач и приоритетов, соблюдения сроков и пр.
Заходите к нам на огонёк: https://aelit.by/
Подписывайтесь на наш канал в Дзен! Постараемся делиться с вами самым интересным опытом собственных исследований и разработок.
Иллюстрации для статьи подобраны с помощью сервиса https://www.canva.com
Автор статьи: Ольга Елисеева.