Как говорится, не все знают (или помнят), что советский режиссер Чухрай, происходивший из города Мелитополь на юге Украины, принимал активное участие в Великой Отечественной войне в качестве связиста-десантника. В частности, он был участником знаменитой высадки над Днепром в ходе эпичного сражения. Тогда мы все чуть не лишились будущего создателя киношедевров «Баллада о солдате», «Чистое небо» и др.
Мелитополь: евреи и караимы, украинцы и русские
Григорий Наумович Чухрай (1921-2001) родился в Мелитополе (ранее аул Киз-Яр и слобода Новоалександровка), который на тот момент относился к Запорожской губернии Украинской ССР. Как и многие южноукраинские поселения в составе Российской империи, до революции 1917 года Мелитополь был многонациональным городом.
Кроме украинцев, здесь проживало много русских и евреев (до 40% всего населения). Например, завод, основанный одним из местных еврейских промышленников, в советское время выпускал двигатели для «горбатого Запорожца».
А главным местным меценатом был И.Б. Стамболи, родом из караимов (древний народ Крыма, имеющий тюркские корни, но исповедующий религию, близкую к иудаизму).
Еврей по отцу и украинец по матери (кстати, еврей по матери и украинец по отцу – некто Ковальчук), будущий великий советский режиссер имел не слишком счастливое детство. Его родители рано разошлись и создали новые супружеские пары.
Фамилию Чухрай получил по матушке, которая была членом продотрядов и лично участвовала в коллективизации и раскулачивании на украинском селе, она даже работала следователем милиции. Мать с сыном часто переезжали на место в поисках лучшей доли.
Чухрай с детства и до конца жизни больше всего доверял своему близкому другу и однокласснику – Карлу Моисеевичу Кантору (1992-2008), одному из основоположников теории дизайна в СССР. Тот родился в Аргентине в семье российских евреев-эмигрантов, которые, будучи убежденными коммунистами, вернулись в СССР. Как и Чухрай, Кантор был участником ВОВ.
Букринский десант над Днепром: подвиг одного…
Григорий Наумович начал службу в Красной армии в Мариуполе в 1939 году, а начало большой войны встретил в тренировочном походе под Полтавой.
Чухрай воевал на Таманском полуострове, на Сталинградском и Донском фронтах, а в сентябре-октябре 1943 года принимал участие в Днепровской военно-воздушной операции «Букринский десант» в составе 2-го Украинского фронта.
За действия во время ее проведения (переход линии фронта для доставки данных противника в штаб и последующий повторный переход для установления связи) Чухрай был награжден орденом Красной звезды.
Букринский десант был частью масштабной 4-месячной битвы за Днепр во второй половине 1943 года. В ней на фронте протяженностью 750 км с обеих сторон принимали участие около 4 миллионов человек!
Безвозвратные потери каждой стороны превысили 400 тысяч человек, не считая раненых и потерь техники! Особенно кровопролитным стал момент форсирования советскими войсками Днепра шириной до 3 км и штурма немецких укреплений на более высоком правом берегу.
В Днепровской военно-воздушной операции было задействовано «всего» 10 тысяч человек, но и она стала жестоким сражением, которое даже в советской военной историографии было признано однозначной неудачей советской стороны.
Невзирая на весь героизм участвовавших в ней десантников. Как говорил ныне покойный сатирик-одессит Михаил Жванецкий: «Подвиг одного – это всегда преступление другого».
Конечно, Сталин свалил вину за неудачу Букринского десанта на других – прежде всего, на Жукова и Ватутина. Однако нелепые организационные просчеты в ходе подготовки и проведения операции ярко свидетельствуют об общем уровне реального «профессионализма» советских офицеров высшего ранга и самого «главного».
Тем не менее, общим итогом битвы за Днепр стало крупное поражение вермахта, освобождение Киева и выход советской армии на оперативный простор Правобережной Украины.
В последующем раны, полученные Чухраем в ходе ВОВ, чуть не сломали ему профессиональную карьеру. Окончив режиссерский факультет ВГИКа в 1953 году, во время съемок дипломного фильма он был вынужден лечь в госпиталь из-за обострившегося ранения.
Однако его спас Михаил Ильич Ромм (1901-1971), вызвавший Георгия в качестве ассистента на съемки своего фильма «Адмирал Ушаков».
