Для того, чтобы не вовлекаться в чужие игры и не стать в них разменной монетой, стоит понимать основные психологические аспекты состояния человека, вовлеченного в толпу, и толпы в целом. И сейчас я хочу поговорить про митинги, которые также подчиняются всем психологическим законам, действующим в толпе.
Итак, давайте начнем с того, как происходит организация толпы.
Специально обученные, скажем так, люди начинают с образования ядра, которое постепенно втягивает в себя окружающих, присоединяющихся из интереса, из любопытства или просто из желания получить разрядку или разнообразить свой досуг.
Далее начинается эмоциональная накрутка с помощью соответствующей музыки и скандирования лозунгов. Возбуждение участников толпы и их готовность к совместным действиям постепенно нарастает, а критичность к восприятию информации падает.
Затем организаторы предлагают общий объект внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение участников.
Как правило, за главную идею берется противопоставление «Мы - против них». Причины проблемы или пути её решения становятся не важны. У толпы нет цели. Есть мы, есть они, которые против нас, и есть направление, которое задают организаторы, провоцируя участников на конкретные, немедленные и, чаще всего, агрессивные действия.
Как изменяется самовосприятие человека, оказавшегося в толпе?
🔹 Вливаясь в толпу, человек растворяется в ней. Подчиняясь движению, чувствам и настроению толпы, человек начинает действовать в большей мере бессознательно.
🔹 Сливаясь с массой, он начинает ощущать себя сильнее и грандиознее. В таком состоянии он зачастую может сделать то, что никогда не сделал бы, находясь вне толпы.
🔹 Действуя вместе со всеми, ощущая единение с массой, человек оказывается безликим и безымянным, анонимным, и как будто бы независимым от любых социальных условностей.
🔹 Ощущение анонимности и силы значительно снижают чувство ответственности, зато повышают ощущение возможности и допустимости любых действий.
🔹 У участников толпы значительно снижается способность к критическому мышлению и наблюдательности, к рациональному восприятию информации, восприятию деталей. Впечатления воспринимаются общими образами, которые не обязательно соответствуют реальности.
Теперь давайте взглянем на общие психологические характеристики толпы:
🔹 Толпа эмоциональна, иррациональна, инстинктивна и импульсивна, склонна к влиянию иллюзий, нелогичному связыванию воедино идей, имеющих порой опосредованное отношение друг к другу.
🔹 Толпа мыслит простыми (чем примитивнее - тем лучше), предъявленными ей организаторами, образами, насколько невероятными бы они ни были. Образы и идеи не обдумываются и не обсуждаются, принимаются или отвергаются целиком, воспринимаются без условностей - или как непререкаемая истина, или как абсолютное заблуждение.
🔹 Толпа руководствуется только простыми чувствами. При этом, под влиянием нарастающего эмоционального накала, в толпе не возникает ни сомнений, ни колебаний перед предлагаемыми действиями.
🔹 Для того, чтобы возбудить толпу, достаточно казаться "одним из", взывать к чувствам, а не к разуму, фактам и логике. Толпе не нужны объяснения и рассуждения, поэтому в толпе легко и быстро распространяются слухи и громкие обещания, легко вызывающие яркие эмоции, а яркие эмоции обеспечивают массовое поведение.
Самый оптимальный совет, который можно дать: в толпу лучше не попадать, так как не слиться с толпой сложно даже эмоционально-устойчивому человеку.
Даже если вы считаете свои идеи справедливыми, а гнев - праведным, вряд ли вы найдете конструктивное решение путем участия в митинге.
Сила толпы не направлена на созидание.
Основная цель митингов – придать легитимность процессам, происходящих на совсем иных уровнях, совершенно иными методами и, зачастую, имеющих цели, далекие от целей вовлекаемых людей и провозглашаемых лозунгов.
Насколько бы мирными не провозглашались протесты, представители правоохранительных органов вооружены, и любая провокация может повлечь серьезные последствия. Думать, что вооруженный человек – пушистая овечка – сильное заблуждение.
А на данные собрания приходят вооруженные люди с обеих сторон.
Для поддержания накала эмоций нужны жертвы.
Также добавлю, что можно попасть в толпу не только в физическом, но и в виртуальном пространстве. Достаточно небольшая группа организаторов без труда способна затянуть людей в воронку эмоций - ощущая единение с большинством, человек начинает испытывает удовольствие, и легко попадает на их удочку.
Что делать, если вы оказались в толпе?
✔ Старайтесь сохранять критичность мышления. Получая информацию, прежде, чем действовать, задавайте самому себе уточняющие вопросы, позволяющие оставаться в реальности (кто собрался, с какими целями, кто руководит этими людьми, соответствуют ли эти цели вашим, соответствует ли представляемая информация вашим представлениям, можно ли её подвергнуть сомнению, и так далее).
✔ Дистанцируйтесь от толпы. Не скандируйте лозунги. Представьте, что вы находитесь на работе и выполняете свои обязанности.
✔ Не вступайте в дискуссии или споры. Основная реакция толпы на препятствие – ярость.
✔ Не бегите от толпы, действуйте как все, постепенно продвигаясь к выходу или идите с меньшей скоростью, чтобы остаться позади.
✔ Не смотрите напрямую участникам толпы в глаза, но и не смотрите в землю (взгляд жертвы), смотрите как бы мимо, охватывая окружающих боковым зрением.
✔ Наблюдайте за окружающими и за действиями правоохранительных органов.
✔ Не оказывайте сопротивления полиции, даже если оказались на митинге случайно.
Под влияние толпы реже всего подпадают люди неконформные, независимые в суждениях, способные противостоять групповому давлению, с низким уровнем тревожности, с высоким уровнем личной психологической безопасности.
Работать над этим, повышать свою устойчивость – в силах каждого.
© Юлия Ивлева
#психология #психологическаяпомощь #психолог
#гештальт #чтосомнойнетак #толпа #критичноемышление