Часть 1. Как австро-венгерский дворянин стал активным членом Коминтерна. Жизнь и приключения Красного барона
Роберт Бартини (1897-1974) был талантливым авиаконструктором, намного опередившим свое время, ученым и философом, вдохновителем советской космической программы. Все ведущие советские авиаконструкторы (Туполев, Петляков, Сухой, Алексеев, Бериев, Антонов, Королев и др.) использовали его изобретения. Однако как человек он был прямолинейным нонконформистом, поэтому многие его идеи, воплощенные в различных летательных аппаратах, использовались без упоминания автора. Бартини – один из немногих советских конструкторов, который полностью отбыл назначенный срок заключения (10 лет и еще 5 лет поражения в правах). И все же, несмотря на сталинские репрессии, он так и остался до конца жизни пламенным коммунистом.
Итальянец или далматинский венгр?
Бартини при жизни часто называли Красным бароном – за его коммунистические убеждения и дворянское происхождение. Но тут как раз есть много вопросов: родился Роберто не совсем в Италии, а возможно, даже совсем не там. По одной из версий, он появился на свет в 1897 году на севере Далмации, в городе Фиуме, входившем в состав Австро-Венгрии. Тогда город относился к венгерской части империи, по результатам Второй мировой войны он вошел в состав Югославии и сейчас известен как Риека в составе Хорватии.
Матерью Роберто стала 17-летняя незамужняя девица с фамилией Ферсель. Отцом скорей всего был барон Людовико Оросо ди Бартини, вице-губернатор Фиуме. Он был женат и не захотел разводиться и затем жениться на матери своего ребенка, так что девица Ферсель утопилась с горя. Опекунами мальчика стали его дядя и тетя - обедневшие венгерские дворяне из города Мишкольца к северо-востоку от Будапешта. Они отдали ребенка в приемную крестьянскую семью, глава которой стал садовником в имении настоящего отца Роберто. Произошло счастливое воссоединение семейства: жена Людовико – не имевшая своих детей донна Паола все узнала и согласилась официально усыновить незаконнорожденного сына ее мужа.
Есть и несколько отличная версия происхождения Бартини. При поступлении на работу в КБ Бериева в Таганроге он назвал в своей автобиографии местом рождения Канижу (ныне Надьканижа в Венгрии в 15 км от границы с Хорватией). На допросе НКВД в 1938 году Бартини показал, что его настоящим отцом являлся австрийский барон Формах. Когда в 1953 году авиаконструктор составил официальную автобиографическую справку на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова, в ней он также указал как место своего рождения город Канижа.
А в качестве настоящей фамилии им была указана Ороджи: отец – Людвиг Ороджи (венгр), мать – Паола Рац (венгерка). В 1955 году Бартини получил новый паспорт в Новосибирске, в котором также в качестве места рождения была названа Канижа. Когда в Таганроге к сыну авиаконструктора Владимиру Робертовичу Бартини обратились с вопросом относительно предков его отца, он не смог однозначно ответить на него.
Для Австро-Венгрии подобное смешение национальностей было обычным явлением. Например, создатель многих национальных венгерских песен Александр Петрович был словаком и сражался за независимость Венгрии (в том числе с российскими войсками, к которым попал в плен, и в итоге окончил свои дни в лагере для военнопленных в Забайкалье). Известный писатель Кафка, будучи евреем и живя в Праге, писал свои произведения на немецком языке. А знаменитый изобретатель Никола Тесла родился в семье православного сербского священника, но на территории, которая поныне входит в состав Хорватии.
Жена эрцгерцога Франца Фердинанда, убитая в 1914 году вместе с ним в Сараево сербскими анархистами, была чешкой. А легендарный югославский маршал Йосип Броз Тито родился в хорвато-словенской семье. Именно при нем Югославия отобрала у Италии в конце Второй мировой войны (1939-1945) полуостров Истрию, Задар и тот самый Фиуме-Риеку и претендовала на Триест – тогда доходило до военных столкновений югославов даже с американскими союзниками.
