(Продолжение. Начало здесь).
Вроде бы небольшая Венеция включает в свой состав множество районов и островов, каждый со своей спецификой, включая этническую. Например, в городе на воде веками существовали довольно большие еврейская и греческая общины. Интересен и «армянский» остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени, расположенный совсем рядом с продолговатым островом Лидо, защищающим Венецианскую лагуну от Адриатического моря. (К слову, именно на Лидо во дворце, построенном еще при фашистах, проводится легендарный Венецианский кинофестиваль).
Центр армянской культуры посреди Венецианской лагуны
Остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени площадью всего 3 га известен как один из мировых центров армянской культуры. Согласно археологическим находкам, здесь бывали финикийцы и римляне, а затем ранние христиане. С XII века здесь находилась карантинная станция, а затем лепрозорий Св. Лазаря (покровителя прокаженных), который и дал название острову. Впоследствии это место было покинуто людьми, только в 1651 году здесь попытались обосноваться доминиканцы, бежавшие от турок с острова Крит, а затем иезуиты.
В 1717 году сюда прибыл армянский католический монах Манук ди Пьетро (Мхитар Себастаци – Севастийский – он происходил из Сиваса в западной Армении – современная Турция). Мхитар бежал вместе с группой последователей (мхитаристов) из Греции – конкретно из области Морея, где схлестнулись в боях Венецианская республика и Османская империя. Армянская община, созданная Мхитаром еще в 1701 году в Константинополе (Стамбуле), восстановила старые строения и построила на острове монастырь, церковь и библиотеку (более 150 000 книг, включая 3 000 армянских манускриптов).
Здесь монахами-мхитаристами был создан первый полный словарь армянского языка (1749-69), а также написана первая современная история Армении (1781-86). Ранее сам Мхитар Себастаци, проживший на острове около 30 лет, написал грамматику грабара (древнеармянского языка), грамматику ашхарабара (народного языка) и составил 3-томный толковый словарь армянского языка, а также подготовил и издал Библию. В XIX-XX веках площадь острова несколько раз была искусственно увеличена за счет лагуны до современных 3 га.
Знаток армянского языка - лорд Байрон
В разное время на Сан-Ладзаро-дельи-Армени побывали композиторы Петр Чайковский и Рихард Вагнер, писатели Альфред де Мюссе и Жорж Санд, Иван Тургенев и Николай Гоголь, художник Иван Айвазовский (он же крымский армянин Оганес Айвазян)… Однако больше всего армянский остров приглянулся лорду Байрону. Он неоднократно посещал общину мхитаристов с ноября 1816 по февраль 1817 года. Здесь знаменитый поэт-романтик изучал армянский язык и культуру (уроки ему давал хранитель библиотеки Арутюн Авчерян) и работал над посвященными им трудами. В то время здесь жили около 70 мхитаристов – в XX веке и в начале нынешнего в обители постоянно живут около 20 человек.
Братья Айвазовские в Венеции
Интересно, что до нашего времени сохранились картины Ивана Айвазовского с зарисовками из жизни монахов-мхитаристов, включая их встречу с лордом Байроном. Художник гостил на острове в 1840 году у своего старшего брата. Габриель Айвазовский (филолог, историк и издатель) в 1826-1830 годах учился в школе при монастыре Сан-Ладзаро-дельи-Армени и позже работал секретарем конгрегации мхитаристов. Кроме того, в 1843-1848 годах он издавал на острове журнал «Базмавеп» и перевел на армянский язык басни Крылова.
«Экспроприация экспроприаторов»
Еще один знаменитый посетитель Сан-Ладзаро-дельи-Армени – Иосиф Джугашвили (известный как Сталин, более ранняя подпольная кличка - Коба), который в 1907 году служил в здешнем монастыре звонарем. В молодости будущий тиран учился в православной духовной семинарии в Тифлисе (современный Тбилиси), однако в армянский монастырь его привели отнюдь не богоугодные дела, а совсем наоборот.
Более того, в 1931 году в интервью немецкому писателю Эмилю Людвигу на вопрос «Что вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?» Сталин ответил: «Нет. Мои родители обращались со мной совсем неплохо. Другое дело — духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма…». Джугашвили проучился в семинарии с 1894 по 1899 год, после чего по официальной версии был отчислен за неявку на экзамены, а по факту – за пропаганду марксизма.