Ромм: из Литвы - в Сибирь и «Обыкновенный фашизм»
Ромм – человек удивительной судьбы. Он родился в еврейской семье социал-демократов, сосланных из Литвы в Сибирь за революционную деятельность. С ранней молодости служил красноармейцем, стал признанным кинорежиссером сталинской эпохи (лауреат 5 Сталинских премий!), а затем – одним из лучших выразителей устремлений поколения шестидесятников в хрущевскую оттепель (фильм «9 дней одного года»).
Совершенно невероятным образом Ромму удалось в его легендарном документальном фильме «Обыкновенный фашизм» (1965) не только тщательно проследить все этапы становления немецкого и итальянского национал-социализма, но и провести явные параллели с советской системой, доказав, что она имела много общих тоталитарных черт с фашизмом.
Причем его подход заслужил одобрение и «простого украинского хлопца», только прикидывавшегося русским, - Никиты Хрущева, и тверичанки Екатерины Фурцевой. В молодости она была членом Крымского обкома комсомола и даже познакомилась в Феодосии с будущим создателем советских космических ракет Сергеем Королевым (родом из Житомира). Так что без «украинского следа» не обошлось даже здесь.
Довженко: служба в армии УНР и «Украина в огне»
Аналогичным образом, уроженец Черниговской губернии из семьи полтавских чумаков Александр Довженко (1894-1956) смог совместить в своей биографии вроде бы несовместимое. В молодости служил в рядах армии Украинской Народной Республики и даже вместе с нею отступил из Киева в Житомир, где преподавал в школе старшин историю Украины и эстетику. Но впоследствии стал коммунистом, плодотворно работал в Одессе и Москве, стал лауреатом двух Сталинских премий и даже был назван лично Иосифом Виссарионовичем «украинским Чапаевым».
Довженко снимал фильмы о строительстве Днепрогэса, коллективизации на украинском селе, «освобождении» Красной армией восточной Галиции в 1939 году… Но, конечно, больше всего он прославился фильмами о периоде ВОВ на территории Украины: «Битва за нашу Советскую Украину (1943) и «Победа на Правобережной Украине» (1945).
Однако в киноповести «Украина в огне» (1943) автор рассказал о советских бюрократизме и халатности, приведших к гибели тысяч людей, за что его сместили с должности худрука Киевской киностудии и назначили режиссером Мосфильма. В 1928-46 годах Довженко находился под пристальным наблюдением органов госбезопасности. В итоге он скончался на даче в подмосковном Переделкино от инфаркта, не выдержав многочисленных противоречий в своей жизни и творчестве.
В 1953-55 годах (еще до Мосфильма) на Киностудии имени Довженко в Киеве работал и Григорий Чухрай. Как и Ромм, он, несмотря на свой сталинский и военный бэкграунд, стал одним из ярких борцов со сталинизмом и советским милитаризмом.
В частности, в 1966 году и Чухрай, и Ромм подписали письмо Брежневу против реабилитации Сталина. Но самыми яркими антивоенными произведениями Григория Наумовича стали, конечно, «Баллада о солдате» (1959) и «Чистое небо» (1961).
«После первой не закусываю»: «Родные» и «Смертельные враги»
Советское партийное руководство всегда недолюбливало фильмы про «окопную правду» и «маленького человека» вроде вышедших в один год «Баллады о солдате» Чухрая и «Судьбы человека» Сергея Бондарчука (1920-74). (Кстати, он также советско-украинский режиссер родом из-под Херсона, автор произведений о Тарасе Шевченко и Иване Франко).
Однако в начале 1990-х этот тренд был сломлен. В 1992-93 году бывший фронтовик Чухрай совместно с немецким режиссером Рольфом Шубером снял документальный телефильм «Смертельные враги», куда вошли интервью с участниками Сталинградской битвы с обеих сторон.
Судьба человека – простого "русского" солдата действительно стала выходить на первый план в российских художественных произведениях. И очень жаль, что в последние лет 20 все снова возвращается к хождению по старым граблям.
Видимо, в будущем мы еще увидим новые русскоязычные произведения украинских/украино-еврейских авторов вроде Виталия Манского (родом из Львова), такие как «Родные» (2016). И наконец поймем, что главный урок нашей кровавой истории и посыл признанных киношедевров – не «Можем повторить», а «Никогда больше!».
В заметке использованы материалы из спецвыпуска «Монолит Дайджест» - «ВДВ России – 80» (2010) и из открытых источников.
Также на канале: