Вы открыли собственное дело и задумались, как развиваться дальше? Разбираемся, как превратить малый бизнес в большой на примерах Ford Motor Company, McDonald’s и «Додо Пицца» — компаний, которые создавались с нуля, а затем принесли своим основателям миллионы.
Вдохновимся историями известных брендов — далее все о прибыльном и быстроокупаемом бизнесе. Эти предприниматели, которым удалось добиться мирового успеха, стали примером для многих начинающих бизнесменов.
Генри Форд и Ford Motor Company. Двигатель прогресса
Этот выдающийся промышленник с нуля создал одну из крупнейших в мире компаний по производству автомобилей и прошел путь от помощника машиниста до президента собственной корпорации. Форд запатентовал 161 изобретение, в том числе конвейер. Экспериментальный двигатель внутреннего сгорания Форд собрал на кухонном столе и установил на первый квадроцикл.
В 1899 году Форд основал свою первую компанию Detroit Automobile Company, которая потерпела неудачу и быстро обанкротилась. Главной задачей предпринимателя было произвести экономически выгодный автомобиль достойного качества, доступный каждому, но детище оказалось дорогим, и Форду пришлось распустить компанию.
Второй стала компания, основанная Генри Фордом вместе с К. Гарольдом Уиллисом. Несмотря на участие их спорткара в гонках и привлечение внимания инвесторов, Форд уже через несколько месяцев ушел из совместного бизнеса. А в 1903 году вместе с парой рабочих начал сам собирать автомобили.
Совсем скоро в Детройте был продан первый Ford модель «А». Через пять лет, в 1908 году, Форд сдержал свое обещание и выпустил доступный для широких масс автомобиль в виде модели «Т» стоимостью 950 долларов, которая уже через десять лет составляла половину всех автомобилей США. 7 октября 1913 года на заводе Генри Форда в американском Детройте запустили конвейерное производство автомобилей, что сократило время сбора машин с 12 часов до 90 минут и позволило выпускать огромные партии — 1000 штук в день. За 20 лет производства модели «Т» было продано почти 15,5 млн авто.
История взлета Генри Форда показывает, как можно пройти путь от гаража в пределах собственного дома до огромной корпорации с конвейерным производством машин на всю страну. Ford Motor Company и сегодня остается одним из крупнейших и успешных предприятий на планете.
Продавец успеха Рэй Крок. Всемирная сеть McDonald’s
Ресторатор Рэй Крок работал в аптеке, гастрономе, агентстве недвижимости, продавцом миксеров, во время Первой мировой войны водил санитарный фургон. Однако чаще всего попытки Крока преуспеть в бизнесе были неудачны, вплоть до 1954 года, когда он встретился с братьями Макдональд, владевшими ресторанчиком с системой быстрого обслуживания посетителей в калифорнийском городке Сан-Бернардино. Рэй Крок развивал идею фастфуда, в каждый ресторан поставлял свои миксеры, выкупил у братьев Макдоналд право на открытие ресторанов под вывеской McDonald’s в США.
Рэй Крок создал политику и стандарты, которые помогли бренду McDonald’s завоевать популярность не только у посетителей, но и потенциальных франчайзи, для которых еще проводили обучение в «Университете гамбургерологии». Грамотное руководство с группой единомышленников, скупка земли, работа по франшизе — все это позволило в короткие сроки сделать McDonald’s популярным заведением по всему миру. В каждой стране учитывались обычаи местной кухни.
Интересно, что сам бизнесмен не был ни автором концепции быстрого питания, ни основателем первого ресторана McDonald’s. Даже золотые арки буквы «M» придумал не он. Рэй Крок смог построить многомиллиардную империю, развив чужую идею до мировых масштабов. Сейчас империя «Мака» — это более 30 тысяч заведений по всей планете, здесь чизбургеры, биг-маки и картошку-фри заказывают около 45 млн человек. Всего же продано более 100 млрд гамбургеров.
Заработав солидный капитал, Рэй Крок был настоящим трудоголиком и примером настойчивости, упорного труда и предприимчивости. Несмотря на проблемы со здоровьем и предыдущие неудачи в бизнесе, Рэй в 52 года начал строить империю, разросшуюся на весь мир. И поэтому история развития его бизнеса кажется еще более невероятной и вдохновляющей.
