Сложившийся дефицит и ослабевший контроль со стороны импортёров позволили автосалонам серьёзно поднять цены. Некоторые дилеры открыто признаются: без дополнительного оборудования и ряда услуг автомобили они просто не продают. Но как быть покупателю, которому предлагают совершенно ненужные и очень дорогие «допы»? Разбираемся, как отказаться от ненужного оснащения в автосалоне и когда это можно сделать, а когда — нет.
- Чаще всего в цену автомобиля включают коврики, молдинги, антикоррозийное и шумопоглощающее покрытие, тонировку, накладки на пороги и многое другое. С этими «допами» базовая стоимость автомобиля увеличивается на несколько десятков и даже сотен тысяч рублей.
- Если автомобиль покупают в кредит, на него обязательно нужно оформить полис каско, а за этим следует ещё одна «обязаловка»: в банке от будущего владельца почти наверняка потребуют согласиться на страхование жизни за 20–30 тыс. рублей. Желательно — сразу на два года вперёд.
- Навязывание покупателю дополнительного оборудования — нарушение законодательства. Статья 16 Закона о защите прав потребителей запрещает обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других. Но есть нюансы. Например, уже нанесённая тонировка или дополнительная антикоррозийная защита автомобиля в салоне становятся неотъемлемой частью машины, и отказаться от таких услуг не получится.
- В случае, если покупатель столкнулся с отказом продать ему автомобиль без опций, эксперты советуют писать досудебную претензию, а в случае дальнейшего отказа — обращаться в суд. Эти рекомендации применимы как к машинам, которые нужно заказывать, так и к автомобилям, которые уже в наличии у дилеров: дополнительные опции могут быть установлены только по желанию потребителя.
- Что касается страховых продуктов, участники рынка указывают на наличие так называемого «периода охлаждения». Через 14 дней после заключения договора клиент может отказаться от кредита, и закрыть свои обязательства, внеся полную стоимость автомобиля. А после этого потребовать вернуть деньги за ставшие ненужными страховые продукты. Юристы рекомендуют, что с учётом бюрократии эту схему оптимально использовать через месяц после покупки: по их опыту так банки обычно легче идут навстречу.
- Закон «О защите прав потребителей» предполагает жёсткие наказания в отношении непорядочных продавцов. Но, чтобы доказать их вину, потребуются силы, время и деньги на адвокатов. Закон предусматривает крупные суммы возмещения убытков для потребителей. Признанный виновным дилер-ответчик обязан будет компенсировать причинённый ущерб. В нашем случае это — стоимость навязанного оборудования. А ещё доплатить сверху штраф в размере 50 процентов от этой суммы. Кроме того, истец может потребовать и возмещения морального вреда.