Найти в Дзене

Синдром Целителя: Проблемы Профессионалов Любой Ветви Здравоохранения (особенно "альтернативных")

Оглавление

Оригинал можете найти на сайте отменного проекта painscience.com медицинского журналиста из Канады, Пола Ингрэма. Текст что там, что в переводе экстремально актуален не только для мануальных специалистов, но и для подавляющего большинства психотерапевтов, среди многих других.

Существует определённый род специалистов, которые предпочитают быть известными в качестве "целителей". Особенно распространено это в мануальной терапии (массаж, хиропрактика и т.п.), которая в свою очередь преобладает в альтернативной медицине, ибо причины (Это милое сленговое выражение означает "слишком сложный предмет, чтобы в него погружаться сейчас").

В самом пессимистичном сценарии, такие персонажи по факту пользуются данным титулом, например: "Привет, меня зовут Юра, и сегодня я буду вашим целителем". Я знаком с одной массажисткой здесь в Ванкувере, которая на самом деле говорит о себе как о "целительнице" на регулярной основе. Она, кажется, старается употребить это слово особым образом, выискивая малейший повод напомнить, что она "исцеляет".

Ох.

Очевидно, что как минимум это нахально и безвкусно. Кроме того, это нелепое тщеславие, несовместимое с профессионализмом и компетентностью. Скромность - никак не факультативный, это один из существенных ингредиентов здравоохранения: если у вас её нет, то вы практически дисквалифицированы, по крайней мере в длительной перспективе; почти невозможно делать такую работу качественно, не держа в уме свои ограничения.

Любой, кто использует ярлык "целитель", наверняка никого не исцеляет в действительности. К тому же большинство случаев хронической боли чрезвычайно трудно лечить: больше об этом далее.

Я поражена числом массажистов - и не только - которые представляются как целители. Меня уже просто рвёт от этого, и я начала так себя чувствовать задолго до моей "реформации". Они ведь искренне верят, что спасают людей. И когда я сама занималась подобным, я тоже искренне верила в это.
Лора Аллен "Простите, а как именно это работает? Фокус-покус в холистической медицине" 2014

"Целительская" позиция (если и не сам ярлык)

Когда терапевты надевают на себя целительскую идентичность и гордо её показывают, то избежать иметь с ними дело гораздо проще! К сожалению, далеко не все поступают именно так. Острый синдром целителя - это лишь верхушка айсберга из всей массы менее очевидных проблем с эго, бытующих у "свободных лекарей".

На каждого терапевта, который откровенно пользуется термином "целитель" - существует ещё дюжина, которые придерживаются этой же позиции, не демонстрируя свою дурь тем, что пишут об этом на визитках.

По факту, они нередко выкатывают ложную скромность, утверждая, что лишь "способствуют исцелению" - что вообще-то не особенно близко к истине, лишь нечто, что звучит мудрее и самокритичнее, нежели оказывается на деле.

Идея фасилитации (способствования) самоисцеления - одно из клише альтернативной медицины. Например: "Целитель лишь приводит в движение вашу собственную способность исцелять себя". Это приторная, наивная, плакатно-мотивационная ерунда.

Более технически - это "глубокость", идея, которая либо глубокомысленна, но ошибочна; или же правдива, но тривиальна. Если исцелению реально можно "поспособствовать", то это было бы чудесно. Фасилитация исцеления - рекламируется, чтобы некто мог выглядеть тем же самым "целителем", не выходя наружу и не заявляя об этом открытой, такой себе "скромнохваст". То есть - звучит скромно, но по сути совсем не так. Это также рационализирует терапию, у которой нет какого-либо ясного и конкретного механизма действия.

Все самозанятые профессионалы в медицине - "фрилансеры" - должны производить на пациентов хорошее впечатление, чтобы зарабатывать на жизнь. Я говорю из личного опыта. Я был "фриланс-терапевтом" собственной персоной на протяжении десятилетия, точнее, сертифицированным массажным терапевтом, как это называют у нас в Канаде, с 2000 по 2010 год. Как бывший СМТ, я включаю себя в когорту тех, кого критикую. Более того, я был убеждён в истинности большинства из тех идей, которые критикую сегодня!

Эта потребность в самопродвижении - может искушать и быть поводом для порчи и коррупции. Частенько она конфликтует с потребностями пациентов.

К примеру, пациенты очень редко нуждаются исключительно и именно в тех услугах, которые им может предложить отдельно взятый терапевт. Большинству терапевтов, большую часть времени, по хорошему надо отказывать крупной доле пациентов, которые к ним обращаются, и перенаправлять и делегировать их к другим профессионалам. Однако в практике такое мы видим редко.

В общем, жизнь с подобным конфликтом интересов на протяжении многих лет очень может формировать привычку к определённой мысленной гимнастике и тяжело пристрастным рассуждениям.

Трудно помочь человеку понять нечто, когда его работа зависит от того, что он именно этого не понимает
Аптон Синклер

В бой вступает наше эго: мы начинаем верить, что мы можем лечить практически кого угодно, что каждый пациент нуждается в нашей помощи, что мы предлагаем уникальные и терапевтически мощные услуги.

Мы начинаем говорить о своих "показателях результативности". К слову, с точки зрения науки "частота успехов" это не то, что отдельный клиницист может знать с какой-то степенью надёжности, а даже если бы мы и могли, то это не было бы валидизацией наших методов - слишком, слишком много вмешивающихся переменных влияют на результаты пациента.

Необходимость продавать свои услуги превращает многих из нас в "истинно верующих" в собственные методики и излюбленные теории, и мы уже неспособны распознать и признать проблемные аспекты, в них неизбежно имеющиеся.

Иначе говоря, мы начинаем думать о себе как о "целителях", даже если само это слово никогда не приходит на ум. Самообслуживающие манёвры могут обосновываться самоуверенностью: разве не здорово, когда вы можете помочь практически каждому? Это наиболее опасная форма синдрома целителя - утончённая и коварная проблема мысленных установок.

Исцеление от синдрома целителя

Человеческий ум безнадёжно уязвим к корыстной предвзятости (помимо прочего), и большинство самозанятых профессионалов рано или поздно начинают отклоняться от истины в пользу своих эго.

Лучшее и единственное лекарство против этого - просвещение в критическом мышлении и неустанная бдительная рефлексия. Мы должны "сверхкомпенсировать" свойственное нашему мозгу искажение в свою пользу в обратном направлении, даже если подразумевает отторжение некоторых людей. Мы должны культивировать своеобразную "героическую" гордость в этой борьбе с пороком.

По иронии и к счастью, это оказывается очень выгодным ходом для бизнеса. Впрочем, это лишь моё мнение, основанное на моём профессиональном опыте в качестве массажиста. Я отказал множеству пациентов, настаивая, что мои навыки и услуги неуместны и неадекватны для их частных проблем. Такой подход оказал основательно положительное влияние на мой бизнес во многих отношениях.

Попытки оттолкнуть от себя пациентов - в силу очередной иронии, на деле лишь привлекают их ещё больше. Пациенты обожают скромность, когда она подлинная. Они испытывают искреннее уважение к откровенной самокритике. Они высоко ценят профессионалов, которые умеют себя "недопродать". Как известно, это одна из почтенных продающих техник. Она, может, и не продаёт столь же хорошо всякий ширпотреб, как заявления о "чудодейственной исцеляющей силе", но тем не менее продаёт.

И ведь существует столько причин быть скромнее...

У хронической боли часто нет "решения"

Да и чёрт бы с ними, с целителями: даже лишь сама идея "грамотного терапевта" - в основном миф, если измерять это в терминах способности приводить пациентов с хронической болью к удовлетворительным результатам.

Я изучаю терапии для широкого спектра болевых проблем уже довольно долго, и я видел немало благонамеренных, но эгоистичных практиков, которые утверждали, что они (сильно) лучше своих конкурентов.

Но пока что я так и не дождался никаких весомых свидетельств тому, что какой-либо специалист или метод лечения - действительно способен производить драматически лучшие результаты по сравнению с прочими. В самом деле существуют неплохие свидетельства обратному.

Хроническая боль - часто упряма по своей природе, не просто из-за недостатка лечения. Сама по себе боль может изменять функционирование боли в нервной системе, в связи с чем пациенты становятся ещё более чувствительными к ней и испытывают большие боли с меньшей провокацией (механизм так называемой центральной сенсибилизации).

Существует целая категория серьёзной боли, которая довольно распространена, но изучена так скудно, что у неё даже нет названия. Есть два крупных класса болей - ноцицептивная (возникает из физического повреждения тканей) и нейропатическая (возникает из повреждения самой нервной ткани).

Однако это далеко не объясняет всю боль, что существует: до сих пор нет официальной "иной" категории для боли при состояниях вроде фибромиалгии, синдрома раздражённого кишечника и хронической неспецифической боли в нижней части спины, которая видимо включает в себя дисфункцию нервной системы, однако, без её повреждения.

Для большинства людей, страдающих от таких болей, просто нет известного надёжного способа лечения. Они продолжают страдать от боли хронически независимо от того, кому платят за помощь. И они заплатят практически любому, кто пообещает помочь.

Я невысокого мнения об этике "профессионалов", что предоставляют ложные надежды пациенты с хроническими болями. Ничто не продаётся с такой же лёгкостью, как надежда страждущим - это одна из самых мотивированных групп потенциальных покупателей, которую можно представить.

Наполовину обезумевшие от своих симптомов, они слишком охотно и слишком широко раскрывают свои умы скверным идеям, находясь в агонии. Они готовы хвататься за любую соломинку, рассматривать любые варианты и платить любые деньги, если только им предложить мельчайшую возможность облегчения.

Эксплуатация людей в подобном душевном состоянии - морально эквивалентна "труду" знахарей и экстрасенсов. Это низко. И это жестоко. Благие намерения и периодический плацебо-эффект не добавляют этому никакой чести. Даже если прямого вреда нет.

"Какая разница, как это работает и работает ли вообще, если это обеспечивает отличное плацебо?". Многие апологеты сомнительных вмешательств пользуются этим аргументом, и часто они утрируют его ценность. Я думаю, что это однозначно бессовестная позиция, даже если бы плацебо было настолько мощным, насколько они думают. К сожалению, это не так.

Многие порядочные профессионалы в медицине сообщат вам гадкую правду - что для большинства болей нет окончательного решения, но "целители" никогда не скажут вам такого. Столетие подлинных научных чудес, одно за другим на протяжении десятков лет, обеспечило нас всех коллективными данными о медицинской самоуверенности - и нам кажется, что где-то там "обязательно" существует эффективное лечение для любой проблемы.

Но единственная поразительная вещь насчёт большей части шарлатанских лекарств для боли - ошеломительные размеры эго, за ними стоящих. Много чести для "скромности" в альтернативной медицине.

На протяжении лет ряд мануальных терапевтов говорили мне, что если бы мы были честны насчёт своих ограничений и пределов, это бы "загубило весь наш бизнес". Что за странное сочетание! Признание того, что у вас есть пределы, в одну секунду, но заключение в следующую, что вы не рискнёте в них признаться тем, на кого работаете - трагический самообман.

Пациенты глубоко ценят честную прямоту и даже болезненную (в смысле неудобства для нас самих, не патологии) самокритику. Практика любого терапевта может с лёгкостью быть построена на открытой скромности.

Боль трудно лечить, и точка. Если вы ищете облегчения, то держитесь за специалистов, которые однозначны по данному пункту: именно они скорее всего действительно смогут найти некий способ хотя бы немного, но надёжно убавить боль, и не будут с вас брать деньги за фальшивое лечение. Именно это в основном и составляет идеал "грамотного терапевта".