Найти в Дзене

Рабочий лист "Корни с чередованием букв О/А" для 5 класса

Оглавление

В рабочем листе содержится основная теория по теме и увлекательные задания. Материал можно использовать на уроках, для домашних заданий и репетиторских занятий.

Теория. Чередование букв А/О в корнях

Знакомьтесь. Это корни с чередованием гласных А/О. Запомните эти корни и их значения.

-2

Правило

• Если после корня есть суффикс -А-, то в корне пишем А (касаться, полагать).

• Если после корня нет суффикса -А-, то в корне пишем О (коснуться, положить).

Исключение: полОг.

Умейте различать чередующиеся корни и омонимичные (сходные по звучанию, но имеющие другие значения).

-3

Упражнения

Упражнение 1

В каждом вагоне едут «безбилетники». Найдите их и высадите. Объясните, почему они не должны находиться в этих вагонах. А потом вставьте буквы.

-4

Упражнение 2

Распределите слова по нужным колонкам, вставив пропущенные буквы.

Пишутся с буквой А / Пишутся с буквой О

К…саться, к…снуться, к…снувшись, неук…снительно, прик…сновение, соприк…саться, соприк…сновение, к…саясь, к…сание, к…сательная, к…сательно, к…сательство, прик…сание, неприк…сновенность, прик…снуться, прик…саться, соприк…снуться, соприк…саясь, соприк…снувшись.

Упражнение 3

Вставьте пропущенные буквы.

Разл…гающийся, предл…жил, ул…жился, пол…жение, распол…жение, местопол…жение, распол…гается, отл…жил, перезал…жили, распол…гается, предл…гать, выл…жить, сл…жение, прол…жить, прил…гательное, изл…жение, сл…гаемое, изл…гаемый, распол…жился, возл…жить, низл…гает, вл…жить, зал жить, обл…жите, подл…жите, перел…жить, предл…гать, прол…жили, разл…гается, обл…жение, предраспол…жение, пол…гающийся.

Упражнение 4

Прочитайте текст. Выполните задания после него.

Маленький человек выходит позн…вать и пост…гать большой мир. Всему он д…вится, интересуется всем, к чему прик…сается.

Почему на небе вдруг забл…стел в солнечном озарении к…сой клин? Отчего он перем…щается в голубой дали, вытягивается то в одну, то в другую сторону, но не расп…дается и всё время как бы сохр…няет в неприк…сновенности свою изначальную к…сину? Словно др…жит, разв…вается в вышине к…сыночка. Да это к…сяк птиц летит, кр…суется, а потом вдруг к…сается груды облаков и проп…дает в них.

А кто это выскочил из тр…вянистых зарослей и быстро и д…ловито переб…рает св…ими длинными лапами? Уж не к…сить ли траву он соб…рается этими тонкими х…дулями? Да ведь этот паук и прозывается к…синогой! Не угл…дишь его на земле, наступишь и после долго видишь к…сящие дв…жения мёртвых лапок. К…си, к…синожка, обк…си нам дорожку! Но отк…сился маленький к…сарь и зам…р недв…жимо.

Так пожалеем же всякое творение природы и будем внимательно и осторожно ходить по земле.

Задания

1. Выпишите из текста сначала слова с чередующимися корнями -кос-/-кас-, а затем с омонимичными корнями.

Слова с чередующиеся корнями -кос-/-кас-:__________________________________________________

Слова с омонимичными корнями:____________________________________________________________

2. Выпишите слова с пропущенными буквами в две колонки: корни с чередованием и корни с проверяемыми гласными. К проверяемым подберите и запишите проверочные слова.

Задания по тексту:

1. Определите тему текста.

____________________________________________________________________________________

2. Запишите главную мысль текста.

____________________________________________________________________________________

3. Составьте план текста.

1) __________________________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________________________

3) __________________________________________________________________________________

4) __________________________________________________________________________________

Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.