У каждого из нас есть те книги, которые мы мечтаем прочитать, «осилить», когда-нибудь, «когда будет время». Книга Томаса Пикети «Капитал в 21 веке» была для меня такой на протяжении нескольких лет с тех пор, как она взорвала умы экономистов, политиков и интересующихся экономикой людей, когда вышла из-под пера этого гениального французского экономиста. Но все не хватало времени. Ведь это более 700 страниц достаточно глубокого экономического анализа с массой диаграмм и статистики.
Но с помощью аудиокниг многое становится возможным, если у тебя есть 1,5 часа пути на работу и обратно.
Ниже - основные идеи этой великой книги (далеко не все), которые мне показались наиболее интересными.
Enjoy
1. По мнению ряда экономистов (например, Саймон Кузнец), уровень неравенства доходов по своей динамике имеет bell curve form. По его мнению, неравенство должно снижаться по мере того, как люди начинают пользоваться преимуществами прогресса. Но эта теория не нашла своего подтверждения:
2. В экономке с низкими темпами роста особую важность приобретают капиталы, заработанные ранее. Доход с этого капитала начинает усиливать неравенство. Наследование, например, крайне этому способствует.
3. Исторически доходность от аренды недвижимости находится в районе 5 процентов годовых. Так было в 19 веке, так есть и сейчас. Так или иначе арендная плата всегда стремится к этой ставке. Проверьте по тому, в какую цену вы снимаете/сдаете свое жилье и сравните с ценой квартиры. У меня получилось примерно так.
4. Рост экономики мира постепенно снижается, и в 21 веке не обещает быть таким же, как в 20. Рост более 1,1 процента невозможно будет поддерживать без роста населения.
5. Однако по прогнозам, население Земли далее будет расти существенно более низкими темпами, чем росло ранее. Даже с учетом Африки.
6. Снижение рождаемости увеличивает долю богатств, принадлежащих более взрослому населению, которое меньше зарабатывает, но больше сберегает. То есть снижение рождаемости – влечёт увеличение неравенства.
7. Экономический рост, напротив, ускоряет мобильность населения и снижает расслоение. Там, где богатства не передаются из поколения в поколение, расслоение ниже.
8. GDP per person вырос в Западной Европе, США и Японии с 1700 года (1 тыс долларов) к 2020 году в 25 раз. При этом производительность труда выросла ещё больше, в том числе поскольку рабочий день сократился. При этом в 18 веке рост был в 0,1 процент в год, в 19–0,6, в 20 веке – 1,6.
9. Цены на продукты питания за последние столетия росли примерно на том же темпе, как цены по экономике в среднем. Вместе с тем, некоторые продукты, чья транспортировка стало существенно дешевле, заметно подешевели. Экзотические фрукты – яркий тому пример. Вместе с тем цены на услуги почти не менялись, если сравнивать их с зарплатой. Почему? Потому что услуги – это человеческий труд, а его стоимость и определяется уровнем зарплаты. Услуги могут дешеветь темпами, превышающими темпы снижения зарплаты, только если в их создании станет играть ключевую роль технология. Например, если парикмахерами станут роботы.
10. При этом техника, включая автомобили, мотоциклы, существенно подешевели. Если сравнивать стоимость этих вещей со средней заработной платой, то, например, «в мотоциклах» стоимость денег выросла в 40 раз за последние 100 лет.
11. Рост на 5–6 % в год – явление, которое не может продолжаться долго. История показывает, что экономика страны, находящейся на передовой технологического развития (то есть если страна не является догоняющей), растет в среднем на полтора – 2 %.
12. В целом даже 1 % роста в год – это огромные изменения общества. Ведь 1–1,5 % роста в год за полвека дают изменение экономики в такой огромной степени, что это существенно меняет образ жизни всех людей. Даже на 1 % в год мировой экономики никогда не росли до того, как наступил 20-го век.
13. Рост почти всегда создает новые неравенства. Особенно в тех секторах экономики, которые растут быстрее, которые только появились.
14. Две Bell-curve - так выглядит рост экономики и населения за последние 3 века. В связи с этим велика вероятность снижения темпов роста во второй половине 21 века. До 1,5 процентов ежегодно, что ниже текущих 2,5 процентов.
15. Инфляция – это явление 20-го века. До первой мировой войны цены могли как расти, так и снижаться, но в целом, как правило, возвращались к своим первоначальным значениям. Стоимость денег не менялась.
16. В связи с военными действиями, связанными с этой необходимостью вместе военные расходы, многие страны начали печатать деньги, а также увеличивать свою задолженность. Все стали отказываться от золотого стандарта.
17. Сейчас соотношение капитала к прибыли (capital / income) вернулось к тому, что было в начале 20 века.
18. В тех случаях, когда государство берет взаймы у населения, выплачивая высокие проценты, оно перераспределяет доходы, увеличивая неравенство, поскольку на практике кредиторами государства, как правило, выступают состоятельные граждане. Которые становится ещё более богаче, поскольку государство платит им высокие проценты.
