Найти тему

Почти секретная история Lada Niva

Оглавление

Во французском ежемесячном журнале Auto Moto, посвященном автомобилям и мотоциклам, теперь есть большая и подробная статья об истории Нивы. Она называется "Почти секретная история Lada Niva - История автомобилей". Там же содержится интересная информация об интересе американской разведки к разработке модели ВАЗ (рассекреченные отчеты ЦРУ доступны из документального фильма о LADA Niva — прим.).

Дворцовый переворот

Создание «Нивы» в самом начале истории внедорожника потребовало дворцового переворота. В октябре 1964 года от власти был отстранен Никита Хрущев. На посту главы СССР его сменил тандем Леонида Брежнева и реформатора Алексея Косыгина. Последний был призван преобразовать советскую экономику, утверждая, что построить коммунизм невозможно, не повысив качество жизни народа. В этом выступлении Косыгин впервые перевел курсор с планирования тяжелой промышленности на товары народного потребления.

Отличным вариантом для роста экономики СССР стало производство автомобилей. Процесс производства в середине 60-х гг. был налажен плохо, выпускать удавалось максимум 200 тысяч машин в год.

Чтобы ускорить становление советской промышленности, Косыгин сделал ставку на Запад. Уже в 1964 году советская делегация посетила Renault, Volkswagen и Fiat, чтобы отыскать технологических партнеров. Модели на производствах были проанализирован, а советские делегаты проводили длительные беседы с политиками.

Рим имел виды на сотрудничество с Москвой начиная с 1961 года, когда нефтяная компания Agip стала первой западной компанией, закупившей советскую нефть.По этой причине Fiat первым предоставил советским инженерам чертежи седана семейства FIAT-124. Позже на заседании правления в Бийанкуре президент Renault Пьер Дрейфус утверждал, что компания не могла дать все это.

«Тольятти, город из ниоткуда»

-2

Всего через несколько недель после выступления Косыгина в парламенте партийная газета «Правда» сообщила о подписании исторического пакта между СССР и Италией. Трансальпийских инженеров поселили на берегу Волги в 1000 км от Москвы, чтобы передать свои знания российским коллегам. Прошло четыре года - именно за этот срок был построен совершенно новый город.

Советским рабочим обещали ультрасовременные квартиры, что привлекло на стройку множество квалифицированных рабочих. Город назвали Тольятти - в честь первого секретаря Коммунистической партии Италии (КПИ), погибшего в СССР несколько лет назад.

В кратчайшие сроки был открыт Волжский автомобильный завод ВАЗ - четырехкилометровый монстр с собственным литейным цехом, который в итоге мог выпускать 600 000 автомобилей в год. Ориентировочная стоимость ВАЗ на сегодня составляет 3 миллиарда евро.

Слежка ЦРУ

-3

ЦРУ вело данный проект как родной. В конце 1966 года в Риме офицер разведки встретил босса FIAT Витторио Валетту. Американцы преуменьшали значение этого вопроса, полагая, что это сократит военные расходы СССР и ослабит напряженность в отношениях между двумя сверхдержавами.

В сегодняшнем рассекреченном 36-страничном отчете «Советский Союз: заря автомобильной эры» ЦРУ поставило под сомнение даже адекватность предоставления долларовой поддержки своим противникам… В то же время в отчете говорилось, что Штаты недооценили масштаб проекта.

Составитель отчета указал, что в ближайшее время ВАЗ не будет выпускать народные микролитражки или "жуки», предполагалось, что производство будет ориентировано на элиты общества. Заимствование пикапов и грузовиков для личного пользования местными аппаратчиками стало национальным видом спорта, наносящим ущерб экономической и производственной деятельности страны. В меморандуме ЦРУ США также подчеркивается уязвимость дорожной инфраструктуры СССР - “только 9% дорог с твердым покрытием”...

«Особый и внедорожный»

-4

После начала активной работы ВАЗ в один прекрасный день у ​​министра Тарасова появился второй проект «особого, комфортного внедорожника для сельской местности». руководство завода попросило трех дизайнеров сделать прототипы. С 1971 года «Ижмаш» (известный как производитель автомата Калашникова), «Москвич» и ВАЗ работали отдельно для достижения целей очередной пятилетки.

Советские инженеры работали в Тольяттинском конструкторском бюро. Их звали Владимир Соловьев и Петр Прусов. Неподходящие материалы, нехватка деталей, иногда потеря рабочей силы... но эти люди уже знали, как выкрутиться. Фактически к этому моменту в СССР могло производиться уже 65% деталей ВАЗ-2101.

-5

Так родился первый прототип Нивы по прозвищу «Крокодил». Однако министерство посчитало его слишком простоватым, без дверей и с наличием брезентового верха. В последующие годы было построено еще шесть прототипов.

Постепенно стали ясны характеристики будущей «Нивы». На глазах у официальных лиц машина проходит испытания в горах Таджикской ССР. Эти господа были убеждены, что именно ВАЗу было поручено спроектировать и построить изобретённую Министерством деревенскую машину.

Вместе с тем проект 2121 не забыл о преимуществах цивилизованной жизни - внедорожник едет как обычная машина, а паркуется буквально на платке благодаря своим габаритам.

В дизайне этого автомобиля из Тольятти тоже есть доля Итальянского шика: профиль и капот, разработанные Валерием Сёмушкиным, напоминают FIAT-127. Ведь последние инженеры и рабочие из Альп не покидали площадку до 1975 года. Если у Жигулевских ВАЗ-2106 1,6-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель имел туринские корни, то концепция, система 4х4, кузов или передняя подвеска была доморощенным открытием. Так СССР создавал один из самых популярных серийных автомобилей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.