Часть вторая
Это продолжение статьи о признаках аутизма у Амели из одноимённого фильма. Первую часть (о детстве героини) можно прочесть здесь.
В прошлый раз мы остановились на том, что повествование о детских годах Амели заканчивается со смертью её матери, что само по себе достаточно символично. В первом же кадре, где мы видим Амели взрослой девушкой, она покидает отчий дом, чтобы начать самостоятельную жизнь.
Автор англоязычной аналитической статьи, которую я упоминала в прошлой публикации, отмечает, что несмотря на «дружелюбный характер» Амели «не заботится о том, чтобы построить дружеские отношения с кем-либо» из тех, кто её окружает, и большую часть времени проводит в одиночестве.
Голос рассказчика, который выступает в качестве «переводчика» между Амели и зрителем, сообщает нам о «мелких радостях» героини – на языке специалистов по расстройствам аутистического спектра (РАС) это называется профилем сенсорного поиска, то есть стремлением к удовлетворению повышенной потребности органов чувств (осязание, зрение, слух и т.д.) во внешних стимулах. Подробнее ознакомиться с различными видами сенсорного профиля и их связи с поведенческими проблемами аутичных детей можно в исследовании сотрудников Московского государственного психолого-педагогического университета.
Сенсорный поиск Амели: она любит погружать руку в мешок с сухой фасолью...
... ломать сахарную корочку крем-брюле...
... и «пускать блинчики» по воде. Ради этого удовольствия Амели собирает камушки в разных местах города. Такое детское поведение во взрослом возрасте может свидетельствовать о незрелости психики, которой часто сопровождаются расстройства аутистического спектра.
Также «ей нравится задавать глупые вопросы о мире или об этом городе». Мышление аутичных людей сильно отличается от мышления нормотипичных, и вещи, которые интересуют аутистов, часто кажутся окружающим глупыми и странными.
Неудивительно поэтому, что в голову Амели приходят странные идеи – например, во что бы то ни стало разыскать хозяина случайно найденной коробочки с детскими «сокровищами»...
... для чего девушка обходит весь город в поисках человека с нужной фамилией, стучится в квартиры незнакомцев, вычёркивая из списка тех, кто оказался не тем, кого она искала.
Кстати, точно такой же идеей одержим аутичный мальчик из другого фильма – «Жутко громко и запредельно близко»: он путешествует по всему Нью-Йорку, разыскивая некоего мистера Блэка.
Ещё одна странная идея Амели – украсть папиного садового гнома и отправить его в путешествие по всему миру. Эта традиция появилась в Австралии в 1980-х. Вполне возможно, что Фил Тиббл, человек, впервые проделавший эту шутку с гномом, был аутистом. У Амели на то были свои причины: она ревновала отца к этой его любимой игрушке, о которой он заботился, не обращая на дочь никакого внимания. О том, что отец Амели, вероятно, тоже находится в спектре РАС, я писала в первой части статьи (см. ссылку в начале).
Встречая свою судьбу, Амели поначалу впадает в ступор, что очень характерно для людей с РАС, и просто убегает, даже не улыбнувшись тому, в ком почувствовала какую-то духовную близость.
О своей влюблённости она говорит с единственным человеком, которого решается впустить в своё личное пространство, – с одиноким соседом-художником. Он очень хорошо чувствует натуру Амели: именно из его уст она впервые слышит о себе такие слова:
Может, она просто не такая, как все?.. Она, наверное, в детстве очень редко играла с другими детьми. А может, и никогда.
О человеке, в которого влюблена Амели, стоит рассказать отдельно. Она не зря чувствует родство между ним и собой: Нино (так зовут героя), похоже, тоже аутист. Он – «мечтатель» со странной профессией (продавец в секс-шопе, по совместительству – актёр парка аттракционов), чудак, собирающий коллекцию разорванных и выброшенных фотографий. Это типичный пример специального интереса, очень сильного и часто необычного увлечения, к которым так склонны аутичные люди.
Впрочем, Нино больше подходит под описание шизотипического расстройства, которое, кстати, часто путают с одним из видов аутизма – синдромом Аспергера. Но как бы то ни было, они с Амели действительно похожи, как кажется ей самой.
Чтобы познакомиться с Нино поближе, Амели, по её собственным словам, «придумывает одну хитрую комбинацию»: вместо того, чтобы просто вернуть ему подобранный ею альбом с коллекцией и сделать это поводом для знакомства, она заставляет молодого человека пройти целый квест.