19. Ещё в 70-е годы многим западным экономистам, включая Самуэльсона, казалось очевидным, что ВВП СССР превзойдёт США уже в 1990-е.
20. За последние два века характер капитала, которым владеют люди, существенно поменялся. Вместо земли теперь это оборудование, технологии и бренды. Но соотношение capital / income при этом осталось почти неизменным. В Британии и Франции это 5-7. Как и в 18 веке.
21. Война заметно снизила это соотношение в Европе, в отличие от США. Но в начале 21 века Европа снова выбралась вперёд: 6 в Европе. против 4 в США.
22. Как правило, развитая экономика сберегает от 10 до 20 % своего дохода. Поэтому чем ниже рост численности населения – тем более высокие в уровне сбережения мы можем наблюдать. Одна из главных причин этого - старение населения, которое начинает сберегать себе на будущее. При этом за последние 50 лет доля сбережений по всему развитому миру существенно выросла. Наиболее яркий пример – Япония.
23. По мнению автора, в 21-м веке рост экономик замедляется и составит примерно 1,5% в год против 3 % в настоящее время. При этом доля сбережений сохранится примерно на уровне 10 % в год. Это приведёт постепенному росту соотношения Capital / Income до 7/1. Следовательно, в конце 21-го века уже весь мир может иметь такие же нормы, соотношений капитала и дохода, как это наблюдается сейчас в старой Европе.
24. Реальные активы (недвижимость, имущество) защищают капитал лучше, чем номинальные (счёт на вкладе). Первые дорожают с инфляцией и, кроме того, дают доход от аренды. Вторые – только дают доход, но не дорожают.
25. Только постоянный рост населения, то есть рабочей силы, а также повышение производительности капитала (эффективности труда) может балансировать стремящийся к постоянному увеличению уровень капитала, связанный со стремлением людей сберегать и приумножать свое состояние, становясь ещё более богатыми. Если роста населения и производительности не будет – это рискуют обернуться сильнейшей дифференциацией общества.
26. Развитие технологий отнюдь не означает развития демократии. Технологии также способствуют расслоению общества, как и другие средства производства.
27. В течение сотен лет получение наследства было наиболее эффективным способом стать богатым. Лишь вторая мировая война и связанное с этим перераспределение капиталов во всём мире существенно изменило это. За несколько десятилетий после второй мировой войны, самым коротким путём к богатству стали эффективная работа и собственные усилия. Особенно, в западных странах и особенно в Соединённых Штатах Америки. К сожалению, сейчас мы идем обратно: рост неравенства, упрощение для богатых становления ещё более богатыми, замыкание в своем классе.
28. Дифференциация доходов от капитала существенно выше дифференциации доходов от заработной платы.
29. Основной капитал среднего класса - недвижимость. По мере роста благосостояния, доля недвижимости в капитале снижается. У семей с капиталом в 5 млн долларов она составляет порядка 10 процентов
30. Существует два основных источника неравенства доходов: неравенство, связанное с наследованием, а также неравенство, наблюдаемо в настоящее время в западных странах и в Соединенных Штатах Америки, связанное супердоходами акционеров и топ менеджеров крупных компаний.
31. Если до 20-го века основным источником доходов наиболее богатой части населения была рента от недвижимости и земли, то сейчас она составляет порядка 10 %. Наибольшая часть дохода наиболее благо состоятельных слоев населения проистекает из финансовых активов, в том числе акций.
32. Наряду с этим, в 20-м веке появилась новая форма крупных доходов, которой не было раньше: высочайшая заработная плата, позволяющая отдельным слоям населения получать больше, чем 99 % других граждан и домохозяйств. На одной зарплате, а также связанными с ней доходами, наиболее состоятельные граждане становится ещё более состоятельными. Вместе с тем, у самой состоятельный части населения важнейшей частью доходов являются акции. Это рантье нового времени.
33. По мнению автора, экономическое расслоение – основная причина финансовых кризисов, которые случаются на планете сегодня. В частности, кризиса 2008 г.
34. Неравенство доходов в профессиях связано с двумя факторами: во-первых, это дефицит отдельных специальностей, во-вторых, это уровень развития технологий. Дефицит отдельных специальностей является следствием недоработки со стороны системы образования, которая не поспевает за развитием технологий. Если появляется новая технология, образование должно обеспечить экономику кадрами, способным с этой технологией работать. Чем меньше кадров, способных с этой технологии работать – тем она дороже. И тем больше расслоение в доходах между теми, кто умеет работать с технологиями, и теми, кто не умеет.
35. История показывает, что в периоды относительного спокойствия, когда нет мировых войн и катаклизмов вселенского масштаба, капитал концентрируется, а неравенство доходов и неравенство капитала растут.
36. Одним из самых эффективных способов выравнивания этой диспропорции доходов и капитала является прогрессивное налогообложение. Чем выше налоги для более состоятельных – тем выше доля среднего класса.
37. Доходность капитала превышает экономический рост. Это приводит к увеличению числа рантье, чей капитал позволяет зарабатывать ещё больше капитала.
