Найти тему
БИЗНЕС БОРТ

Как предпринимателю поддержать себя и команду: 5 правил от эксперта

Оглавление

Владельцы бизнеса приходят к психологам и коучам с разными запросами — выйти из профессионального и эмоционального выгорания, мотивировать и поддерживать команду, выстроить твёрдую систему, справиться с тревогой и страхом или выйти из состояния застоя и находить новые идеи.

Мы поговорили о ментальном здоровье предпринимателей с Татьяной Орловой — психоаналитическим бизнес-консультантом, организационно клиническим психотерапевтом, в прошлом директором по персоналу в федеральных компаниях. Ментальное здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой потенциал, успешно работать и вносить вклад в жизнь общества.

Как поддерживать ментальное здоровье, чувствовать уверенность, бороться со страхами и развивать здоровые отношения с командой — рассказываем в статье.

Как ментальное здоровье предпринимателя влияет на бизнес

Начнём с того, что ментальное здоровье — это определённое состояние психики, благодаря которому человек может трезво оценивать происходящие события, выдерживать сложные ситуации, управлять своими эмоциями и мыслями, принимать адекватные в данной ситуации решения. Но чтобы так владеть собой, быть устойчивым, собранным, действовать целенаправленно, нужно знать свои сильные стороны, изучать зоны своего развития, а также понимать собственные мотивы, потребности и конфликты.

Если начать изучать психологию бизнеса, то мы увидим интересную и очевидную взаимосвязь между личными процессами самого собственника, принимающего стратегические решения для компании, и оперативными процессами, которые разворачиваются в самой компании. Внутренние психологические черты основателя часто определяют систему, принципы и вектор развития организации.

Другими словами, каждый предприниматель разыгрывает в своём бизнесе свой внутренний театр. И развитие бизнеса зависит от того, какое предприниматель изначально получил воспитание, какой имеет за своей спиной прожитый жизненный опыт, какие внутренние стратегии определяют его выборы, а также какие ведущие психологическиие черты имеет собственный.

Бизнес будет либо последовательно и основательно развиваться, и никакие турбулентные времена его не разрушат, либо организация будет оставаться незрелой, инфантильной, с деструктивной атмосферой в коллективе, что приведёт со временем к разрушению.

Всё происходящее сейчас в мире, бесспорно, вызывает много переживаний, но пройти эти сложные времена, сохранить бизнес и суметь адаптироваться под новые реалии, сформировать новые смыслы и вдохновить свою команду на изменения — смогут лишь те предприниматели, которые не только оперативно включились в работу, но и научились понимать себя, свои ментальные установки, психические реакции и паттерны поведения.

Психоаналитический бизнес-коучинг помогает не только определить внутренние ограничения или конфликты для руководителя и его команды, но и раскрыть и усилить потенциал, благодаря которому бизнес сможет справиться с кризисом.

Как вести бизнес без ущерба для ментального здоровья

Предприниматель всегда работает в зоне неопределённости, и единственное, на что он может опираться — на себя и свою команду. Если предприниматель постоянно находится в напряжении, работает на износ, не восстанавливает себя, то через какое-то время и сам бизнес становится неустойчивым и шатким.

Предприниматель является капитаном своего корабля. Если во время шторма капитан измученный, в тревоге, замыкает все процессы только на себе, срывается на свою команду, не может управлять собой — то со временем сильные игроки покинут команду, а на корабле останутся инфантильные сотрудники, которые не готовы брать ответственность, и эмоционально выгоревший руководитель.

Татьяна Орлова, психоаналитический бизнес-консультант, выделяет пять основных ресурсных правил устойчивости:

1. Забота о своём физическом теле. Соблюдать режим сна и отдыха, полноценное питаться, следить за здоровьем, заниматься спортом. У предпринимателя часто повышен уровень напряжения, а спорт помогает разрядить напряжение, расслабить мышцы и больше заземлиться.

2. Переключение деятельности. Природа, выставки, музыка, работа по дому, отдых в выходные, найти своё хобби. Проведите время с семьёй, приготовьте вместе ужин, погуляйте с детьми. Кто-то скажет «сейчас не время отдыхать», но нужны силы и жизненная энергия, чтобы играть вдолгую и не выгорать.