Идите по стрелкам, месье Куэнкомпуа!
Амели ищет тот ключик, который подошёл бы именно к его сердцу: ей было важно создать систему символов, благодаря которым Нино заинтересовался бы ей, и заодно лучше понять его по тому, как он будет реагировать на то, куда она его втянула. Склонность к символическому восприятию мира и к собственной, зачастую очень нестандартной интерпретации символов, свойственна многим аутистам. На моём канале можно почитать об этом подробнее.
Амели крадёт любовные письма мужа её соседки, вырезает из них нужные слова и склеивает из них своё собственное письмо, чтобы утешить эту соседку. Особого внимания заслуживает тот факт, что Амели соединяет разъединённое по аналогии с тем, как Нино собирает по кусочкам разорванные снимки: аутистам нередко приходится прибегать к копированию поведения значимых для них людей с целью найти общий язык с окружающими.
Как и все аутичные люди, Амели часто не знает, как вести себя в ситуациях, связанных с коммуникацией, тем более когда речь идёт о любви, ведь у неё нет этого опыта. Поэтому она снова подстраивается под своего возлюбленного: фотографируется и разрывает снимок, чтобы тот его собрал и прочёл записку о назначении встречи в кафе, которую она держит в руках. Одета Амели при этом в костюм Зорро, который символизирует для неё отчаянную смелость (в этом костюме она представляет себя, например, когда наказывает злого лавочника Колиньона, который обижает её друга).
Когда Нино опаздывает на свидание, Амели начинает паниковать. Аутистам присущи такие вещи, как высокий уровень тревожности и приверженность к соблюдению особых «ритуалов», они нуждаются в точном распорядке дня, и когда что-то идёт не по плану, может наступить самый настоящий эмоциональный кризис.
Когда же Нино всё-таки приходит, Амели сталкивается с тем, что было описано в первой части анализа – с невозможностью выразить мысли и чувства словами. От страха перед необходимостью вступить в словесный контакт Амели отрицательно отвечает на вопрос Нино о том, та ли она девушка, которая пригласила его на свидание, но потом, спохватившись, пишет записку и просит коллегу передать её своему избраннику. Некоторым людям с РАС (я принадлежу к их числу) намного легче общаться письменно, чем устно, и на расстоянии, а не лицом к лицу.
Амели продолжает вести свою игру. Узнав тайну незнакомца, фотографии которого чаще всего попадаются в альбоме Нино, она подстраивает их встречу таким образом, чтобы и Нино понял, что это за человек. То есть, Амели снова использует свою одержимость (устраивать сюрпризы), но, как всегда, своим собственным оригинальным способом.
Наконец, Нино появляется у двери в квартиру Амели, но она и тогда не решается открыть ему и сказать хотя бы пару слов. Тогда он поступает так, как делала она сама, – подсовывает под дверь записку, понимая, что так дело пойдёт быстрее.
Только после вдохновляющего видеопослания соседа-художника Амели принимает решение впустить Нино. Она делает ему знак, чтобы он молчал: говорить ей по-прежнему тяжело, и осторожно целует его, как бы пробуя свои ощущения на вкус. Затем показывает, куда он может поцеловать её – в уголок рта. Одна из женщин-аутистов, опубликовавших свою историю, Донна Уильямс, говорит о значении «безопасных прикосновений» для аутичных людей. Чаще всего инициатором прикосновения выступает сам аутист, или же он обозначает границы дозволенного: так меня можно трогать, а так – нельзя. И Нино оправдывает доверие Амели, не нарушая её правил.
Ссылка на первую часть статьи – здесь.
Напоследок – ещё несколько полезных ссылок по теме:
Влияние пренатального развития эндокринологической системы плода на раннее поведение ребёнка и предрасположенность к РАС.
Мифы об отсутствии эмпатии у аутистов и их научное опровержение.
Условный язык и некоторые общие особенности поведения аутичного ребёнка.
Аутизм, шизофрения, биполярное расстройство и расстройства пищевого поведения (генетическая предрасположенность)
Переедание при аутизме: пути решения
Благодарю за внимание и надеюсь, что информация была полезной!
Не забудьте поставить «Нравится» (если, конечно, понравилось).
Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland
В описании канала есть также ссылка-навигатор по другим статьям.
#аутизм #аспергер #сдвг