Найти в Дзене

Уменьшаем очереди и увеличиваем прибыль шиномонтажа на 67%

Оглавление

Если Вы автовладелец, то мне ничего не понадобится Вам объяснять. Каждый автовладелец сталкивается с этой проблемой ровно два раза в год - поздней осенью и весной, когда возникает необходимость смены резины с летней на зимнюю и наоборот.

Ведь никто из нас, автовладельцев, даже и не догадывается, что зимой идёт снег, а на дорогах намерзает лёд. Поэтому мы и не меняем резину заранее и мчимся в шиномонтаж при выпадении первого снега и стоим в безумных очередях по 4-5 часов.

Автор этой статьи вообще не смог поменять резину в день снегопада, т.к. все шиномонтажи были под завязку забиты клиентами до конца рабочего дня.

А ведь очередь в шиномонтаже - признак наличия ограничения, и как следствие, потери прибыли.

Очевидным физическим ограничениям шиномонтажа является количество монтажников, проводящих монтаж колёс, а также количество станков.

Шиномонтаж без ограничения - это когда все приехавшие машины обслуживаются сразу, без ожидания в очереди.

Давайте подумаем, возможно ли сделать идеальный шиномонтаж без очередей и собрать сливки с сезона замены колёс?

Процесс шиномонтажа AS IS

Давайте вспомним как у Вас происходила замена резины в крайний раз, когда Вы посещали шиномонтаж.

Водитель заезжает в бокс.

Монтажник:

  • Поднимает машину домкратом с двух сторон (2 * 2 = 4 мин)
  • Отворачивает все колёса (1 * 4 = 4 мин)

По очереди обрабатывает все колёса. Для каждого колеса:

  • Снимает резину с диска на шиномонтажном станке (2 мин)
  • Ставит новую резину на шиномонтажном станке (2 мин)
  • Накачивает резину (1 мин)
  • Балансирует колесо (5 мин)
  • Откладывает готовое колесо в сторону и переходит к следующему (1 мин).

Итого 11 мин * 4 = 44 мин для четырех колес.

Когда все колёса готовы, монтажник

  • прикручивает их на машину (2 * 2 = 4 мин)
  • Опускает машину с домкратов (2 мин)
  • Принимает оплату (3 мин)

Водитель выезжает из бокса.

Итого 8 + 44 + 9 = 61 мин на одного клиента (за полный комплекс).

Рассчитаем коэффициент прохода

Для начала стоит рассчитать коэффициент прохода для услуг шиномонтажа, который показывает какую услугу лучше всего оказывать в условиях ажиотажного спроса.

Стоимость замены 4-х колёс (т.н. полный комплекс) составляет 2400 руб. По времени вся процедура монтажа занимает 61 мин.

Есть еще неполный комплекс, когда у клиента резина уже на дисках. Стоит это в 2 раза дешевле (1200 руб) и по времени занимает 45 мин (работы аналогичные полному комплексу за исключением снятия-установки резины на шиномонтажном станке).

При этом монтажник получает 50% от выручки, а расходные материалы имеют совсем небольшую стоимость, которую для простоты можно не учитывать.

В случае полного комплекса маржа хозяина шиномонтажа составит 1200 руб, а в случае неполного комплекса - 600 руб.

Стоимость минуты работы для полного комплекса составит (маржа/время работы) = 1200/61 = 19,67 руб/мин. Для неполного комплекса = 600/45 = 13,33 руб/мин. Это т.н. коэффициенты прохода.

Судя по коэффициентам, шиномонтажу явно выгоднее делать полный комплекс по замене резины, и вот почему:

При стоимости 19,67 руб/мин прибыль шиномонтажа за 12 часов работы в день составить 12 ч * 60 мин * 19,67 руб/мин = 14 162 руб.

При стоимости 13,33 руб/мин прибыль шиномонтажа за 12 часов работы в день составить 12 ч * 60 мин * 13,33 руб/мин = 9 597,6 руб.

Т.е. если шиномонтаж будет оказывать только полный комплекс услуг, то заработает на 4 564,4 руб (или на 32%) больше, чем при неполном комплексе.

Процесс шиномонтажа TO BE

С услугой разобрались. Теперь посмотрим как можно изменить работу шиномонтажа, чтобы зарабатывать больше.

Очевидным ограничением в шиномонтаже является монтажник, который не может обслужить несколько машин за раз.

Если монтажник будет делать только полный комплекс, то обслужит 12 клиентов и не больше.

Но при этом клиентов очень много и они готовы ждать хоть всю ночь.

Теория ограничений говорит - бутылочное горлышко (а монтажник и есть бутылочное горлышко) должно быть использовано по максимуму, т.е. все 24 часа. Поэтому, лучше всего взять еще одного монтажника и работать круглосуточно.

Запустив круглосуточную работу в период ажиотажа шиномонтаж увеличит прибыль в 2 раза.

Допустим с монтажниками разобрались, но каждый из них все равно не сможет обслужить больше 12 клиентов за рабочий день. Может быть всё-таки есть способ уменьшить время обслуживания и увеличить количество клиентов?

Теория ограничений говорит - найдите бутылочное горлышко и подчините ему всё производство.

Самая длительная операция в цепочке действий монтажника это балансировка (5 мин на колесо) и это и будет бутылочным горлышком.

Кажется, что ускорить эту операцию невозможно никак, ведь монтажник постоянно занят. Однако, если посмотреть на процесс работы монтажника в целом, то становится очевидным, что станок-то простаивает!

Давайте посмотрим еще раз: из 61 минуты полного комплекса работ балансировочник (станок для балансировки) работает всего 20 мин (4 колеса * 5 мин), т.е. 41 минуту он тупо простаивает.

А это, на минуточку, еще 2 клиента. 2 клиента, Карл! Ведь это +300% прибыли шиномонтажа!

Отсюда вывод: балансировочник должен работать безостановочно. Но как это сделать?

Очевидно, поставить на балансировочник отдельного человека, а все остальные операции подчинить ему.

Станок проводит балансировку одной машины за 20 мин. За это время другой монтажник неспеша снимает колёса со следующей машины (11 мин) и ставит сбалансированные колёса на текущую обслуживаемую машину (9 мин).

Новый процесс шиномонтажа
Новый процесс шиномонтажа

Как видно из рисунка, второй монтажник тоже без работы не остаётся - он постоянно снимает и надевает колёса, без перерыва.

Что касается оплаты, то давайте посчитаем сколько при такой схеме смогут заработать монтажники и хозяин шиномонтажа.

Один монтажник за 12 часов раньше обслуживал 12 клиентов. Стоимость полного комплекса - 2400 руб, монтажник получал 50% от выручки, т.е. 1200 руб с клиента или 14 400 руб за день работы. Шиномонтаж получал точно такую же сумму.

Теперь представим, что стали работать два монтажника обслуживая в три раза больше клиентов, т.е. 36 клиентов по 2400 руб = 86 400 руб.

На долю монтажников придется 43 200 руб на двоих или 21 600 руб на каждого, что на 33% больше, чем если бы каждый из них работал по отдельности.

Хозяин шиномонтажа также получит 43 200 руб, что на 67% больше прежнего.

Выгодно всем.

Итог

Как видите, даже не покупая дополнительного оборудования, возможно увеличить прибыль в сезон и убрать очереди на шиномонтаже.

Надо всего лишь внимательно посмотреть на процесс.

Хотите аналогично проанализировать свой бизнес? Окажу помощь. Напишите мне.