К началу XX века будущий тиран был уже сформировавшимся революционером-террористом. В 1906-1907 годах он руководил проведением «экспроприаций», то есть вооруженных ограблений для «нужд революции». Так, Коба был причастен к «Тифлисской экспроприации» в июне 1907 года, в которой под руководством революционера Камо (настоящее имя - Симон Тер-Петросян) было совершено вооруженное нападение на карету казначейства.
На Эриванской площади Тифлиса группа грабителей напала на кортеж инкассаторов, перевозивший 250 000 рублей (по современному курсу это примерно 2 350 000 евро). Были убиты двое городовых, смертельно ранены трое казаков, ранены еще двое казаков и один стражник. Ранения получили также 16 прохожих. «Экспроприированные» деньги были в крупных 500-рублевых купюрах, номера которых были известны царским властям, поэтому революционеры-террористы поехали разменивать их в различные страны Европы.
Налет революционеров-террористов на инкассаторскую карету. Эпизод из фильма "Статский советник".
Ночной портье Коба
Еще в январе 1907 года Джугашвили отплыл на торговом судне из Одессы в Анкону, где некоторое время проработал ночным портье в гостинице «Рим и мир». (В этой же гостинице впоследствии останавливался лидер итальянских фашистов Муссолини вместе с киевской еврейкой Анжеликой Балабановой, бывшей секретаршей у Ленина). Однако вся тогдашняя революционная «тусовка» собиралась в Берлине, где Коба также прожил в 1907 году около двух месяцев.
Кстати, в ноябре того же года, по наводке провокатора Якова Житомирского, немецкая полиция провела обыск на берлинской квартире Камо, где было найдено оружие, чемодан со взрывчаткой и литература революционного содержания. Камо был арестован, но признан душевнобольным, после чего выдан России, доставлен в Тифлис и помещен в тюрьму, а затем в больницу, откуда и успешно бежал. Любопытно, что ранее Джугашвили давал Тер-Петросяну уроки русского языка и агитировал его. Не исключено, что впоследствии Сталин вместе с Орджоникидзе и прикончили Камо, знавшего об их дореволюционной биографии слишком много: в 1922 году Симон попал под грузовик на Верийском спуске в Тифлисе.
Звонарь Бепи дель джассо
Но возвратимся к итальянскому периоду Кобы. По пути из Анконы в Берлин, куда Иосиф прибыл в апреле 1907 года, он остановился в Венеции, где его приютил один из армянских монахов-мхитаристов – Игнацио Гюрекян. Визит Джугашвили не остался незамеченным среди итальянских революционеров, у которых он стал известен как «Ледяной Бепи» (Bepi del giasso, или Giuseppe del ghiaccio): по-итальянски Иосиф – это Джузеппе.
По официальной версии, мхитаристы остались недовольны Кобой, так как он звонил в колокола не по их обычаю, и поэтому ему пришлось покинуть Сан-Ладзаро-дельи-Армени. На самом деле, он активно общался с местными анархистами, пытаясь раздуть в Италии мировую революцию, за что его и попросили из монастыря. Коба уехал в Берлин, где другие российские революционеры уже готовили крупную забастовку в Германии.
Современные мхитаристы утверждают, что в их архивах не сохранилось данных о пребывании Сталина на их острове. Однако проведенное Раффаэле К. Салинари расследование говорит об обратном. Результаты его изысканий описаны в книге «Сталин в Италии, или Бепи дель джассо». В частности, автор указывает на то, что на армянском острове в Венецианской лагуне Коба не только звонил в колокола, но и пел в церковном хоре и даже писал стихи.
Остается добавить, что Сан-Ладзаро-дельи-Армени находится всего в 2 км к юго-востоку от самой Венеции, откуда на остров можно попасть на вапоретто от причала San Zaccaria. Ежегодно приют мхитаристов посещают около 40 000 туристов – в монастыре для них работает музей, среди экспонатов которого можно увидеть картины Айвазовского («Кораблекрушение», «Вечерний Босфор», «Венецианский закат», «Неаполитанский маяк») и других армянских художников. Также можно посетить комнату, где останавливался лорд Байрон.
В заметке использованы материалы и фото из открытых источников.
(Продолжение следует).
О резиденции соперника Сталина - югославского маршала Тито на архипелаге Бриони читайте здесь.