Найти в Дзене

Воспитание подростков с аутизмом (РАС) и другими ментальными нарушениями. РУКОВОДСТВО для родителей. (Часть 1)

Оглавление

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был счастлив.

Это утверждение очевидно. Но в понятие счастья каждый вкладывает что-то своё, и понимание может очень сильно разниться. Жизненный опыт родителей позволяет понять и спрогнозировать наиболее вероятные ситуации, в которых их ребёнок будет счастлив. В условиях нашей жизни родитель не может всё время неотрывно находиться рядом с ребёнком, поэтому одной из основных задач родителя является развитие самостоятельности ребёнка — навыка, который позволит ему жить полноценной счастливой жизнью.

В особом положении находятся родители, воспитывающие детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) и другими ментальными нарушениями. Родители затратили огромные усилия, пока ребёнок был маленьким.

В подростковый период, когда ребёнок стабильно учится в школе, родители рассчитывают, что у них появится больше свободного времени. Но подростковый возраст — самое важное время для формирования той самой самостоятельности, осознанного отношения к себе и своему месту в жизни, базы саморазвития. Здесь необходимы рациональный подход и баланс между осознанным отношением к будущему ребёнка, своими силами и возможностями ребёнка на данным момент.

Такое отношение позволит структурировать картину и составить план — образовательный маршрут, который затрагивает разные сферы и позволяет развиваться в разных направлениях

Как справиться со стереотипами?

У родителей детей с РАС и другими ментальными нарушениями часто возникает вопрос: что делать, если малыш повторяет циклично одну и ту же цепочку действий, например, бегает по комнате, последовательно щёлкая каждым выключателем, перематывает мультфильм на одно и то же место, расставляет игрушки в ряд или готов ходить без истерик только одним маршрутом.

В подростковом возрасте стереотипы могут приобрести уже другие формы, но всё так же сохраняться в виде навязчивых движений, стойких интересов, специфического поведения и др. Конечно же, это затрудняет социализацию и обучение ребёнка.

Как же понять, что происходит в этот момент с ребёнком и как ему помочь преодолеть этот состояние?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ранним этапам развития детей.

Все мы знаем, как приятно было засыпать под любимую колыбельную, разворачивать и есть любимую конфету, танцевать под любимую песню и смотреть любимый мультфильм. Так вот, сам феномен возникновения «любимых» явлений связан с функцией нашего мозга — формировать взаимосвязи. Мозг связывает приятные впечатления и ощущения с определёнными образами. И если однажды ребёнок увидел шоколадную конфету, взял ее в рот и почувствовал приятный вкус, то эта взаимосвязь закрепилась. В следующий раз, увидев такою же конфету, ребёнок будет ожидать, что её вкус будет так же прекрасен. Такой эффект называется «предвосхищение». Он очень важен для развития адаптации человека к окружающему миру, ориентировке в «хороших и плохих» событиях, оценке эмоций окружающих, планированию на несколько шагов вперёд своих действий.

А теперь представьте, ребёнок развернул знакомую «любимую» конфету, а она оказалась из горького шоколада. Какие эмоции он испытает в этот момент?

Он будет разочарован, расстроен и в следующий раз с опаской будет смотреть на конфеты в фантиках. Расстройства аутистического спектра предполагают серьёзные отклонения в сфере восприятия. Ребёнок имеет либо слишком высокую, либо слишком низкую чувствительность. Это означает, что каждый раз сенсорный опыт ребёнка будет новым и ему будет очень сложно формировать те самые взаимосвязи, о которых мы говорили ранее. Когда в окружающей ребёнка среде всё слишком ярко, для него практически любой опыт оказывается травмирующим.

Возможные причины проявления стереотипного поведения:

Повышенная тревожность. В данном случае необходимо создать ритуалы, которые будут повторяться ежедневно, чтобы переключить подростка с деструктивного стереотипа (например, стучать или ровнять бесконечно подушку) на другой — конструктивный, например, ритуалы отхода ко сну с определённой последовательностью действий, которые мы делаем вместе и проговариваем действия.

Гиперчувствительность и перегрузка сенсорной системы. Если ребёнок напряжен и уходит в себя, возможно, он пытается заглушить внешние неприятные ощущения (звук, яркий свет, ощущения от одежды или боль в животе). Необходимо установить источник неприятных ощущений, и принять соответствующие меры. Например, уйти в спокойное место или убрать источник шума. Параллельно необходимо начать обучение ребёнка техникам самопомощи в разных жизненных ситуациях:

- как сообщить окружающим, что у тебя что-то болит или неприятно;

- как развить самоконтроль и научиться успокаиваться в сложных эмоциональных ситуациях (дыхательные техники, самомассаж, отстукивание ритма и пр.);

- как действовать в ситуациях опасности.

