Когда только начинал осваивать педагогическую науку, то очень не любил работать со взрослой аудиторией. Особенно меня напрягали курсы повышения квалификации - на них, обычно, приезжают коллеги со всего региона и не только педагоги, но методисты и даже руководители с большим опытом.
Про таких мама говорила: «К ним на кривой козе не подъедешь».
Со студентами-заочниками проще, они понимают, что зависят от тебя поэтому молчат и слушают. А вот опытные коллеги - всегда могут задать кучу вопросов, сказать: “что ваша теория не работает” или “вам тут в городе легко говорить”. Ну и некоторые еще сидят и всем видом показывают, что не особо тебя хотят слушать. Это очень сильно выбивает из колеи и не даёт вести занятие.
Раньше, когда начинались подобные курсы - я всегда предварительно спрашивал у коллег, есть ли в группе слушателей такие "опытные" индивиды, с которыми неудобно работать.
Но вот прошло время - я набрался опыта и сейчас откровенного страха перед взрослой аудиторией не испытываю.
За последние две недели у меня прошло достаточно много образовательных мероприятий на одном, из которых я услышал: “мы хотели прийти на семинар именно к вам!” Это меня очень порадовало и пришло понимание, что делаю я все верно.
Раскрою свои приемы работы с взрослой аудиторией, основных получилось - 9, погнали.
1. Начинаю знакомство с аудиторией представляюсь, рассказываю о своем опыте и заслугах. Десять лет руководящего стажа ни о чем аудитории не скажет, а вот руководство образовательным коллективом, который за последний год привлек грантов на сумму более трех миллионов рублей (для нашего региона, это хорошая сумма) звучит более внушительно. Расскажите о своих значимых проектах, авторских работах, количестве обученных людей (цифры и конкретика - им верят больше). Особо хвастаться не люблю, но тут нужно - иначе не поверят.
2. Далее знакомимся с аудиторией, узнаем кто они, откуда, с каким опытом пришли, что знают по теме вашей встречи. Так вы оцените начальный уровень знаний, а может найти себе супер-помощника с крутыми знаниями и опытом, и не будете противостоять ему, а наоборот, попросите помочь в проведении занятия. Вы поймете, о должностях, сфере деятельности и сможете работать адресно, когда приводите примеры, и задаёте вопросы.
3. После знакомства нужно обозначить и актуализировать цель встречи, если этого не сделать - никто не поймет зачем сидеть и терять здесь свое время. Хороший прием – обсудить, что произойдет, если мы сейчас это не изучим.
4. На следующем такте занятия нужно аудитории поставить цель - лучше это сделать, по методологии SMART. Расскажите, с какими знаниями и умениями ваши зрители уйдут после занятия. Результат должен быть ценен для всех. Можно снабдить ваших зрителей инструментом, чек-листом или приемом работы.
5. Один из важных моментов - быть готовым к определенному когнитивному сопротивлению (нежеланию учиться, особенно если на занятие “отправили”). Нужно помнить, что это норма (нежелание нашего мозга разбираться в чем-то новом и сложном), а не персональная реакция на вас.
6. Аудитория будет очень живо реагировать, если вам удастся обратиться к личному жизненному опыту участников. Если вы сможете привести проблемные ситуации, которые часто возникают — это позволит вам расположить к себе аудиторию.
7. В начале занятия я узнаю сферы деятельности наших участников, и начинаю приводить примеры из этих направлений, обращаясь к участникам. Это мне позволяет налаживать контакт с аудиторией, тем самым я добиваюсь большего доверия.
8. После того как обозначена проблема, озвучены самые важные боли - нужно предложить групповую работу. Даю возможность всем участникам высказаться. Для этого этапа очень хорошо подойдет работа в группах по 4-7 человек. Коллегам нужно дать возможность поспорить, что-то обсудить, прийти к общему мнению. Этот этап всегда динамичен и интересен.
9. По ходу всего мероприятия продумываем определенную сценарность всего занятия. Самый интересный такт, должен быть, как кульминация в фильме, ближе к подведению итогов.
Если мне удается выдержать все эти этапы, то занятие получается очень продуктивным. Такой алгоритм подходит для семинаров и обучающих встреч со взрослыми. После одной из последних образовательных встреч я получил достаточно положительных комментариев о том, что информация была полезной и подана в интересной форме. Надеюсь, у вас это тоже получится!
Если материал - понравился подписывайтесь и пишите комментарии.