3. Интерес. Невозможно поддерживать страсть к своему делу без интереса. Если у вас пропадает интерес не только в работе, но и во всех сферах жизни — то с большой вероятностью произошло выгорание и достаточно долгое время вы действовали в авральном режиме. Вам необходимо срочно выявить те аспекты деятельности, которые вызывают у вас наибольшую радость.

4. Делегирование. В самые трудные времена личная энергия собственника имеет огромное значение. Главная задача собственника быть живым лидером, способным создать стратегию, задать вектор движения, управлять изменениями, вдохновлять и одновременно развивать свою команду.

5. Обратиться к психологу (психоаналитическому бизнес-консультанту). Во времена неопределённости нужна определённость в себе — здесь понадобится работа со специалистом.Она поможет не только встретиться с различными чувствами, но и увидеть, на что сейчас вы можете опираться, что даст вам силы действовать, какие верные решения принимать и самое главное, как продолжать жить, а не выживать в состоянии «загнанной белки».

Как развивать soft skills и какие навыки тренировать для «самопрофилактики»

Мы живём в зоне турбулентности, и многие из нас стремятся найти опоры во вне, ориентируясь на прогнозы, новостные сводки и различные предположения лидеров мнений.

Справиться со всем происходящим помогут не только навыки оценивать внешние обстоятельства, но и способность рефлексировать внутренне — как в своей психической реальности, так в психодинамике своей команды и бизнеса в целом.

Благодаря профессиональным компетенциям мы держим руку на пульсе, управляем бизнес-процессами, влияем на показатели. Наши социально-психологические навыки помогают нам прежде всего выстраивать продуктивные коммуникации с людьми, оставаться максимально устойчивыми, быть живыми, вести переговоры, договариваться, мотивировать свою команду, проявлять творческий подход, адаптироваться к изменениям, проходить кризисы и масштабироваться.

Какие гибкие навыки особенно необходимы нам сейчас:

1. Проводить самоанализ и рефлексию. Это не самокопание, а отслеживание своего состояния — что со мной, что я чувствую, кто меня окружает, почему я зациклился на этой идее, как более экологично развернуть ситуацию, что даёт мне ресурсы, какие мои сильные стороны, куда идти дальше.

2. Поддерживать чистоту сознания. В нашем сознании необходимо только то, что работает на нас и на наши цели. Различные убеждения, фантазии, страхи, домыслы и полученный ранее психотравматический опыт могут мешать нам видеть картину более ясно и принимать адекватные решения. Это всё нужно прорабатывать с коучами или психологами — чтобы перестать обслуживать старые сценарии, которые не развивают бизнес, а разрушают его.

3. Управлять собой и состоянием. Предпринимателю необходимо научиться понимать и самому определять свои состояния, которые ему необходимы именно сейчас. Если он поддаётся панике, тревоге и страхам, то погружается в детскую позицию. Если он постоянно срывается на своих сотрудников, не может управлять собой, то с большой вероятностью он будет выгорать, и психосоматика даст знать.

4. Умение выдерживать неопределённость. Как мы говорили ранее, предприниматель всегда находится в зоне неопределённости. И справиться с ней помогут как внешние, так и внутренние точки опоры — то, что даст силы во время кризисов и поможет выбраться из застывания, чтобы двигаться дальше.

5. Развивать эмоциональный интеллект. Одно из важнейших качеств лидера — способность понимать себя и психологию других людей, уметь управлять собой, выстраивать конструктивное взаимодействие, проявлять эмпатию, поддерживать живые отношения, вдохновлять и конструктивно транслировать обратную связь.

6. Готовность решать проблемы. Предприниматель не должен перекладывать ответственность за бизнес, метаться, загоняться в угол или бросать всё на полпути.

7. Быть гибким, но в тоже время устойчивым. Уметь перестраиваться самому, менять многие процессы, выстраивать новое, адаптироваться под изменчивые события. Расставаться с тем, что тянет вниз, и искать новые пути для компании.

