Найти в Дзене
AIRBORNE

Может ли топливо замерзнуть?

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Эксплуатация самолета подразумевает его использование как при высоких, так и при самых низких температурах. Например, в полете температура забортного воздуха иногда может достигать -70 градусов по Цельсию и выше. Что происходит с топливом при таких таких температурах? Замерзает ли оно? И что делать в таких случаях? Разбираемся сегодня.

Какое топливо заливается в самолет?

Когда вы приезжаете на заправку, вам предлагают на выбор несколько марок бензина: АИ-92, АИ-95, дизельное топливо, а где-то даже АИ-98 и другие. В авиации все примерно так же, только марок топлива поменьше. Самыми основными считаются 3 вида:

  • JET A - используется преимущественно в США.
  • JET А-1 - самое распространенное топливо, которое используется почти везде, кроме США.
  • JET B (JP-4) - используется, в основном, для военной сферы и распространено в северной части Канады, на Аляске и в некоторых регионах России.
Заправка самолета керосином JET-A1
Заправка самолета керосином JET-A1

В РФ также распространен еще один аналог JET A-1, который называется ТС-1. Главное отличие аналога от JET A-1 заключается в технологии производства. Помимо этого, JET A-1 считается более экологически безопасным, а его температура вспышки на 10°C выше, чем у ТС-1. При этом ТС-1 может использоваться при более низких температурах.

Малая авиация с поршневыми ДВС, как правило, вообще летает на автомобильном бензине АИ-95/92 и смесях. Но в «большой» авиации без керосина никуда. Основной характеристикой в рамках данной темы является температура замерзания керосина - то есть такая температура, при которой частицы топлива начнут замерзать. И для этих видов топлива она будет разной:

  1. JET A: -40°C;
  2. JET A-1: -47°C;
  3. JET B: -72°C

Запомним эти числа, они пригодятся нам позже.

Можно ли смешивать топливо?

Да, к примеру, вы можете прилететь из Лондона в Сан-Франциско, и у вас в баках будет плескаться еще немного JET A-1, после чего вы дольете необходимое количество топлива для обратного полёта, но это уже будет топливо JET A. Но как же быть с температурой замерзания? Они же разные. Высчитывать среднее значения по пропорции залитого топлива? Нет, конечно. Все гораздо проще - даже если вы залили в JET A-1 буквально несколько сотен килограмм JET A, берется наименьшая температура замерзания, то есть -40°C.

Более того, Boeing рекомендует использовать следующее правило для расчета температуры замерзания при смешении разных видов топлива: после смешения JET A-1 с JET A должно пройти не менее 3х последовательных заправок топливом JET A-1, чтобы температура замерзания снова считалась равной -47°C.

Рекомендация Boeing по определению температуры замерзания при смешении разных видов топлива
Рекомендация Boeing по определению температуры замерзания при смешении разных видов топлива

Температура топлива в баках

В зависимости от того, где и при какой температуре производится заправка, топливо перед поступлением в баки самолета может быть подогрето.

Предположим, что температура топлива перед взлетом составляет +20°C. После взлета самолет забирается на FL360 (10,975 м), где температура воздуха, в среднем, составляет -57°C. Что будет происходить с топливом?

Так как на большинстве самолетов основная масса топлива располагается в крыльях (подробнее тут), холодный набегающий поток будет его охлаждать. Но как быстро оно охладится до температуры замерзания?

Охлаждение топлива набегающим потоком
Охлаждение топлива набегающим потоком

В зависимости от различных условий темп охлаждения может быть в пределах от -3°C до -12°C в час, поэтому за температурой топлива в баках необходимо время от время следить.

Если температура топлива достигнет температуры замерзания, начнется процесс кристаллизации, так как топливо содержит небольшое количество воды. В итоге топливо станет больше похоже на гель или плотный воск.

Замерзшее дизельное топливо
Замерзшее дизельное топливо

Чтобы этого не допустить, экипаж мониторит температуру топлива по специальному индикатору.

Индикатор температуры топлива на Boeing 737 Classic
Индикатор температуры топлива на Boeing 737 Classic

Датчик температуры, как правило, устанавливают поближе к законцовкам крыла, так как там топливо начинает замерзать раньше, чем в корневой части крыла.

Но даже если экипаж проморгает понижение температуры, это некритично. Как только температура топлива начнет приближаться к температуре замерзания, датчики отправят сигнал, и на дисплее появится предупреждающее сообщение: «Низкая температура топлива».

Индикация «Низкая температура топлива» на воздушном судне Boeing-747
Индикация «Низкая температура топлива» на воздушном судне Boeing-747

К примеру, на Boeing-747 такая индикация появляется при температуре топлива -37°C, то есть за 3 градуса до температуры замерзания топлива JET-A, которое используют в Штатах.

Как можно уменьшить температуру топлива?

Ну, во-первых, конструктивным способом на этапе разработки систем самолета. Например, добавив топливно-масляной теплообменник. Так разогретое масло будет отдавать свое тепло холодному топливу, само при это охлаждаясь. Более того, можно провести магистрали отобранного от двигателей воздуха поближе к топливным бакам, чтобы так же подогревать их своим теплом. Но что делать, если конструктивно реализованные способы все равно не помогают?

Действия экипажа

  1. Самый неочевидный способ - увеличить скорость полёта. Дело в том, что чем быстрее летит самолет, тем сильнее он нагревается из-за трения о воздух. Так, увеличив скорость всего лишь на 0,01 Маха, можно увеличить температуру поверхности самолета, а, соответсвенно, и температуру топлива на 0,5-07°C. Эффектный, но не очень экономичный способ.
Иллюстрация к первому способу
Иллюстрация к первому способу

2.Изменить высоту полёта. Рекомендуется снизиться на 3,000-5,000 футов (915-1525 м) от расчетного эшелона полёта, так как в стандартной атмосфере температурный градиент составляет 2°C/1,000 футов. То есть, если полет проходил на FL360 (10,975 м), где температура, в среднем, составляет -57°C, можно снизиться на FL320 (9,756 м), где температура будет уже -49°C. Но опять же не очень экономично, ведь чем ниже проходит полет, тем больше сопротивление воздуха и больше расход топлива.

Иллюстрация ко второму способу
Иллюстрация ко второму способу

3.Вернуться в теплую воздушную массу. Сильно охлажденный воздух, как правило, встречается либо после холодных фронтов, либо возле струйных течений. Поэтому если другие способы разогреть топливо не сработали, остается только развернуть самолет и полететь в менее холодную воздушную массу.

Тем не менее, инженеры все-таки поработали на славу, и топливо редко охлаждается до столь критичных температур. В истории было не так много инцидентов, которые произошли из-за замерзания топлива в полете, и почти все они закончились благополучно. Даже если топливо замерзнет и двигатели отключатся, самолет может планировать еще довольно долго.

———————————————————————

До новых встреч и хорошего полёта!