Продолжаем изучать транспортную систему Стамбула. Мы уже познакомились с фуникулером, городской электричкой и метро, канатной дорогой и водным транспортом. Сегодня пришло время одного из главных видов транспорта - автобуса.
Автобусная система разделена на 3 подвида. Кроме собственно классического, привычного автобуса, который ходит по маршрутам в Стамбуле есть метробус - скоростной автобус и маршрутные такси. О каждом из них в отдельности мы и поговорим.
Автобус
Автобусное движение в городе было организовано в 1927 году, и началось с 4 автобусов. К 1960 году в Стамбуле было уже 525 автобусов. С 1939 года перевозки были национализированы и с этого момента автобусный перевозчик стал единым и государственным. С 1988 года в городе вновь начинает работать частная компания - Ozel Halk Otobusy, но под управлением государственного IETT.
Простые, городские автобусы работают в Стамбуле по 850! маршрутам. Автобусные маршруты не поддаются не какой классификации их большое количество: какие-то подвозят к метро, какие-то к паромам, какие-то ходят внутри района. Такой же кавардак и в нумерации маршрутов. Есть буквенные обозначения маршрутов, есть привычные нам цифры, есть совмещенная нумерация из цифр и букв. При этом маршруты с одним цифровым номером и буквой могут ходит в совсем разных местах. Важным так же будет и то, что большая часть маршрутов отходит от крупных конечных автостанций, расположенных у метро и причалов. Например, одна из таких конечных находится у причала "Эминой", что позволяет пассажиров быстро пересаживаться с трамвая на автобус и теплоход. На таких автостанциях имеется несколько перронов, от которых отправляется определенные маршруты.
Автобусы работают с 6:00 до 23:30. Интервал движения варьируется, начинается от 15 минут и ходит до 1,5-2 часов. Но чаще всего нужный автобус придется ждать около 15-25 минут.
Перевозками занимается государственная компания IETT, а также частная Ozel Halk Otobusy. Государственные автобусы выкрашены в желтый цвет, частные - в голубой.
Важно, что на автобусах обоих перевозчиков можно оплатить проезд Istambulkart. Но, если карты нет, то билет в автобусах IETT не приобрести, а вот у OHO билет можно приобрести у водителя. При этом, нужно не забывать, что вход в автобус через переднюю дверь, выход через остальные. При входе свой билет или проездной нужно приложить к валидатору. Важно, что автобус останавливается на остановке, только когда пассажир нажимает конопку на поручне, а если вы стоите на остановке, то обязательно нужно махнуть рукой, а то есть вероятность, что автобус проедет мимо.
Не мало важен и тот факт, что если автобусный маршрут проходит через мост над Босфором, то за это с вас возьмут дополнительную плату.
Автобусы Стамбула оборудованы всеми современными функциями: работают информационные табло, экраны, остановки объявляет информатор. Но, пару раз сталкивался с ситуацией, когда система не работала, поэтому свой маршрут должен быть продуман, а карты на смартфоне в таком случае помогут сориентироваться.
У одного только IETT более 1600 автобусов. Все они построены в 2010-е годы и низкопольные. Основа подвижного состава разные модели автобусов Mercedes-Benz турецкой сборки.
Много в городе автобусов-гармошек, например, Mercedes-Benz Conecto II G или BredaMenarinibus Avancity+ S. Встречаются и газовые BredaMenarinibus Avancity+ L CNG и простые BMC Procity. И всяких других автобусов. Важно, что на маршрутах работают только большие и особо большие автобусы, не каких средних.
Что, для нас в диковинку - так это двухэтажные автобусы, которых в городе то же много и то же разных моделей и поновее, и постарше. Они так же работают на городских маршрутах.
Передвигаться на стамбульских автобусах комфортно и удобно, но есть два минуса: большое время ожидания автобусов, без знания расписания их можно ждать часами, и не предсказуемость поездки. Для автобусов нет выделенных полос, потому можно попросту часами простоять в пробке, причем не важно исторический это центр или городская окраина.
Метробус
Еще один вид автобусного транспорта в Стамбуле для нас с вами интересный и необычный - метробус. В современной России такого не встретишь. А вот в Стамбуле такой есть. Метробус, грубо говоря, скоростной автобус, или по научному BRT. Такие линии отделены от проезжей части и соответственно не стоят в пробках и могут развивать большую скорость.
В городе работает одна линия метробуса длиной 52 км. Ее строили с 2005 года и первый участок торжественно открыли 17 сентября 2007 года. Последний участок линии был открыт в 2012 году. На линии работает 45 станций. Линия соединяет европейскую и азиатскую части города и проходит по мосту мучеников 15 июля (Босфорскому мосту) через пролив Босфор. На линии работает 6 разных маршрутов: 34, 34т, 34Z, 34А, 34G. При этом маршрут 34G проходит по всей линии, но только в ночное время. В дневное время всю линию без пересадки не преодолеть. Самые частоходящие маршруты 34 и 34Т. Всех чаще автобусы ходят на центральном участке с интервалом в 14 секунд и всех реже - на азиатском участке - от 42 секунд.
По большей части линия метробуса проходит по центру дороги D100, она отгорожена от остального транспорта высоким забором. Станции расположены по центру - между полосами. Так как на линии работают простые автобусы, то движение - левосторонние: автобусы идут навстречу движущемуся транспорту по автодороге.
Выход на станционные платформы организован через надземные переходы. При входе на станцию установлен турникет. Оплата проезда также осуществляется всеми видами билетов, в том числе и транспортной картой Istambulkart.
На линии работают только двухсекционные сочлененные автобусы разных моделей: Mercedes-Benz Citaro, Akia Ultra LF25, Otokar Kent XL и гибридных электрических автобусов Phileas (российский аналог- экобус, перерабатывают дизельное и газовое топливо в электроэнергию).
Среди минусов использования системы метробуса являются поломки автобусов во время работы на линии, что приводит к простоям транспорта и срыву движения на линии. Зачастую с большим пассажиропотоком даже при минимальном интервале не справляются сочленённые автобусы.
Так же возникает вопрос в том, почему был выбран именно такой вид транспорта. Гораздо эффективнее было бы строительство и использование скоростного трамвая с большей провозной способностью при меньшем количестве необходимых вагонов. При том, что положительный опыт эксплуатации скоростных трамваев в Стамбуле есть. Так как строить новых линий метробуса администрация Стамбула не собирается и активно взялась за развитие трамвая скорее всего проект не оправдал ожидания: стоимость строительство высокая, а выхлопа в решении транспортных проблем нет.
Долмуши
Есть в Стамбуле и свое маршрутное такси - долмуши. В переводе с турецкого означает "полный".
Долмуши работают по определенным маршрутам, они не имеют своих номеров. На лобовом стекле как правило стоит конечный пункт маршрута. Маршрутки не останавливаются на остановках, а только по взмаху руки пассажиров на улице или по требованию пассажиров в салоне.
Стамбульские долмуши 2 типов: желтые и голубые. Желтые долмуши - небольшие микроавтобусы на 8-10 человек ездят короткими маршрутами. Если в таком микроавтобусе все сидячие места заняты, то он проедет мимо остановки, хоть замашись.
Голубые долмуши больше похожи на наши ПАЗы, здесь уже можно ехать и стоя, да и следуют они на более большое расстояние.
Оплачивать проезд в долмушах необходимо водителю, проездные карты и билеты недействительны. Стоимость зависит от расстояния поездки.
На маршрутах работают всякие разные микроавтобусы: Volkswagen Crafter, Karsan, Isuzu Urban 50, Mercedes-Benz Sprinter, Karsan e-Jest.
Долмуши -стамбульская необходимость. В узких улочках центра, и городских окраин проедет далеко не каждый большой автобус. И тут на помощь приходят долмуши, которые легко лавируют в узких стамбульских улицах.
***
Вот такой разносторонний автобусный транспорт в Стамбуле: начиная от скоростного метробуса и заканчивая примитивными маршрутками долмушами.
На сегодня все. В следующий раз мы продолжим разговор о транспорте Стамбула.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи: