Деловая репутация создается не год, а годами. Но не в финансовой отчетности компании.
Goodwill - деловая репутация, нематериальный актив, отраженный в отчетности. Goodwill не надо создавать. Более того, Goodwill можно просто купить, а потом быстро потерять. Goodwill возникает только при покупке другого бизнеса в отчетности компании-покупателя, и только когда цена сделки выше стоимости чистых активов приобретенной компании.
Допустим, компания «А» покупает компанию «Б» за 500 млн руб. А сколько стоит капитал компании «Б»?
1 вариант. Справедливая стоимость чистых активов компании «Б» составляет 480 млн руб. (Активы - Обязательства = Собственный капитал).
Получается, компания «А» переплатила за компанию «Б», купив за 500 то, что стоит всего 480. Зачем? Ответ: компания «А» заплатила за Goodwill.
500 - 480 = 20 млн руб. → Стоимость Goodwill
В этом случае в консолидированной отчетности компании «А», которая будет включать купленную компанию «Б», в составе активов будет отражен Goodwill стоимостью 20 млн. руб.
2 вариант. Справедливая стоимость чистых активов приобретенной компании «Б» выше цены сделки и составляет 510 млн руб.
В этом случае в отчётности покупателя возникает не Goodwill, а доход от выгодной сделки.
Доход от выгодной сделки = 510-500 = 10 млн руб. = Справедливая стоимость чистых активов приобретенной компании «Б» - Цена сделки.
КАК РАЗРУШАЕТСЯ ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ
После отражения Goodwill в отчетности, компания должна проверять, не потерял ли он стоимость (тестировать на обесценение).
Уже сегодня многие компании США отразили снижение стоимости Goodwill, а суммарное обесценение по итогам 3 кварталов 2022 г значительно выросло по сравнению с 2021 г. Безусловно, и российские компании будут вынуждены отражать обесценение Goodwill, которое происходит в результате воздействия внешних факторов.
Приведем лишь несколько причин обесценения Goodwill сегодня:
· Падение рыночных индексов, значительное снижение рыночной капитализации, волатильность и низкая ликвидность рынка.
· Рост процентных ставок, рисков и неопределенности.
· Ограничения доступа к капиталу.
· Неблагоприятное воздействие сбоев в глобальной цепочке поставок и сложностей в логистике.
· Снижение прогнозных операционных результатов из-за колебаний валютных курсов, роста инфляции и издержек, ухудшения рыночных условий, снижения спроса.
· Негативное воздействие санкций.
В обычных условиях тест на обесценение может проводиться внутри компании без привлечения консультантов.
Возможности: в текущей ситуации внутреннего теста компании может быть недостаточно, поэтому повышается вероятность привлечения оценщиков для тестирования на основе оценки справедливой стоимости.