Австрийский военнопленный становится коммунистом
Семья Бартини часто посещала карнавал в Венеции, а также ярмарку в Фиуме, где в 1912 году Роберто увидел показательный полет русского авиатора Харитона Славороссова-Семененко (1886-1941). Вероятно, именно тогда зародилась его страсть к авиации. В 1915 году Бартини окончил лицей во Фиуме и в связи с началом Первой мировой войны (1914-1918) попал в школу офицеров в Банска-Бистрице (ныне Словакия), затем просил о переводе в авиацию пилотом, но получил отказ. В 1916 году во время знаменитого Брусиловского прорыва в Восточной Галиции, в селе Гниловоды Бартини попал в плен к казакам. Дальнейшая его судьба очень напоминала жизнь все того же Тито.
В 1916-20 годах будущий авиаконструктор по официальной версии пребывал в лагере для военнопленных Красная речка в 600 км к северу от Владивостока. Там он свел знакомство с венгерским евреем по имени Ласло Кемень (его судьба напоминает жизнь Аркадия Гайдара) и увлекся чтением пропагандистских коммунистически статей Владимира Ленина. На самом деле, с большой долей вероятности Бартини тогда принимал участие в гражданской войне на территории Дальнего Востока и Сибири. (О Тито также есть аналогичные предположения).
Во всяком случае, его друг Ласло Кемень (он же генерал Павел Лукач, он же писатель Мате Залка, он же Бела Франкль) в июне 1920 года принимал участие во взятии Красной армией Киева, затем воевал в Турции на стороне Кемаля Ататюрка, которого поддерживала Советская Россия. А после, став командиром кавалерийского полка ВЧК, Мате Залка в 1921-23 годах воевал против белых и махновцев на Украине и в Крыму, а также участвовал в карательных акциях против мирного населения. В 1925-28 годах Мате Залка руководил Театром революции в Москве (ныне Московский академический театр им. Вл. Маяковского), в начале 1930-х годов жестко выступал против Бориса Пастернака. Затем отправился на гражданскую войну в Испании, где познакомился с Хемингуэем и где погиб в июне 1937 года.
Именно Ласло Кемень прозвал Бартини Красным бароном и втянул в деятельность по установлению «мировой революции». Вероятно, они оба принимали участие в боях против белых в Сибири, в частности, во взятии Красноярска в январе 1920 года и захвате у белочехов поезда с золотым запасом Российской империи в Омске. Кстати, гражданская война столкнула противоборствующие нации: венгры воевали на стороне красных, а чехи и словаки – на стороне белых, хотя и те, и другие были австро-венгерскими военнопленными. Аналогично на стороне белых в Сибири сражались десятки тысяч японцев, а на стороне красных – множество китайцев.
Коминтерн готовит «мировую революцию»
Бартини и Кемень были столь ярыми сторонниками коммунизма, что в феврале 1920 года при репатриации из Владивостока их высадили из-за идеологических споров с корабля в Шанхае. Там они несколько месяцев работали на местный китайский каршеринг, а затем, заработав денег, отплыли в Сингапур, далее в Коломбо на Цейлоне и в Суэц. В Италии Бартини называл себя Роберто Ороздь и в январе 1921 года принял непосредственное участие в создании Итальянской коммунистической партии. В числе ее создателей также был архитектор из Одессы Борис Иофан (1891-1976), по паспорту которого Бартини впоследствии бежал в СССР.
Дело в том, что в Италии будущий советский авиаконструктор занимался активной подрывной деятельностью. По указанию Москвы, в страну под видом дипломатов или коммерсантов засылались тайные агенты. Агентурная сеть советской разведки Разведупр опутала всю Италию. Бартини выдавал себя за венгерского дворянина и втирался в доверие к представителям российской белой эмиграции. Например, он свел знакомство с князем Феликсом Юсуповым, участником убийства Григория Распутина, который после революции 1917 года активно поддерживал из-за границы антисоветское движение.
Также Роберто занимался откровенным шпионажем, собирая данные об итальянских видах вооружений, и вел пропаганду марксизма-ленинизма среди рабочих промышленных предприятий. Судя по его отношению к Италии, скорей всего он действительно был не итальянцем, а венгром. Тем не менее, он также служил личным охранником главы Итальянской компартии Антонио Грамши. Уже тогда, в начале 1920-х годов, в стране начались жестокие стычки коммунистов с фашистами, которые, по утверждению писателя Умберто Эко, случались в Милане еще в 1970-х. И даже на момент распада соцлагеря в 1991 году Итальянская компартия была самой многочисленной в «капстранах»: она насчитывала около 1 млн членов.
Венгерский диверсант бежит от итальянских фашистов
Между тем, Бартини удавалось совмещать все это с профессиональным обучением. В 1920 или 1921 году он поступил на инженерный факультет Миланского политехнического университета, где еще в 1909 году было открыто отделение аэронавтики. Однако диплом Миланского политеха он так и не получил: впоследствии в списках вольнослушателей был найден Роберт Ороздь. В 1922 году он под фамилией Вросди получил удостоверение пилота в летной школе гражданской авиации в Ченточелле под Римом. Джузеппе Чампалья, биограф Бартини, пришел к выводу, что окончательно инженерное образование он завершил только в Советской России.
К тому времени советская сторона разошлась не на шутку. Советский военный атташе в Риме и убежденный коммунист Яков Фишман передавал дипломатической почтой в СССР полученную с помощью итальянских коммунистов техническую документацию о новейших на тот момент видах вооружений. В 1921 году дело дошло до того, что выкупленные образцы стрелкового оружия (пулемет и винтовки) попытались вывезти на двух бипланах «Фиат» в Советскую Россию под предлогом их покупки Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота (будущий Аэрофлот). Однако оба самолета потерпели крушение, итальянская полиция обнаружила оружие, но советское посольство в Риме обвинило во всем итальянских контрабандистов (да-да, тема «их там нет» и «это не мы» в нашей стране очень стара).
Содействовать тому, чтобы красные крылья летали быстрее черных – я неизменно считал своим священным долгом, - и в те периоды, когда многое черное было лишь выкрашено в красный цвет. И все же, чувствую себя в долгу – прожил много и сделал слишком мало. (Заметка в блокноте Бартини, 17 апреля 1971 года, Москва).
Тем не менее, итальянские полицейские были не настолько дураками, чтобы терпеть на своей территории откровенных диверсантов, к тому же власть в стране окончательно захватили фашисты. Так что в августе 1923 года Бартини по чужому паспорту (Бориса Иофана) отбыл в балтийский порт Штеттин (ныне польский город Щецин), откуда по морю попал в Петроград, а уже оттуда – в Москву.
В заметке использованы материалы из книги «Жизнь и самолеты Роберта Бартини», Джузеппе Чампалья/«Роберт Бартини – авиаконструктор завтрашнего дня», Дмитрий Лаврищев, Москва, ВИАМ, 2016.
(Окончание следует).
Также на канале:
«Дневник моей матери», или Любовницы императора
Человек, из-за которого началась Первая мировая война
Альфонс Муха: художник, воспевавший женщин и славян
Откуда кронштадтские моряки уходили в Финляндию?
Пропаганда по-итальянски, или Кто создал Венецианский кинофестиваль?
Как работала нацистская пропаганда?
Неизвестное о Венеции: Сталин в гостях у армян-католиков
Битва диктаторов: маршал Тито против генералиссимуса Сталина
Итальянский фашизм и антифашизм в Хорватии
Поэт-фронтовик, родителей которого репрессировали и который сравнивал коммунизм с фашизмом
Висовац – вверх по течению, или Хорватский Валаам
В Хорватии археологи нашли захоронения германских "варваров" с необычными "гробами"
Русские монахи на венгерском озере Балатон
«Югославский сценарий», или Наследие иллирийцев