Найти в Дзене
Транспортная планета

Транспорт Стамбула: автобусы

Оглавление

Продолжаем изучать транспортную систему Стамбула. Мы уже познакомились с фуникулером, городской электричкой и метро, канатной дорогой и водным транспортом. Сегодня пришло время одного из главных видов транспорта - автобуса.

улица Кемералты
улица Кемералты

Автобусная система разделена на 3 подвида. Кроме собственно классического, привычного автобуса, который ходит по маршрутам в Стамбуле есть метробус - скоростной автобус и маршрутные такси. О каждом из них в отдельности мы и поговорим.

Автобус

Автобусное движение в городе было организовано в 1927 году, и началось с 4 автобусов. К 1960 году в Стамбуле было уже 525 автобусов. С 1939 года перевозки были национализированы и с этого момента автобусный перевозчик стал единым и государственным. С 1988 года в городе вновь начинает работать частная компания - Ozel Halk Otobusy, но под управлением государственного IETT.

Простые, городские автобусы работают в Стамбуле по 850! маршрутам. Автобусные маршруты не поддаются не какой классификации их большое количество: какие-то подвозят к метро, какие-то к паромам, какие-то ходят внутри района. Такой же кавардак и в нумерации маршрутов. Есть буквенные обозначения маршрутов, есть привычные нам цифры, есть совмещенная нумерация из цифр и букв. При этом маршруты с одним цифровым номером и буквой могут ходит в совсем разных местах. Важным так же будет и то, что большая часть маршрутов отходит от крупных конечных автостанций, расположенных у метро и причалов. Например, одна из таких конечных находится у причала "Эминой", что позволяет пассажиров быстро пересаживаться с трамвая на автобус и теплоход. На таких автостанциях имеется несколько перронов, от которых отправляется определенные маршруты.

Автобусы работают с 6:00 до 23:30. Интервал движения варьируется, начинается от 15 минут и ходит до 1,5-2 часов. Но чаще всего нужный автобус придется ждать около 15-25 минут.

Перевозками занимается государственная компания IETT, а также частная Ozel Halk Otobusy. Государственные автобусы выкрашены в желтый цвет, частные - в голубой.

Важно, что на автобусах обоих перевозчиков можно оплатить проезд Istambulkart. Но, если карты нет, то билет в автобусах IETT не приобрести, а вот у OHO билет можно приобрести у водителя. При этом, нужно не забывать, что вход в автобус через переднюю дверь, выход через остальные. При входе свой билет или проездной нужно приложить к валидатору. Важно, что автобус останавливается на остановке, только когда пассажир нажимает конопку на поручне, а если вы стоите на остановке, то обязательно нужно махнуть рукой, а то есть вероятность, что автобус проедет мимо.

Не мало важен и тот факт, что если автобусный маршрут проходит через мост над Босфором, то за это с вас возьмут дополнительную плату.

Автобусы Стамбула оборудованы всеми современными функциями: работают информационные табло, экраны, остановки объявляет информатор. Но, пару раз сталкивался с ситуацией, когда система не работала, поэтому свой маршрут должен быть продуман, а карты на смартфоне в таком случае помогут сориентироваться.

У одного только IETT более 1600 автобусов. Все они построены в 2010-е годы и низкопольные. Основа подвижного состава разные модели автобусов Mercedes-Benz турецкой сборки.

Много в городе автобусов-гармошек, например, Mercedes-Benz Conecto II G или BredaMenarinibus Avancity+ S. Встречаются и газовые BredaMenarinibus Avancity+ L CNG и простые BMC Procity. И всяких других автобусов. Важно, что на маршрутах работают только большие и особо большие автобусы, не каких средних.

улица Кадир Хас
улица Кадир Хас

Что, для нас в диковинку - так это двухэтажные автобусы, которых в городе то же много и то же разных моделей и поновее, и постарше. Они так же работают на городских маршрутах.

-3
-4

Передвигаться на стамбульских автобусах комфортно и удобно, но есть два минуса: большое время ожидания автобусов, без знания расписания их можно ждать часами, и не предсказуемость поездки. Для автобусов нет выделенных полос, потому можно попросту часами простоять в пробке, причем не важно исторический это центр или городская окраина.

Метробус

Еще один вид автобусного транспорта в Стамбуле для нас с вами интересный и необычный - метробус. В современной России такого не встретишь. А вот в Стамбуле такой есть. Метробус, грубо говоря, скоростной автобус, или по научному BRT. Такие линии отделены от проезжей части и соответственно не стоят в пробках и могут развивать большую скорость.

