В рабочем листе содержится красочный теоретический материал и интересные задания, с помощью которых можно отработать умение различать чередующиеся и омонимичные корни, а также правильно писать гласные е-и в этих корнях.
Теория. Чередование букв Е/И в корнях
Знакомьтесь. Это корни с чередованием гласных Е/И. Запомните эти корни и их значения.
Правило
• Если после корня есть суффикс -А-, то в корне пишем И.
• Если после корня нет суффикса -А-, то в корне пишем Е.
Исключения: сочЕтать, сочЕтание, побИрушка, избИрком, обжИг, розжИг, выстИлка, постИрушка, затИруха, простИрнуть
Запомнить: почИтать, почЁт – чередование.
Умейте различать чередующиеся корни и омонимичные (сходные по звучанию, но имеющие другие значения).
Упражнения
Упражнение 1
«Выселите» лишних «жильцов» из домиков.
Упражнение 2
Вычерните слова, в которых нет корней с чередованием.
Примирить, примерять, постигать, постегать, запивать, запевать, выжигать, выжечь, облизать, облезать, пожинать, поженить, прочитать, прочесть, помирать, помереть, постилать, постелить, проживать, прожевать, поседеть, отблистать, отблестеть, заминать, заменить, развивать, развевать.
Упражнение 3
Подберите однокоренное слово с другой буквой к слову с чередованием.
Упражнение 4
Соберите «орфоклумбу».
Бл…стит, расст…лается, зам…р, выт…реть, подж…гаемый, бл…стательный, выч…тать, разд…рать, уп…реться, пост…лить, нач…нается, разж…гает, соч…тание, зад….ру, зап…рать, выч…сть.
Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы. Вычеркните слова, в корнях которых не происходит чередования гласных е//и, а(я)//и.
1) Изб…ратель, изм…ритель, расх…титель, расс…катель, прож…гатель, поч…татель, восп…татель, усм…ритель.
2) Нач…нание, проп…тание, выч…тание, раст…рание, обл…вание, пон…мание, бл…стание.
3) Прож…вающий, вым…рающий, выч…слительный, зан…мательный.
4) Соковыж…малка, выб…валка, сч…талка, обд…раловка, ут…ральник.
Упражнение 6
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
1) Динозавры _________________ больше 65 миллионов лет назад.
2) Мама попросила дочь __________________ пыль.
3) Если болит спина, надо два раза в день ___________________ её мазью.
4) А.С.Пушкин _____________ в 1837 году.
5) Еще в начальных классах на уроках математики мы узнали правила сложения и _______________
6) От страха у меня _______________ сердце.
7) С первого класса я __________________ плаваньем и бегом.
Упражнение 7
Распределите слова по колонкам таблицы.
Соб__раться, бл__стеть, соб__рать, заб__рать, зам__реть, зам__рать, расст__лать, расст__лить, выж__гать, бл__стящий, заж__гательный, ст__реть, бл__стать, прот__реть, выт__рать, выб__рать, заст__лить, зам__рло, зам__рало, ум__реть, ум__рать, раст__рать, забл__стать, выд__раю, заб_раю, прот__реть, соб__рающий, выч__сть, выч__тать, расст__лить, расст__латься, зап__реть, зап__рать, приб__рать, изб__ратели, соч__тать, соч__тание, бл__стательный, бл__снет, приб__рет, оп__реться.
Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.