Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

Молитва перед обедом. Гастрономическая экскурсия «Недуховная пища»

Оглавление

Эрмитаж – музей энциклопедический. Он гордится богатством и разнообразием своих коллекций, позволяющих познакомиться с множеством шедевров искусства разных стран и эпох. Собрание Эрмитажа многое может поведать о самых разных сторонах жизни, в том числе, и о гастрономических причудах прошлого. Залы хранят память о блистательных императорских пирах, роскошная посуда – о богатстве старинной сервировки.

Каждую неделю мы будем знакомить вас с произведениями из собрания музея, всматриваясь в которые, можно почувствовать, будто вот-вот попробуешь на вкус яства минувших эпох.

Мы продолжаем гастрономическую экскурсию. Сегодня остановимся у картиной Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом».

Жан-Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом. Франция, 1744 год
Жан-Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом. Франция, 1744 год

Жан-Батист Симеон Шарден был одним из художников, наиболее близких идеям французских философов-просветителей, утверждавших новые идеалы во Франции середины XVIII века. Вся его живопись была сосредоточена на точном, правдивом и в то же время поэтическом отображении реальности. Любая, даже самая рядовая сцена из жизни обычных людей превращалась под кистью Шардена в своеобразную лирическую поэму. К некоторым излюбленным своим темам художник возвращался неоднократно.

Так было и с темой «Молитва перед обедом». Однако эрмитажная картина – единственная, которую художник подписал и датировал: она была выполнена в 1744 году. Это свидетельствует о том, что сам автор считал именно этот вариант исключительно удачным. Художник переносит нас в скромное жилище женщины из так называемого третьего сословия (то есть, низшего сословия по сравнению в высшими - дворянством и духовенством). Молодая женщина поставила на стол суповую вазу и разлила суп по тарелкам. Мать спокойно и нежно, с немного сдерживаемой любовью смотрит на младшую из двух своих дочерей, трогательно сложивших руки для молитвы. Если старшая из девочек погрузилась в молитву, то маленькая, подняла глаза на мать в наивном ожидании похвалы за верное следование нехитрым правилам добропорядочной благочестивой жизни.

Художник, стремившийся ни в чём не отступать от истины, наполняет комнату рядового парижского дома самыми простыми вещами: на полу стоит жаровня и рядом с нею лежит ковш, на полке стоит начищенная металлическая утварь. Садясь за стол, младшая из девочек аккуратно повесила на его спинку игрушечный барабан, но одна из его палочек оказалась лежащей на полу.

Как и в живописи братьев Ленен в искусстве Шардена самые обычные люди оказываются наделены особым чувством собственного достоинства. Именно в своей простоте они являются носителями высокой морали и, кажется, кажется, приобретают ещё и внутреннее изящество, тонкость. Такое чувство возникает у зрителя благодаря особой изысканности мягкой цветовой гаммы, нежной проработке оттенков и большому вниманию к фактуре поверхности каждого предмета. Вслед за художником мы любуемся аккуратно одетыми персонажами, чистотой белой скатерти на столе, блеском металлической утвари и мерцанием фаянсовой посуды.

Как найти экспонат в Эрмитаже?

Картина «Молитва перед обедом» Жана-Батиста Симеона Шардена представлена в Главном музейном комплексе в зале № 287 (Искусство Франции XVIII века)

На следующей неделе мы продолжим нашу гастрономическую экскурсию и познакомимся с картиной Жана-Батиста Грёза «Балованное дитя».

#гастрономический эрмитаж