Стереотип как вариант ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства). Когда повторяющиеся действия несут навязчивый характер, ребёнку настолько важно совершить какое-либо действие, что прерывать это действие непродуктивно. В таких случаях важно учить осознавать ребёнка , что происходит, когда это можно делать, в какое время, объяснять, почему важно себя сдерживать в некоторых социальных ситуациях.

В любом случае, жесткие запреты ведут лишь к трансформации стереотипа, а не к его исчезновению.

Важно уважительно относиться к действиям подростка, ведь он пытается совладать с собой в непростой ситуации. Постараться разобраться в причинах и последствиях его действий. А затем принимать решения о стратегиях помощи в данном случае

Как помочь научиться общаться?

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Когда, в силу особенностей развития, ребёнку трудно общаться, с каждой попыткой неуспешный опыт заставляет испытывать страх и сокращать количество контактов со взрослыми и, в особенности, со сверстниками. Поэтому так важно обогащать опыт общения успешными ситуациями.

Это создаст базу для формирования инициативы и уверенности при общении. При нейротипичном (обычном) развитии в жизни подростка наступает период, когда самым главным и интересным для него становится общение со сверстниками. Выросшие дети начинают общаться, создавая среду, в которой они «свои» и куда нет входа непосвящённым. Со стороны это выглядит будто вчерашние мальчишки с едва поломавшимися голосами и резко поменявшие привычки девочки разом сошли с ума, хохочут и часами обсуждают ерунду.

«Что важного ты вынесла из сегодняшней беседы?» — пытает девочку бабушка. А девочка юна и ещё не может объяснить, что самое важное в сегодняшней беседе — это оттачивание навыков коммуникации, необходимое для дальнейшей успешной жизни; девочка может дерзить, плакать, молчать и хлопать дверью – «да и что с неё взять, испорченный подросток, мы такими не были».

Полезно понимать, что подростковый возраст, «весна жизни» — это период колоссальных перемен, калибровки, поиска маяков и ориентиров на фоне гормональной перестройки организма.

У юного человека меняется такое привычное ему тело, меняется самочувствие и настроение. Подростковый возраст взрослый человек помнит наименее детально, это связано с высоким уровнем стресса в этот период и, как следствие, частичным вытеснением происходящего из памяти. Даже при обычном развитии подростку непросто справиться со свалившимися на него изменениями, а при развитии подростка с особенностями тяжесть изменений несоизмеримо выше. В этом случае хорошо помогает своего рода защита в виде одежды или аксессуаров. Кто-то надевает глубокий капюшон, кто-то носит просторные свитера с высоким воротом и длинными рукавами, кто-то не снимает в помещении шапку или завешивается волосами, держит перед собой рюкзак, плюшевого зайца или другие предметы. Все это помогает человеку почувствовать защищенность, «я в своей пещере», и общаться с внешним миром из стен этой пещеры.

Для развития общения нужно оставить человека в комфортном для него состоянии и дать возможность осмотреться, не настаивая: «Сними кепку, здесь жарко, убери волосы с глаз, окосеешь».

Затем, постепенно беседуя на нейтральные темы, можно включать в диалог и подростка, который со временем начинает понимать, что он тоже может поддержать разговор, сказав только «да», «нет», назвав своё имя. Не надо настаивать на громкости и чёткости произношения — помните, у каждого из нас в моменты стресса был чужой, не слушающийся нас голос — тихий или, наоборот, странно и непривычно звонкий — и это нормально, потому что все мы живые. Постепенно в разговорах «о ерунде», в фантазиях на заданную тему подросток будет раскрываться. В этом очень помогают юмор и элементы игры.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Авторы: Леонова И.В., Карпенкова И.В., Кляузер М.С., Михайлина М.В., Михайлова А.А., Падерина Я.Л., Штейман А.К.

Редакторы: Леонова И.В., Карпенкова И.В., Михайлова А.А.

Данное пособие составлено специалистами, имеющими более чем 10 летний опыт работы с семьями, воспитывающими детей и подростков с особенностями в развитии (в том числе с расстройствами аутистического спектра) в рамках проекта РОО помощи детям с РАС "КОНТАКТ" в партнёрстве с содружеством специалистов "МИР ОБЩЕНИЯ" при финансовой поддержке конкурса грантов «Москва – добрый город».