.
.
Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! (Откр.16:17-18)
.
Небесный глас «совершилось!», который звучит от Небесного престола сразу же после излияния в мир семи чаш последнего гнева, знаменует не некие промежуточные «совершения», но полное и окончательное завершение истории ветхого творения, за которым следует исполнение всех возвещенных ранее Божественных обетований (сравн. – «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все», Мф.5:18).
Проф. Лопухин:
Слово "совершилось" напоминает собою то же слово, которое раздалось из уст умирающего на кресте Господа. Как то слово было знаком окончания Ветхого Завета, так точно и голос Божий 17 ст. есть знак окончания Нового Завета. И здесь "совершилось" относится не только к седьмой чаше, но и ко всем предшествующим казням, ко всему домостроительству новозаветного спасения человеческого рода
.
Более того, поскольку знаменательный небесный глас звучит при излиянии последней седьмой чаши последнего гнева, — он прямо соответствует гласу Архангела при последней трубе, о котором свидетельствует ап. Павел в 1 Фес.4:16-17, сравн.:
но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (Откр.10:7)
.
А соответствие образов и событий седьмой трубы и седьмой чаши последнего гнева связывает панорамы главы 16 с ветхозаветным разрушением Иерихона, когда при громком возгласе всего народа, в полном молчании в течение семи дней обходившего град нечестия с юбилейными трубами и ковчегом завета (сравн. Откр.11:19 и Откр.16:12), неприступные стены Иерихона рухнули и рассыпались до основания без какого-либо видимого воздействия:
Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали… Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город (Ис.Нав.6:13-19)
(Сравн. с ветхозаветным прообразом, который был упомянут в комментариях к Откр.16:16 как связанный с Армагеддоном: «И затрубили [все] три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона!», Суд.7:20)
При этом весьма знаменательно, что последняя чаша гнева изливается «на воздух», — а воздух оставался последней из четырех мировых стихий, не затронутой предыдущими чашами (т.е. земля была поражена при первой чаше; море и реки при второй и третьей; солнце, то есть стихия огня — при четвертой; а бездна, т.е. «глубины сатанинские» — при пятой, Откр.16:1-11).
Кроме того, окончательное поражение «воздуха» связывает потрясения от седьмой чаши с событиями вселенского потопа, когда лишилась жизни всякая плоть, имеющая «дыхание духа жизни в ноздрях своих», кроме тех, кто смог укрыться в спасительном ковчеге:
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что [было] с ним в ковчеге (Быт.7:21-23)
(Сравн. со спасительным ковчегом времен последнего суда, которым является непоколебимая небесная скиния: «И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов», Откр.15:8)
И тут же тайнозритель свидетельствует о молниях, громах, голосах и «великом землетрясении», которое удостаивается максимально значимых эпитетов («какого не бывало с тех пор, как люди на земле»), — поэтому нет сомнений, что вместе с седьмой чашей происходит то самое последнее потрясение мироздания, при котором рассыпается в прах не только видимый мир, но и невидимые основания всего тварного мира, сравн.:
Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое (Евр.12:26-27)
.
Другими словами, «землетрясение» от последней чаши не ограничивается обычным «сотрясением земли», но имеет всеобъемлющий смысл и свидетельствует об окончательном разрушении вселенского царства нечестия, — причем именно в этот момент смысловые линии «семи труб» и «семи чаш» достигают единого и общего завершения, соответствующего последнему дню и последнему мгновению ветхого мира.
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Седьмая чаша: великий город распался на три части, и всякий остров убежал, и гор не стало...(Откр.16:19-20)
Предыдущая статья: Армагеддон - это место, время или событие? (Откр.16:16)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух, Откр.16:17 #из храма небесного раздался голос совершилось!, Откр.16:17 #и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле, Откр.16:18