38. В течение 20-го века мы наблюдаем bell-curve кривую распределения доходов. То есть наиболее состоятельным являются люди среднего возраста. Это достаточно сильно отличается от того, что было в 19-м веке, когда богатство росло с возрастом. Во многом это объясняется тем, что в 20-м веке многие состояния были потеряны в результате разного рода катастроф и войн. В таких условиях молодые люди имели больше шансов нарастить богатства, либо не имея его вовсе, создать.
39. Только в 20-м веке большую часть состояния среднего человека составляли доходы, заработанные им при жизни, а не унаследованные им: 60 % против 40 %. Это существенно отличается от того, что можно было наблюдать 19-м веке, когда доля наследования составляла до 90 %. Но цифры возвращаются назад. Уже в середине 21-го века доля богатства, проистекающего из наследования, будет составлять большинство: 70–80 %.
40. Эффект от концентрации богатства, унаследованного от предков или полученного в качестве приданого, гораздо выше, чем эффект от неравенство заработка: 1 % наиболее состоятельных наследников владело активами в 40–50 раз больше, чем 50 % наименее состоятельного населения. В свою очередь, 1 % наиболее зарабатывающих владел лишь в 10 раз больше, чем наименее состоятельная половина населения. Соответственно, эффект на неравенство от наследования гораздо выше, чем эффект на неравенство от разницы в оплате труда в оплате труда
41. Практика показывает, что наиболее состоятельные люди получают больший доход от инвестиций, чем менее состоятельный. Здесь есть целый ряд причин, начиная от способности богатых нанимать качественных консультантов для управления своими инвестициями, заканчивая их большей готовностью рисковать, чтобы получить больший доход. Как бы то ни было, это делает богатых ещё богаче, а бедных ещё беднее.
42. Проведён интересный анализ фондов ведущих университетов мира, таких как Гарвард, Йель, Принстон, Стэнфорд. Из анализа следует, что самые богатые университеты зарабатывали больше других. Это было связано, главным образом, с тем, что они инвестировали в сложные инструменты, в которые не инвестировали другие фонды. При этом нельзя сказать, что их инвестиции были более рискованными, так как динамика доходности этих богатых университетов не сильно отличалась от динамики доходности более скромных университетов с простыми стратегиями инвестирования. Вывод? Для того, чтобы получать высокий доход, нужно иметь возможность работать с высокопрофессиональными консультантами.
43. Образование и его доступность остаются одним из ключевых драйверов неравенства. Богатые семьи имеют больший доступ к образованию, чем малоимущие. Например, в Америке дети из малоимущих семей лишь в 10–20 % случаев заканчивают колледж. В свою очередь, дети из семей среднего класса и состоятельных семей заканчивают колледж в 80 % случаев.
44. В настоящее время во многих странах используется pay go system пенсионного обеспечения (пенсионеры получают пенсию, образуемую из налогов граждан, которые в текущий момент работают). Она работает хорошо, когда имеет место высокая рождаемость и низкая смертность. Но сейчас ситуация меняется, поэтому пенсионные накопления должны накапливаться в течение жизни. Но как инвестировать все пенсионные деньги? Здесь есть высокий риск их потери. С этой точки зрения система pay go кажется надёжнее. Поэтому pay go system сохранится как важная часть пенсионных систем по всему миру.
45. Кроме того, есть профессии, предполагающие физическую занятость, при которой люди начинают работать раньше, но и уходят на пенсию более молодыми. И есть те, кто работает в интеллектуальной сфере, начиная / завершая позднее. Система пенсионного обеспечения у них должна быть разной.
46. Практика показывает, что наиболее состоятельные страны взымают более высокие налоги, в связи с чем в них высок уровень обеспечения образованием, медициной, безопасностью. Напротив, страны с низким уровнем дохода имеют более низкие налоги. И этого недостаточно для того, чтобы обеспечивать граждан своего государства на достаточном уровне.
47. Прогрессивное налогообложение было распространено в США и в европейских странах в 20-м веке. Например, в Соединенных Штатах в течение нескольких десятилетий взымался налог в размере 80–90 % на сверхприбыль. Свою очередь, в Великобритании этот налог достигал 98 %. Абсолютный мировой рекорд. Во многом, Великобритания была вынуждена пойти на этот шаг, чтобы побороться с огромным неравенством доходов, которое наблюдалось там в 20-м веке. Его капиталы не были перераспределены так, как в континентальной Европе, где прошла война. В результате государство было вынуждено внедрять жёсткие налоги, чтобы побороться с неравенствами, что в других странах делали военные конфликты.
48. В конце 20-го века налоги в развитых странах снизились. Но продуктивность от этого не выросла. Снижение налогов, вопреки логике, не привело к повышению продуктивности труда. Это наблюдалось и в США, и в Англии, и Швеции.
49. По мнению автора, сверхдоходы, получаемые гражданами, включая бонусы от корпораций, должны облагаться налогом в размере 80 %.
Вот так)