8. Проявлять твёрдость характера. Профессиональный успех зависит от твёрдости характера лидера, где он проявляет упорство и настойчивость в достижении долгосрочных целей. Для этого ему необходимо усиливать страсть и интерес к своему делу, совершенствоваться, верить и воспринимать свою работу как призвание.

9. Находить своё сообщество. Вступить в бизнес-клуб, посещать бизнес-мероприятия и устанавливать новые полезные контакты, чтобы обмениваться опытом, создавать коллаборации, находить новых партнёров, находить решения, следить за трендами, зарядиться энергией и быть в окружении сильных.

Как удерживать баланс между работой и личным

Семья и личная жизнь — это огромный ресурс для предпринимателя. И особенно важно, когда в семье есть уважение, взаимопонимание, забота и любовь. Многие предприниматели, создавая свой бизнес и развивая его в последующем, очень часто избегают решать проблемы или неразрешённые вопросы в семье.

В трудные времена нужно говорить об этих трудностях, переживаниях и проблемах с партнёром. Просить помощи и распределять обязанности. Нельзя уходить в себя и бизнес и надеяться, чтобы проблемы в семье исчезнут.

Необходим баланс. Энергия направлена туда, куда мы держим фокус внимания. Но если мы задаём работе большую важность, а наша семья, здоровье, окружение, интересы остаются в стороне, то с большой вероятностью на работе начнутся проблемы. Поэтому важно распределять энергию равномерно между сферами жизни.

Как поддержать психологическое состояние сотрудников в турбулентное время

В этом вопросе надо в первую очередь обратиться к себе и своему состоянию. От этого формируется состояние всей команды.

Контролировать своё состояние. От состояния руководителя зависит многое. Если предприниматель кричит, скандалит, дёргает всех, ругается — это показывает, что он не может справляться с собой. Предприниматель — это в первую очередь лидер, его люди ориентируются на него. В каком состоянии лидер, в таком состоянии и будет вся команда.

Быть открытым и честным. Когда предпринимателю нужно перестраивать или оптимизировать процессы, важно открыто говорить об этом команде — «сейчас тяжёлые времена, но я выбираю сохранить компанию и делаю всё максимальное от себя. Чтобы сохранить рабочие места и выжить, давайте вместе подумаем, что можно сделать».

Сотрудничать и быть партнёром. Предпринимателю не нужно забывать про своё лидерство и ответственность, но важно считаться с командой — не игнорировать и не отыгрывать на них свои конфликт. В тяжёлые времена люди объединяются — если объяснить стратегию, сотрудники включатся, заинтересуются, начнут предлагать идеи и брать ответственность за дело. Они почувствуют свою важность, нужность компании и причастность к тому, чтобы компания выстояла.

Как поддерживать экологичные отношения руководитель-подчиненные

Татьяна Орлова дала три совета, которые помогут поддерживать здоровые отношения с сотрудниками и не терять их в тяжёлые времена.

Развивать систему ценностей. Люди выбирают компанию не только из-за зарплаты, но и благодаря тем ценностям, которые есть в компании. Многим нравится философия руководителя, его жизненный подход, направление мысли и стратегия. Сотрудникам хочется быть причастным к чему-то большему.

В трудные времена команда опирается на ценности, поэтому нельзя забывать транслировать их. Если ценностей не было — самое время создать их. Можно подключать самих сотрудников и предлагать определять ценности компании вместе.

Поддерживать сотрудника как ресурс. Сотрудник — один из самых важных ресурсов предпринимателя. Задача предпринимателя — понимать этот ресурс, управлять им, распределять его грамотно и в то же время создать необходимые условия, чтобы сотрудник развивался и восстанавливался.

Обучать сотрудников. Когда в компании к сотруднику относятся не как расходному материалу, а им действительно интересуются и создают условия для его развития, то в таких компаниях сотрудники вырастают. Зрелая команда берёт ответственность на себя и способна долгое время работать без руководителя.

Запомните, не кризис разрушает бизнес, а отсутствие системы, неспособность предпринимателя владеть собой и грамотно управлять командой. Всё это можно и нужно развивать.