Линия метробуса
Линия метробуса

В городе работает одна линия метробуса длиной 52 км. Ее строили с 2005 года и первый участок торжественно открыли 17 сентября 2007 года. Последний участок линии был открыт в 2012 году. На линии работает 45 станций. Линия соединяет европейскую и азиатскую части города и проходит по мосту мучеников 15 июля (Босфорскому мосту) через пролив Босфор. На линии работает 6 разных маршрутов: 34, 34т, 34Z, 34А, 34G. При этом маршрут 34G проходит по всей линии, но только в ночное время. В дневное время всю линию без пересадки не преодолеть. Самые частоходящие маршруты 34 и 34Т. Всех чаще автобусы ходят на центральном участке с интервалом в 14 секунд и всех реже - на азиатском участке - от 42 секунд.

По большей части линия метробуса проходит по центру дороги D100, она отгорожена от остального транспорта высоким забором. Станции расположены по центру - между полосами. Так как на линии работают простые автобусы, то движение - левосторонние: автобусы идут навстречу движущемуся транспорту по автодороге.

станция метробуса "Топкапы"
станция метробуса "Топкапы"

Выход на станционные платформы организован через надземные переходы. При входе на станцию установлен турникет. Оплата проезда также осуществляется всеми видами билетов, в том числе и транспортной картой Istambulkart.

На линии работают только двухсекционные сочлененные автобусы разных моделей: Mercedes-Benz Citaro, Akia Ultra LF25, Otokar Kent XL и гибридных электрических автобусов Phileas (российский аналог- экобус, перерабатывают дизельное и газовое топливо в электроэнергию).

автобус Mercedes-Benz Citaro на станции "Топкапы"
автобус Mercedes-Benz Citaro на станции "Топкапы"
автобус Otokar Kent XL
автобус Otokar Kent XL

Среди минусов использования системы метробуса являются поломки автобусов во время работы на линии, что приводит к простоям транспорта и срыву движения на линии. Зачастую с большим пассажиропотоком даже при минимальном интервале не справляются сочленённые автобусы.

Так же возникает вопрос в том, почему был выбран именно такой вид транспорта. Гораздо эффективнее было бы строительство и использование скоростного трамвая с большей провозной способностью при меньшем количестве необходимых вагонов. При том, что положительный опыт эксплуатации скоростных трамваев в Стамбуле есть. Так как строить новых линий метробуса администрация Стамбула не собирается и активно взялась за развитие трамвая скорее всего проект не оправдал ожидания: стоимость строительство высокая, а выхлопа в решении транспортных проблем нет.

-9

Долмуши

Есть в Стамбуле и свое маршрутное такси - долмуши. В переводе с турецкого означает "полный".

Долмуши работают по определенным маршрутам, они не имеют своих номеров. На лобовом стекле как правило стоит конечный пункт маршрута. Маршрутки не останавливаются на остановках, а только по взмаху руки пассажиров на улице или по требованию пассажиров в салоне.

Стамбульские долмуши 2 типов: желтые и голубые. Желтые долмуши - небольшие микроавтобусы на 8-10 человек ездят короткими маршрутами. Если в таком микроавтобусе все сидячие места заняты, то он проедет мимо остановки, хоть замашись.

Голубые долмуши больше похожи на наши ПАЗы, здесь уже можно ехать и стоя, да и следуют они на более большое расстояние.

долмуш автобус  Karsan e-Jest
долмуш автобус Karsan e-Jest

Оплачивать проезд в долмушах необходимо водителю, проездные карты и билеты недействительны. Стоимость зависит от расстояния поездки.

На маршрутах работают всякие разные микроавтобусы: Volkswagen Crafter, Karsan, Isuzu Urban 50, Mercedes-Benz Sprinter, Karsan e-Jest.

Долмуши -стамбульская необходимость. В узких улочках центра, и городских окраин проедет далеко не каждый большой автобус. И тут на помощь приходят долмуши, которые легко лавируют в узких стамбульских улицах.

***

Вот такой разносторонний автобусный транспорт в Стамбуле: начиная от скоростного метробуса и заканчивая примитивными маршрутками долмушами.

автобус Mercedes-Benz O530 Citaro
автобус Mercedes-Benz O530 Citaro

На сегодня все. В следующий раз мы продолжим разговор о транспорте Стамбула.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи: