Найти в Дзене
Транспортная планета

Общественный транспорт Белграда

Оглавление

Канал "Транспортная планета" возвращается с каникул. И начинаем мы новый сезон с обзорной статьи, посвященной общественному транспорту сербской столицы - Белграда.

г. Белград
г. Белград

Белград - столица и самый крупный город Сербии. Население - 1 378 тыс. чел. Расположен на месте впадения реки Савы в Дунай.

Общественный транспорт представлен тремя классическими видами транспорта: трамваем, троллейбусом и автобусом. На городских улицах так же можно встретить маршрутные такси и электробусы. В черте города так же работает городской электропоезд.

Автобусы

Основной вид транспорта Белграда - это автобус. Всего в городе 495 маршрутов. Основной городской перевозчик, обслуживающий львиную долю маршрутов - государственное предприятие ГСП "Белград". И лишь на единичных маршрутах работают частные перевозчики. Большая часть маршрутов связывает центр города с городскими окраинами. Интервалы на городских маршрутах приемлемые, начинаются от 4 минут и не превышают 30 минут. Чисто визуально автобусы ходят очень часто.

Так же в городе работает 27 ночных маршрутов.

Пригородные маршруты обслуживает СП "Ласта", они связывают город с деревнями и поселками рядом с Белградом. Чаще всего таки маршруты отходят от конечных остановок на окраине города.

Междугородние маршруты связывают Белград не только городами Сербии, но и с столицами европейских государств. Такие маршруты отправляются от автовокзала.

Подвижной состав в основном составляют автобусы большого и особо большого класса, что интересно довольно таки большая часть этих автобусов, выпущенная российскими и белорусскими автобусными заводами. На линиях можно встретить до боли знакомые белорусские автобусы МАЗ-203 и МАЗ-103, российские автобусы ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-5256. Так же очень много современной иностранной техники - это автобусы Mercedes-Benz, Higer, Solaris, BMC, а так же автобусы местного сербского производства Ikarbus. Большая часть автобусов - низкопольные, но так же можно встретить и высокопольные, это кроме российских ЛиАЗ-5256, так же автобусы MAN и Ikarbus.

г Белград, автобус МАЗ-203
г Белград, автобус МАЗ-203
г. Белград, автобус ЛиАЗ-5292
г. Белград, автобус ЛиАЗ-5292
г. Белград, автобус МАЗ-103
г. Белград, автобус МАЗ-103
г. Белград, автобус ЛиАЗ-5256
г. Белград, автобус ЛиАЗ-5256
г. Белград, автобус MAN
г. Белград, автобус MAN
г. Белград, автобус Ikarbus
г. Белград, автобус Ikarbus

Подвижной состав выглядит очень прилично - они чистые и аккуратные, в салонах автобусов так же приятно находиться. Трамваи и троллейбусы сербской столицы выглядят куда печальнее. Все автобусы оборудованы информационной системой - бегущей строкой и аудиоинфоматором, но как показала практика - чаще всего они не работают. Так же на практически всех автобусах установлены электронные маршрутоуказатели.

При этом, хочется отметить, что у автобусов очень высокие скорости и для города в котором отсутствует метро и вся нагрузка легла на улично-дорожную сеть больших заторов в городе не было замечено.

Маршрутные такси

Кроме автобусов в Белграде работают и привычный для россиян вид транспорта - маршрутки. Но в отличие от российских они останавливаются на всех остановках и называются так только из-за того что здесь работают микроавтобусы. Всего "маршруточных" маршрутов 7, и перед номером маршрута они имеют литеру "Е". Стоимость проезда на таких автобусах дешевле и обслуживают их как правило частные автопредприятия. Кроме того, на улицах их не так много, в общей массе больших автобусов они малозаметны и какой либо роли в транспортной ситуации практически не решают.

Среди маршруток можно выделить маршрут А1, который соединяет аэропорт "Никола Тесла" с площадью Славия в центре Белграда. Его обслуживают микроавтобусы авиакомпании "Air Serbia".

Трамваи

Трамвай в Белграде - единственный в Сербии, довольно таки не большая сеть, состоит из 10 маршрутов. Маршруты соединяют центр города и окраины, а так же имеют связь между собой. Большая часть маршрутов работает часто: интервалы начинаются от 7 минут. Вся трамвайная сеть работает на выделенном полотне и трамвайные вагоны ездят очень быстро. При этом состояние трамвайных вагонов 1980-х годов выпуска выглядит очень плачевно. Основа подвижного состава - это чехославацкие вагоны Tatra KT4YU и их модернизированные версии. Так же можно встретить на улице трамвайные поезда из вагонов Duewag GT6 и SWS/BBC Be 4/6 «Tram 2000», подаренные швейцарским городом Базелем. Эти трамваи 60-70-х годов постройки выглядят гораздо лучше, своих более молодых чешских собратьев. Так же имеется небольшое количество современных низкопольников CAF Urbos 3.

г. Белград, поезд из вагонов Duewag GT6 и FFA/SWP B4
г. Белград, поезд из вагонов Duewag GT6 и FFA/SWP B4
г. Белград, трамвай Tatra KT4YU
г. Белград, трамвай Tatra KT4YU

Более подробно о трамвайной системе Белграда мы поговорим в отдельной статье.

Троллейбус

Троллейбусная система, как и трамвайная, то же единственная в Сербии. Состоит из 6 маршрутов. При этом, интересно, что троллейбусные маршруты очень популярные и ходят очень часто с интервалом от 3 минут. Из 6 маршрутов 4 заканчиваются в самом центре города на Студенческой площади. Весь подвижной состав города - троллейбусы белорусского производства БКМ-321 и БКМ-333. Троллейбусы, как и автобусы ездят очень быстро, благодаря качественной и современной контактной сети. При этом состояние подвижного состава так же удручающее: облезлый и ободранный салон, лишний звук от работы двигателя, малопрезентабельный внешний вид.

г. Белград, троллейбус БКМ-321
г. Белград, троллейбус БКМ-321

Так же о троллейбусной системе сербской столицы мы поговорим более подробно в следующих статьях.

Электробус

Еще один экологически чистый вид транспорта Белграда - электробус. Система его зарядки такая же, как и в российской столице - ультрабыстрая. Электрические машины заряжаются на конечных остановках в течении 10-12 минут.

Единственный маршрут электробуса имеет номер EKO1. Он соединяет Новый Белград с центром города. Проходит от Населье Белвил через Бранков мост, бульвар Карла Александра до площади Вуков Сапоменик. На маршруте используется 5 машин Higer KLQ6125GEV3 Chariot Ebus китайского производства. В связи с большой протяженностью линии и малым количеством электробусов, а так же из-за того, что часть времени занято на процесс "зарядки" маршрут ЕКО1 работает довольно таки редко - с интервалом 23 минуты.

г. Белград, электробус Higer KLQ6125GEV3 Chariot Ebus на зарядке на конечной "Вуков Сапоменик"
г. Белград, электробус Higer KLQ6125GEV3 Chariot Ebus на зарядке на конечной "Вуков Сапоменик"

Электропоезда

C 2010 года в городе действует городской электропоезд. Он получил название БГ ВОЗ, и ее обслуживает перевозчик ГСП "Белград". Система БГ ВОЗ состоит из 4 линий: Первая линия проходит с востока на запад: Овча - Батайница (13 станций), 2-ая линия с юга на восток: от станции Ресник до Овча; при этом участок Караджорджиев парк - Овча - общий с 1-ой линией (11 станций). 3-ая линия соединяет Младеновац и вокзал Белград-центральный (12 станций). 4-ая линия следует от Лазаревац до Овча (15 станций).

Если 1-ая и 2-ая линия еще играют какую-либо транспортную функцию, работая с интервалами 30-60 минут, то 3-ая и 4-ая линия - практически роли в транспортной системе не играют - здесь работает по 3-6 поездов в день.

Интересно, что станции "Вуков Сапоменик" и "Караджорджиев парк" - подземные, строились как станции будущего Белградского метрополитена, но после отказа от строительства метро было решено их использовать в качестве станций городской электрички. При этом станция "Караджорджиев парк" практически не имеет отделки, в отличие от более приличной станции "Вуков Сапоменик", которая напоминает станции российских метрополитенов.

На линиях работают 4-вагонные поезда Рижского завода ЭР31. При этом внешний вид у этих вагонов отвратительный - они все изрисованы и изгажены граффити, да и сами поезда уже морально и физически устарели.

С поселками и городками Белград соединяют пригородные электропоезда Боевоз, принадлежащие Сербским железным дорогам. Всего работает 4 линии, по расписанию, в том числе они проходят и по путям городского электропоеда БГ ВОЗ.

Оплата проезда

Весь Белград и его пригороды разделены на 4 тарифные зоны. Как правило черта города - зона 1; ближайший пригород - зона 2 и так и далее. Пользоваться 2-ой зоной за все время поездок на общественном транспорте Белграда пришлось один раз - при поездке на телебашню Авала. Для удобства пассажиров каждая зона имеет свой цвет. Зона 1 - красная, Зона 2 - желтая и т.п. Названия остановок на табличках выделены цветом зоны и подписью, например "Зона 1", только автобус переезжает в другую зону, таблички меняют цвет и подпись с номером зоны.

Остановочная табличка с названием остановки в зоне 1.
Остановочная табличка с названием остановки в зоне 1.

Как можно оплатить проезд? Самый простой, но затратный способ - купить билет у водителя - сейчас он стоит 150 динаров (на рубли примерно так же)- это для зон 1 и 2; для зон 1, 2, 3 билет будет стоит 300 динар, а для всех 4 зон - уже 400 динар.

Гораздо проще и дешевле приобрести карту "Бус плюс". Карта работает по принципу схожему с нашей "Тройкой". Если выбрать "посуточный" тариф, то карта будет стоить 40 динаров, а дальше вы уже выбираете нужный вам тариф: 1 сутки (250 динар (1-2 зоны), 750 динар (1, 2, 3, 4 зоны)), 2 суток (700 динар (1-2 зона), 1790 динар (1, 2, 3, 4 зоны)) и так далее.

карта "Бус плюс"
карта "Бус плюс"

Можно так же использовать "Бус плюс". как обычный пополняемый билет. В так случае сама карта будет стоить 250 динар, плюс на нее кладете необходимую вам сумму. Но не забывайте, что в таком случае проезд стоит 89 динар и действует 1 поездка в течении 90 минут с возможностью пересадок.

Картой "Бус плюс" можно воспользоваться на трамваях, троллейбусах, автобусах, электробусах и электричках БГ ВОЗ. На электропоездах Боевоз и маршрутах карта не действует.

Сами же сербы пользуются персональными картами с гибкой тарифной системой. Проездной на 1 месяц стоит 2990 динар. Но нам, путешественникам такая система не грозит.

Как же пользоваться картой "Бус плюс". Во первых ее нужно приобрести в киосках, которые так и называются "My kiosk". Далее при входе в транспорт билет нужно приложить к специальному валидатору и поездка спишется. Не забивайте, прикладывать билет каждый раз при посадке в транспорт, даже если время действия его не кончилось.

Валидаторы на порчнях в салоне трамвая
Валидаторы на порчнях в салоне трамвая

Удобно еще и то, что по одной карте можно провезти несколько человек, для этого на меню валидатора нужно выбрать фразу "Grupna karta" и выбрать нужное количество пассажиров

Нужно сказать, что проехать "зайцем" в белградском транспорте вряд ли получиться, так как на линии работают контролёры, а штраф за безбилетный проезд весьма существенный - 2000 динар.

P.S.

Белградский транспорт, хоть и ездит довольно часто, но расписание соблюдается далеко не всегда, особенно на электротранспорте - когда трамваи отправляются с конечной всей толпой подойдет лайфак: Как узнать через сколько подъедет нужный транспорт? На каждой остановочной табличке указан код остановки. Набираем на телефоне: *011*523(решетка) + код остановки. На телефон нам придет сообщение с номером маршрута и временем его прибытия.

Табло, показвающее время прибытия трамвая, а так же номер телефона, присылающий информацию овремени прибытия транспорта
Табло, показвающее время прибытия трамвая, а так же номер телефона, присылающий информацию овремени прибытия транспорта

На наиболее крупных остановках, конечно повешены электронные табло, оповещающие пассажиров о времени прибытия транспорта, но чаще всего они все же отсутствуют.

***

И так. Общественному транспорту Белграда можно поставить твердую "четверку". Из явных плюсов: маленькие интервалы; большое количество транспорта; высокие скорости; обширная маршрутная сеть. Из минусов: довольно таки "потрепанный" вид транспортных средств; нерегулярность движения (может проехать толпа, а потом не кого); выключенные и не работающие информаторы; высокая цена проезда.

Не смотря на все причисленные минусы, можно с уверенностью сказать, что система общественного транспорта со своей задачей справляется, перевозя пассажиров почти 1,5 миллионного города, без надежного скоростного транспорта - метрополитена с довольно таки посредственной системой электричек. Если парк трамваев и троллейбусов обновить, повысить дисциплину, наладить регулярность движения и систему оповещения пассажиров - то цены бы такому транспорту не было и не какое метро не нужно!

г. Белград, автобус МАЗ-203
г. Белград, автобус МАЗ-203

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи об общественном транспорте городов:

Общественный транспорт Праги

Общественный транспорт Санкт-Петербурга

Общественный транспорт Архангельска

Общественный транспорт Вены

Общественный транспорт Казани