Федор Овчинников и «Додо Пицца» с характером
История Федора Овчинникова началась, когда предпринимателю было 25 лет, в его родном Сыктывкаре. Федор владел сетью «Книга за книгой», но книжные магазины решил продать и открыть сеть пиццерий с доставкой. На рынке российского общепита тогда не было национальных сетей. Чтобы понять, как работает система изнутри, Федор отправился в Питер, чтобы своими руками попробовать «дело» в Papa John's, McDonald's, Sbarro и «Теремок». Вернулся в Сыктывкар в начале 2011-го и открыл первую пиццерию, которая начала работать только на доставку. Вложения на старте составили 1,3 млн рублей, уже через год они окупились сполна: ежемесячный оборот приблизился к 1 млн рублей.
Далее Федор открыл вторую «Додо Пиццу» в родном Сыктывкаре. Пригласил инвестора с 5 млн рублей, которому отдал 5% акций своей компании. Федор активно писал в блог и делился своими успехами и «набитыми шишками» с подписчиками, а они делились с ним накоплениями, инвестируя в развитие «Додо Пиццы».
Некоторые из подписчиков Федора потом стали франчайзи его сети. К 2012 году компания уже приобрела свой окончательный вид: закрепилась облачная система для контроля заказов, кухни, доставки, рекламы и менеджмента, бизнес-аналитики. Эта система помогла создать и поддерживать всю большую сеть пиццерий и поставила «Додо Пиццу» в один ряд с «Папа Джонс», «Доминос» и «Пицца Хат».
Успех к Федору Овчинникову пришел благодаря отлаженной бизнес-системе, блогу и использованию вирусных маркетинговых ходов. Например, в 2014-м предприниматель доставил 50 пицц на квадрокоптере.
- Осень 2015: 68 точек, начало 2016-го — строительство первой «Додо» в Америке (г. Оксфорд)
- В 2018 год: открыто примерно 100 точек
- 2019 год — более 440 пиццерий в России и в Казахстане, Киргизии, Китае, Белоруссии, Великобритании, Литве, Эстонии, США и Узбекистане
- 2022 год — 833 точки в 16 странах, большинство открыты по франшизе
Успешная история «Додо Пиццы» показала, как простой выпускник Сыктывкарского государственного университета смог из небольшой пиццерии в российской глубинке в короткие сроки построить успешный бизнес мирового масштаба.
Деньги на взлете. Превращаем малый бизнес в большой
Эти истории наверняка вдохновили вас развивать свое дело. Но важны не только вдохновение и целеустремленность, но и конкретные шаги на пути к успеху.
10 шагов к успешному развитию бизнеса
- Составляйте квартальные планы и рационально распоряжайтесь прибылью
- Придумывайте маркетинговые стратегии и небанальную рекламу
- Обзаведитесь постоянными клиентами и привлекайте новых за счет бонусов и скидок
- Не забывайте про живое общение с сообществом предпринимателей
- Следите за новостями в вашей отрасли, в мире маркетинга и торговли
- Изучайте свою аудиторию, потребности и привычки клиентов
- Делегируйте часть задач и не забывайте про аутсорсинг
- Развивайте ваш бренд и обновляйте ассортимент продукции
- Устраивайте сезонные и праздничные распродажи, конкурсы, рассылки
- Развивайте сайт и бизнес-аккаунты в блогах и соцсетях
Поддержка для малого бизнеса
- Можно пойти учиться новому: есть образовательные программы и консультации в центрах «Мой бизнес»
- Можно обратиться в ФНС и перейти на другой режим налогообложения, чтобы снизить налоговую нагрузку
- Можно арендовать на льготных условиях офисы в коворкинге и бизнес-инкубаторе, технопарке
- Можно получить кредит с господдержкой в банке «Открытие» или оформить банковскую гарантию для участия в госзакупках и сотрудничества с крупными компаниями
Ваш бизнес всегда поддержит банк «Открытие». Чтобы открыть расчетный счет, заполните онлайн-заявку. После открытия счета вы можете получить экспресс-кредит для развития бизнеса и подключить онлайн-бухгалтерию бесплатно на месяц.
ПАО Банк «ФК Открытие» (банк «Открытие»). Генеральная лицензия Банка России № 2209 от 24.11.2014. 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4. Подробная информация о продукте (услуге) — на сайте open.ru/sme. Реклама. 0+