Найти тему
Darte Mixturе

Жить в настоящем – слишком трудная задача?

Живите здесь и сейчас, твердят нам психологи, и они совершенно правы. Но почему это так плохо получается?

Средневековый человек:

Прошлое__________Настоящее___________________________________Будущее_______

Современный человек:

Прошлое_________________Настоящее_____Будущее______________________________

Мы живем в будущем, чего уж там.

У средневекового человека было довольно мало сведений о прошлом, да и особо некогда было о нем думать. Оставались сказки, мифы, предания и т.п. Зато каждодневные заботы отнимали большую часть времени, физические контакты с окружающим миром были очень плотными: все вручную, все приходилось носить, трогать, обрабатывать руками, внимательно разглядывать и т.д. Как сказали бы современные психологи, человек был очень плотно «заземлен». Время текло медленнее, а успевалось при этом много, потому что отвлекаться было просто не на что. Познание было в первую очередь результатом личного опыта, да и теоретические знания были доступны далеко не для всех, разве что старшие научат. Будущее же было гораздо менее «расширенным», чем у современного человека, скорее оно было очень ограниченным, равно как и возможности, поэтому далеко не простиралось.

У современного человека очень много сведений о прошлом, мифы и предания заменились научными исследованиями и обширной популярной информацией на историческую тему. А будущее ему вообще представляется чуть ли не бесконечным. Нам постоянно твердят о неограниченных возможностях, о том, что в любом возрасте не поздно начать с начала, приводят в пример людей, сделавших это и даже больше.

Настоящему просто не остается места. Причина не только в ускоренном темпе современной жизни и бесконечном потоке новой информации. Это всем понятно – надо «все» успеть, причем желательно за короткий срок и идти дальше. В жизни современного городского жителя настоящее, то самое «здесь и сейчас», не просто мелькает, как кадры в мультике, оно еще и обесценивается. Не так важно, что с тобой происходит сейчас, важно захватить как можно больше возможностей в будущем. Мы погрязли в экспансии будущего, поэтому живем большую часть времени в виртуальной реальности, и нас раздражает, когда нам приходится «возвращаться» в обычные бытовые заботы, хотя они уже по большей части сводятся к нажиманию кнопок на домашней технике и доставке еды.

Но есть одна сфера, которая очень сильно страдает от такого положения дел. Это любовь, дружба, отношения в семье, особенно с детьми. То есть, все то, что требует присутствия здесь и сейчас и лично с реальными людьми, а не с персонажами, наделенными нашим воображением о том, какими они должны быть для нашего комфорта и удовлетворения.

Огромное количество детей с расстройствами аутистического спектра появляется в последнее время во всем «цивилизованном» мире, то есть там, где минимум настоящего и очень много виртуального. Ребенку для нормального психического развития необходимо экзистенциальное присутствие родителей. Я не про обеспечение ребенка всем необходимым и даже больше, я о сущностном, всем телом и душой взаимодействии с ребенком. В домах малютки дети, с которыми не общаются, вырастают умственно и психически отсталыми. Во многих современных семьях с детьми общаются так, как будто бы они были не настоящими, а виртуальными. То есть, у родителя есть в голове некий образ того, каким является (или должен являться) ребенок, а настоящий ребенок игнорируется. При этом ребенка «развивают», заставляя его ум усиленно трудиться (опять же ради будущего), а психика «голодает», потому что ребенок должен выдумывать, творить, создавать, открывать мир всеми органами чувств максимально, а потреблять готовую информацию минимально. Начинаются проблемы – ребенка тащат к психологу. Психолог объясняет родителю, что с ребенком, по его мнению, происходит. Родитель получает еще один виртуальный образ, нарисованный психологом, и взаимодействует с ним. Настоящего ребенка снова «нет». Легко ли быть «несуществующим» человеком? Проще начать общаться с самим собой, иначе просто не выжить.

Невозможно даже представить, что должно случиться, чтобы человек вернулся к проживанию жизни «здесь и сейчас», уменьшив долю виртуального в своем существовании. Неужели нам нужна очередная глобальная катастрофа, этакий постапокалипсис, для того чтобы мы начали ценить настоящее во всех смыслах этого слова? А может это просто очередной виток цивилизации, и создатели «Черного Зеркала» не шутили?