После национализации 1919 года Юсуповский дворец остался без своих сокровищ. Практически, все произведения живописного искусства, многочисленная коллекция скульптуры, предметы мебели и бронзы, текстиль, ковры и гобелены, коллекция оружия, иконы, фарфоровые изделия - всё в течение нескольких лет было вывезено из дворца. Где-то было выдано по запросу для того или иного государственного ведомства, многое передано на хранение в "Госбанк", "Госторг" для дальнейшей распродажи, а в большей степени было разворовано. Остатки произведений искусства дворца Юсуповых распределены между музеями Петербурга...
Так что же осталось в Юсуповском дворце? - спросите вы. Залы и гостиные дворца, да, именно они привлекают наше внимание и вызывают восхищение своим интерьерным оформлением. В наши дни дворец, после всех реставраций и ремонта, выглядит также, как и при прежних хозяевах, князьях Юсуповых.
Друзья! Нас ожидает очередной зал дворца, и не просто зал, а первый зал в анфиладе парадных залов - Большая ротонда. Отделка интерьера зала выполнена в стиле античной классики. Красоту такую задумал и воплотил в реальность профессор архитекторы, ректор Академии художеств Андрей Алексеевич Михайлов.
Переделка интерьеров дворца, начатая в 1830 году, требовала мастеров своего дела, так, помимо архитектора А.А. Михайлова, Юсуповыми был привлечены художники Антонио Виго и Алексей Иванович Травин. А. Виго - итальянец по происхождению, мастер декоративной живописи. Плоды его творчества можно наблюдать в интерьерах Зимнего дворца, Главного штаба, Мариинского, Михайловского, Строгановского дворцов. И это не полный список, к большому сожалению, во многих петербургских дворцах, где он принимал участие в оформлении помещений, его работы были утрачены... В Большой ротонде Антонио Виго занимался росписью мраморных стен.
Оформление потолка Большой ротонды - работа художника Травина, выдающегося мастера-декоратора того времени. А.И. Травин за свою творческую карьеру выполнил роспись более 200 плафонов.
По определению овальный зал или зал Ротонды подразумевает круглое помещение в здании. Большая Ротонда Юсуповского дворца не вписывается в рамки законов архитектуры, то есть, круговой планировки! Ведь по плану зал прямоугольный! Михайлов применил интересное решение - видимость окружности создают восемь колонн ионического ордера поддерживающие круглый свод потолка.
Центральным, в буквальном и переносном смысле, притягивающим внимание элементом гостиной является круглый диван - пате. Такой вид дивана был обязательной составляющей меблировки гостиных и залов, принимающих светские рауты. Гостям, сидя за такими диванами, было комфортно вести беседы. А гостей здесь было немало, ведь посещать балы и рауты у Юсуповых было не менее престижно, чем в приглашение на бал в императорский Зимний дворец...
Не правда ли, диван похож на торт?! А вишенкой на "торте" стала "Купающаяся Афродита" - античная богиня любви, модная интерьерная скульптура в домах знати Европы и России рубежа XVIII-XIX века. Это великолепно выполненная реплика с работы греческого скульптора Дойдалса, творчество которого относится к середине 3 в. до н. э.. И выполнена эта копия с его работы "Коленопреклонная Афродита". Дойдалс был родом из области Вифиния, города Никомедия (древний город в Малой Азии), в наши дни это город Измит в современной Турции.
Украшением зала служат вазы-канделябры в стиле ампир, на это указывают характерные признаки этого стиля: утонченная роскошь, яркие краски, обилие позолоты. Эти чудесные светильники изготовлены на Севрской мануфактуре, что во Франции, где и поныне сохраняются ремесленные традиции филигранной ручной росписи. Вазы-канделябры Юсуповского дворца настоящее произведение искусства, такие изделия от Севрской мануфактуры украшали самые роскошные дворцы Европы и России...
На верхнем снимке, на постаменте Большой гербовый торшер, выполненный в Петербурге, в бронзолитейной мастерской известного французского мастера Пьера Гёде. На предприятии П. Гёде изготавливались предметы интерьерной бронзы: канделябры, каминные часы, люстры. Стилистически, Большой гербовый торшер выполнен как и севрские вазы-канделябры, и по своему художественному и техническому исполнению не уступает французским образцам.
На этих снимках можно видеть две искусно выполненные керамические композиции "Нептун" и "Салация". Нептуна, владыку морей, вы, конечно же знаете, а вот "Салация" персонаж менее известный, во всяком случае для меня. Так вот, в древнеримской мифологии, она являлась женским божеством морей... и супругой Нептуна, родившей ему троих детей, одним из которых был Тритон - наполовину человек, наполовину рыба...
Друзья, завершается наша прогулка, надеюсь вам понравились фотографии и публикация. Конечно, просмотр фото не даст тех эмоций и впечатлений от увиденного, чем личное присутствии непосредственно в залах дворца. Для тех, кто планирует побывать в Петербурге, уделите время для посещения дворца, оно стоит того. До новых встреч!
Предыдущие публикации из залов Юсуповского дворца здесь:
Юсуповский дворец. Часть 1. Парадная лестница
Юсуповский дворец. Часть 2. Гобеленовая гостиная.
Юсуповский дворец. Часть 3. Помпейский коридор.
Юсуповский дворец. Часть 4. Спальня княгини.