Найти тему
ВЗО ProДеньги

«Немедленно переводите деньги, или мы выломаем дверь!» и другие мифы о коллекторах

Оглавление

Коллекторы, если они легальные, никогда не станут угрожать должнику. Их задача — взыскать задолженность, настоятельно напоминая о последствиях невозврата денег. Они действуют либо в интересах кредитора, либо в свою пользу, если уже перекупили просроченную задолженность. В любом случае бояться легальных коллекторов незачем, но вот знать свои права и соблюдать принципы общения с ними нужно каждому должнику.

Как не попасть к коллекторам

Ситуации бывают разные, и причины, по которым должник просрочил платеж — тоже. Чтобы не допустить передачу данных коллекторам, стоит заранее подумать о договоренностях с кредитором. Если понимаете, что внести платеж вовремя не получается, лучше обратиться в свою кредитную организацию и попросить отсрочку или изменить сроки и суммы платежей, то есть реструктурировать займ. Банки и МФО не обязаны это делать, но могут пойти навстречу.

Если просрочка платежа уже произошла, и представители кредитной организации начали регулярно звонить и выяснять причины задержки, нужно честно рассказать о своей ситуации. Решать такой вопрос прямо — лучшая стратегия. Кредитор охотнее помогает тем клиентам, которые ведут свои дела открыто. Скорее всего, это поможет избежать лишних пеней, штрафов и стресса.

А вдруг он не настоящий?

Если должник уклоняется от возврата денег, кредитор в течение 30 рабочих дней обязан известить его о том, что нанял коллектора, прислав уведомление об уступке прав требования.

Важно: кредитор может привлекать только одно коллекторское агентство.

Что это значит: если вы не получали никакого официального письма, а к вам вдруг пришел или позвонил по телефону коллектор, проверьте, не мошенник ли это. Закон гласит, что общаться с должником по поводу просрочки имеет право только представитель коллекторского агентства, которое включено в государственный реестр. Кстати, с ним тоже можно не общаться, пока у вас нет официального уведомления.

Что можно и что нельзя делать коллекторам

Закон, вышедший в январе 2017 года, ограничил действия, которые могут применять коллекторы по отношению к должникам. Если до появления регламента коллекторы могли воздействовать на должника любыми психологическими, а иногда и физическими методами в попытках вернуть долг, то сейчас главное правило — не быть назойливым и не причинять вреда должнику.

Что может коллектор:

  • Звонить с 08:00 до 22:00 в рабочие дни и с 09:00 до 20:00 в выходные и праздники. Звонки должны быть не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми в месяц. При звонке коллектор обязан представиться и назвать наименование кредитора, которого он представляет
  • Отправлять текстовые сообщения с 08:00 до 22:00 в рабочие дни и с 09:00 до 20:00 в выходные и праздники. Сообщений должно быть не более двух в сутки, четырех в неделю и шестнадцати в месяц. Так же, как и при звонке, в сообщениях должны быть информация о кредиторе, имя отправителя, напоминание о просрочке без указания ее размера
  • Видеться с должником не более одного раза в неделю
  • Общаться с родственниками должника или третьими лицами. Это возможно только в том случае, если должник дал на это письменное согласие, а его близкие не выразили несогласия. В любой момент родственники должника могут в устной форме попросить не звонить и не писать им, а вот должнику, если он хочет прекратить общение коллекторов с третьими лицами по поводу его долга, придется написать заявление. Передать заявление можно через нотариуса, по почте заказным письмом с уведомлением либо лично под расписку
Если договор с кредитором предусматривает еще какие-то способы взаимодействия с должником, от них всегда можно отказаться.

Что не может коллектор:

  • Унижать, критиковать, провоцировать, оказывать любое психологическое давление на должника
  • Давать неверную информацию о сумме долга, сроках погашения, об обращении в суд и уголовном преследовании
  • Скрывать свои контактные данные: номер телефона и адрес электронной почты
  • Лгать о своем статусе, например, представляться кем-то из госорганов
  • Раскрывать сведения о долге третьим лицам, в том числе публично в интернете
  • Применять физическое насилие и любые опасные для здоровья должника меры
  • Уничтожать, повреждать имущество должника. Нарушением будет даже устная угроза

Штраф, который светит компании коллектора-нарушителя — 2 млн рублей.

Есть ряд обстоятельств, когда должника обязаны не беспокоить:

  • Лечение в стационаре
  • Недееспособность или ограничение дееспособности
  • Инвалидность I группы
  • Возраст менее 18 лет

Для каждого случая необходимо официальное подтверждение. Долг никуда не исчезнет, штрафы и пени продолжат копиться, но звонки и SMS прекратятся.

Как пожаловаться на коллектора

Должник, права которого нарушили банк или МФО, отправляет свою жалобу в Банк России.

Если права нарушают коллекторы, то обращаться следует в Федеральную службу судебных приставов.

Серьезные нарушения, например, угроза жизни, имуществу, здоровью и близким, необходимо зафиксировать в виде заявления в полицию.

Расскажите, слышали ли вы когда-либо о противозаконных действиях со стороны коллекторов, банков или МФО?