Найти тему
Фотоблог №1005001

«Варгаши»: как завод-банкрот начал производить 30 процентов всех пожарных машин в России

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Этот тезис точно иллюстрирует историю, которую я хочу вам сегодня рассказать. Она действительно поучительна и наглядна. Особенно на фоне распространённого в обществе мнения, что в России все заводы закрылись ещё в девяностых.

Итак, знакомьтесь. Наш сегодняшний герой - «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования». Он же «Варгашинский завод ППСО», или, если совсем кратко, завод «Варгаши». По названию рабочего посёлка, в котором располагается это градообразующее предприятие.

Одна из пожарных машин, выпускаемых в былые годы, стала легендой СССР
Одна из пожарных машин, выпускаемых в былые годы, стала легендой СССР

Вообще, у завода богатая и интересная история. Которой варгашинцы очень гордятся, и не смотря ни на что, сумели сохранить заводской музей.

-2

В 1941 году из Торжка в Варгаши было эвакуирован завод противопожарного оборудования, включая станки, рабочих и инженеров с семьями. Но первой продукцией завода по понятным причинам стали не пожарные машины, а корпуса авиационных бомб.

Один образец можно увидеть в музее
Один образец можно увидеть в музее

Уже в 1944 году была выпущена и первая пожарная автоцистерна ПМЗ-7 на шасси ЗИС-5.

Вот как она выглядела
Вот как она выглядела

В 60-е годы варгашинский завод выпускал уже до 1600 единиц продукции в год. И это не только пожарные машины, но и молоковозы, спиртовозы, водовозы и другая спецтехника с цистерной на борту.

Постепенно увеличивалась и номенклатура непосредственно пожарных машин. К 80-ым годам выпускалось уже 10 различных наименований.

Даже в начале девяностых завод выпускал 2-2,5 тысячи машин в год. Но что было дальше в стране вы знаете. В июле 1998 года Курганский арбитражный суд ввёл на Варгашинском заводе ППСО процедуру банкротства. Каким-то чудом его не раздербанили на куски и не попилили на металлолом, и он худо-бедно, но продолжил свою работу.

Интересно, что часть даже довоенных станков используется на заводе до сих пор. Настолько они неубиваемые!
Интересно, что часть даже довоенных станков используется на заводе до сих пор. Настолько они неубиваемые!

До 2015 года Варгашинский завод оставался в государственной собственности, хоть и был акционерным обществом. Возможно, это его и спасло в лихие девяностые. Но летом 2016 года 100 % акций Варгашинского завода, принадлежавшие Росимуществу, были проданы частному лицу. Началась новейшая эра.

Памятник Ильичу, как символ эпохи прошлой, до сих пор украшает территорию завода
Памятник Ильичу, как символ эпохи прошлой, до сих пор украшает территорию завода

А что же дальше, когда теперь нужно начинать работать совершенно по новому? Можно сидеть и ждать у моря погоды, а можно учиться бороться за каждый заказ! Качеством, ценой, новыми технологиями, индивидуальным подходом к каждому клиенту и так далее.

-7

Завод выбрал второй путь. И сегодня уже треть рынка производства пожарных машин в России принадлежит им! Их клиенты - не только силовые структуры типа МЧС или Минобороны, но и различные нефтегазовые компании, а также аэропорты. Более того, около половины выпускаемой продукции завода идёт на экспорт! Причём, не только в страны СНГ, но и в КНДР, Вьетнам, Южную Корею, Лаос и другие страны.

Может быть, и в вашем городе несут службу пожарные машины с логотипом VR?
Может быть, и в вашем городе несут службу пожарные машины с логотипом VR?

Закупается новое оборудование, модернизируются цеха, обучается передовым технологиям персонал. Всего на заводе трудится около 350 человек. На удивление, много молодых людей.

Да, объемы производства сейчас не сопоставимы с прошлыми объемами. Но почему так? Пожарные машины стали другими. Каждому клиенту нужно что-то своё и под свой бюджет. То есть каждый заказ сейчас, по сути, индивидуальный. Например, однажды Варгашинский завод разработал и сделал пожарные машины с двумя кабинами - спереди и сзади.

В народе их прозвали "тяни-толкай"
В народе их прозвали "тяни-толкай"

Для чего? Для тушения пожаров в тоннелях! Да и на узких горных дорогах "развернуться" удобнее. Сейчас эти автомобили трудятся в пожарной части №13 Адлерского района Сочи.

Более того, используются самые различные шасси. Сейчас это, в основном, Камазы и Уралы, но может быть что угодно. Да и вообще я был поражен насколько сложное, оказывается, устройство у современной пожарной машины. Вот короткое показательное видео:

На всём российском рынке сейчас работает 4 "игрока". Согласитесь, что это уже очень даже конкурентная среда, учитывая, что товар далеко не массовый. Поэтому нужно уметь маневрировать в этих рыночных условиях, принимать правильные решения, вникать во все новые технологии и быть клиентоориентированными.

И похоже, что у завода "Варгаши" всё это неплохо получается. Чему лично я очень рад! А вы? #нашпром