Закладка ценностных ориентиров целиком и полностью ложится на плечи самых близких людей в окружении ребёнка.
В данной статье описывается развитие нравственного аспекта в структуре личности.
Согласно Теории развития морального сознания или нравственного развития Лоуренса Колберга 1-ый уровень (с 4 до 10 лет) называется Предконвенциональным – доморальным. Ребёнок слушается, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания и позднее начинает руководствоваться соображениями взаимной выгоды: "Я буду хорошо себя вести, хорошо учиться, а ты меня похвалишь или я получу какую-то иную выгоду". Нам это знакомо, когда «дети учатся для нас взрослых».
На 2-м уровне Конвенциональном (с 10 лет) нравственное развитие развёртывается в сторону ориентира на получение одобрения, похвалы от близких и значимых людей, и готовность соблюдать социальные нормы, правила, поддерживать установленный порядок социальной справедливости. Это период формирования «Я – хороший». Оформляется ответственное отношение к социальным обязанностям.
И только на 3-м уровне Постконвенциональном (с 13 лет) развивается мораль, совесть. Совесть и совершаемые поступки, согласно внутреннему убеждению, иногда вопреки общепринятому мнению. Совесть, продиктованная чувством долга и человеческого достоинства. Совесть и мораль, как невозможность предать себя в предательстве другого.
Каждый предшествующий уровень оказывает влияние на развитие последующего.
Соответственно, от того, что и как вложили в ребёнка на 1-м уровне, зависит его последующее становление Личности.
Мая Ивановна Лисина – доктор психологических наук внесла неоценимый вклад в изучение развития ребёнка с младенчества, формирование его личности в общении. На всех этапах, начиная с младенчества, неизменным важным критерием является доброжелательное отношение взрослого к ребёнку.
Так вот ещё до 1-го уровня доморального развития, когда сознание «несмыслёныша» отражается через призму наивного гедонизма, от родителя ему требуется доброжелательное внимание и взаимодействие. Положительная, доброжелательная оценка способностей ребёнка формирует адекватную самооценку. Это к тому, что не стоит недооценивать детский и дошкольный возраст. Ведь от того, как вы отреагируете на ошибки, неудачи или проступки ребёнка зависит его самость.
Наказание для ребёнка не должно быть унижающим его. Вспомним хотя бы из классической русской литературы обращение в дворянских семьях к отрокам. Ласково и нежно обращались близкие к ребёнку: «Митенька, …». Однако, в случаях повинности отрока, обращение было со строгостью и по имени отчеству: «Дмитрий Алексеевич, пройдите в свою комнату и хорошенько подумайте о своём проступке!». Здесь, в этом сухом и строгом обращении слышится не отвержение, но взывание к человеческому достоинству.
В то же время, умение поддержать ребёнка добрым словом, в случае, когда он ошибся, не справился с какой-либо задачей, поможет ему не терять веру в себя, и развивать устойчивое знание о себе, как о человеке, способном справиться с вызовами.
Именно доброжелательное, участливое и терпеливое отношение к детям интериоризируется ими, и в дальнейшем является благодатной почвой для формирования в юном человеке чести и достоинства, готовности принять от значимого и аутентичного взрослого транслируемые ему основополагающие ценности и постулаты.
Таким образом, мы обнаруживаем высокую значимость воспитательской функции в развитии высокоразвитого морально-нравственного сознания у ребенка.
«Сегодня – дети, а завтра – народ!» Сергей Владимирович Михалков
Записаться на консультацию можно здесь:
https://www.b17.ru/rovnaya_svetlana/
Телефон, WhatApp, Telegram
+7(953)394-31-73
Клинический психолог Ровная Светлана
Автор: Ровная Светлана Викторовна
Психолог, Онлайн и очно
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru