Юсуповский дворец на Мойке был жемчужиной среди всех 57 дворцов принадлежащих Юсуповым. Да, это так и было. Аргументы? Пожалуйста! Дворцовый ансамбль включал в себя не только непосредственно сам дворец с 28 залами и гостиными, а также собственный регулярный сад, домовую церковь, парадный вестибюль с мраморной лестницей, выходящей к реке на собственную набережную, и наконец, домашний театр и собственный музей... В общем, дворец на Мойке в Санкт-Петербурге являлся визитной карточкой семьи Юсуповых...
С Парадной лестницы, минуя бело фойе попадаем в первую гостиную дворца - Гобеленовую. Само название залы говорит о её функциях, ведь в ходе очередной реставрации дворца в 40-е годы XIX века под руководством архитектора швейцарского происхождения Бернара Симона, Гобеленовая гостиная создается специально под модные того времени шпалеры и гобелены. Сегодня и здесь, мы с вами, друзья можем лицезреть дошедший до нас интерьер гостиной, созданный Бернаром Симоном, а также четыре настенных гобелена.
Один момент! До национализации дворца, стены Гобеленовой гостиной украшали французский гобелен и три фламандские шпалеры, подаренные князю Н.Б. Юсупову Наполеоном I. Однако, сегодня на стенах их копии, шпалеры из серии «Калидонская охота»: «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Увенчание Аталанты», «Смерть Мелеагра» XVII век, Фландрия и копия гобелена «Дети-садовники» XVII век, Франция.
Полку мраморного камина украшают вазы-канделябры и изящные часы из золоченной бронзы с деталями севрского фарфора. Хронометр датируется второй половиной XIX в., Франция. А посмотрите на кушетку у камина, просто само изящество! Кстати, тип этой кушетки возник от шезлонга, и называется - кушетка Рекамье, от имени собственного Récamière, так звали французскую писательницу, хозяйку знаменитого салона, ставшего интеллектуальным центром Парижа... Немного отвлеклись, продолжим!
Вот и те самые, в подлинных резных обрамлениях XIX века, копии наполеоновских шпалер. Живописная работа!
Два светильника освещают помещение гостиной - люстры из позолоченной бронзы в стиле Людовика XV, они изготовлены в одном стиле с вазами-канделябрами на камине, и те же вставки голубого севрского фарфора.
Мы не коснулись стиля отделки этого необычного помещения. Бернар Симон в гостиной применил модный в то время стиль "эклектика", возникший не как в противовес другим, а как объединение и сочетание в себе нескольких стилей. Он, если можно так выразиться, многолик, в нем уживаются и барокко, и ренессанс, и классицизм. Архитектор в отделке интерьера, все же сделал уклон в сторону французского ренессанса...
В эклектике XIX века стал преобладать насыщенный темный цвет, как в текстильных тканях (плющ, бархат), так и в материалах отделки стен, и даже в предметах мебели и интерьера. Так, использовались массивные тяжелые часы, вазы, светильники, что, кстати, мы и наблюдаем в интерьере Гобеленовой гостиной.
Касаемо мебели, тут тоже всё в вписывается в концепцию, созданной архитектором Симоном - мебель в стиле Людовика XIV в технике "Буль", привлекающая своей необычностью. "Буль" - по имени французского мебельного мастера Андре-Шарля Буля. Именно этот мастер возвел в ранг совершенства технику украшения мебельных фасадов посредством инкрустации. В нашем же случае, в отделке мебели применены такие материалы как: золоченая бронза, латунь и, даже, элементами панциря черепахи!
А стены, точнее, пространство, оставшееся от висящих в рамах гобеленов, нижняя их часть заполнена темными ореховыми панелями, верхняя украшена лепниной, тонированной в тот же тон, что и панели. Ну и, наконец, потолок по своему характеру отделки является продолжением фарфорового декора комнаты - это изящная гипсовая лепнина под "фарфор". Красота неописуемая!
Друзья! На сегодня всё, продолжение следует! Подписывайтесь на канал, смотрите Петербург со мной! До новых встреч!