С помощью этого поста хочу разобраться в явлении, скорее технологии, которая в бонсайных кругах носит пришедшее из Японии название «тануки», а в западном мире – «прививка-феникс». Огромное количество деревьев бонсай демонстрирует свою красоту не только за счет сформированной кроны, но и большого объема мертвой древесины. Где же в этом ряду тануки?
Наверняка существует какая-то разница (пробую уловить) в подходах к созданию таких творений в японской и западной культуре бонсай. Но, в общем, процесс сводится к использованию красивого естественного крупного фрагмента мертвого дерева как опоры для живого растения. На первом этапе живое растение (как правило, хвойные – кипарисы, сосны, тисы, ели или можжевельники из-за их гибкости и долговечности древесины) «раскладываеся» с помощью бороздок, сквозных отверстий и фиксирующих элементов вдоль ствола и «веток» неживого фрагмента. На втором и последующем этапах происходит, собственно, формирование бонсай в классическом понимании. Техника дальнейшего ухода и формирования зависит от вида дерева, которым оплетается ствол.
Слово «тануки» (яп. たぬき, ta nu ki) - означает в японском языке енотовидную собаку. В японском фольклоре существуют сверхъестественные существа ёкай (яп. 怪 ё:кай), к которым относится и бакэдануки (яп. 化け狸) . Бакэ – это общая приставка для названий всех оборотней. За пределами же Японии этот герой связывается с названием енотовидной собаки, хотя иногда переводят как енот, барсук или даже цивета. Зверек тануки в Японии водится почти повсеместно, ведет сумеречный и ночной образ жизни, всеяден, вороват – разоряет гнезда, подбирает рыбу, крабов на берегу, фрукты там, где возможно, наведывается в огороды. Живет на небольшой территории, но при нехватке пищи может бродяжничать. Во время опасности притворяется мертвым, но при первой возможности удирает. Не очень чистоплотен и плохо приручается. К зиме накапливает жир и может впадать в спячку.
Современный общепринятый, скорее мультипликационный образ ёкай тануки - шляпа, посох и список долгов символизируют его бродячий и бесшабашный образ жизни. Неизменная бутыль в его невеликом скарбе говорит о том, что он большой любитель сакэ. Поэтому тануки часто является символом питейных заведений и уважаем производителями сакэ. Этого героя точно не перепутаешь с «девочкой-енотом». Его способность растягивать свои тестикулы «до размера четырех татами» и использовать их с различными практическими целями вытекает из множества легенд и прослеживается не только в ряде укиё-э, где, кстати, тануки отнюдь не толстяк, но и в книгах конца XIX века, и даже в современной мультипликации (ссылки в конце статьи). Хотя, возможно, преувеличение в большинстве изображений и легенд «достоинств» сказочного тануки связано с древней традицией японских золотых дел мастеров, подметивших свойство очень прочной, пропитанной жиром, кожи енотовидных собак хорошо растягиваться. Это качество использовалось при производстве сусального золота: золотой шарик раскатывали внутри куска кожи животного.
Оборотень тануки может превращаться в людей (в девушек-соблазнительниц, но чаще в буддийских монахов (тануки бо:дзу)) и предметы (деревья, фонари, луну…). Простодушный добряк – он сам часто попадает в неуклюжие ситуации. Игривый плут, он не упускает своей мелкой выгоды, обманывая и сбивая с толку людей, получая удовольствие и наживаясь таким образом. И в этой ипостаси он покровительствует торговле. По легендам тануки могут имитировать, например, звук поезда или расплачиваться деньгами, которые позже превращаются в листья. Плутовство, лукавство, обман – тануки символ этих явлений. Он, конечно, не положительный герой. Но, держась на плаву, выходя «сухим» из многих скользких ситуаций, являясь индикатором глупости, жадности, беспечности, в конце концов, символизирует также счастье и благополучие.
Наверное, нужно очень хорошо знать историю бонсай в Японии, чтобы сказать, кто и когда придумал назвать специальную технологию формирования деревьев именем мифологического героя. С какой целью – эстетической или коммерческой начали создаваться такие деревья? Что послужило аналогией: свойство героя тануки модифицировать свое тело или патологическая страсть к лукавству, способность к полному превращению или хулиганская любовь к имитации? Бонсай тануки также подразумевает и некую обманную сторону техники объединения старой древесины и молодого растения, и некое одномоментное преображение молодого растения за счет свойств мертвой древесины с целью получения быстрого эстетического результата, когда ни живое, ни мертвое дерево уже не кажутся тем, что они есть на самом деле.
Но, предъявляя высокие требования к стилю своих бонсай, а также определяя качество бонсай в том числе его реальным возрастом и историей, жители Японии относят тануки к отдельной группе деревьев в плошках, которые занимают их умы и души, могут демонстрироваться в общественных местах и иметь эстетическую и коммерческую стоимость, но не могут оцениваться с точки зрения классического бонсай, а значит, конкурировать с ним. Япония очень хорошо знает все свои древние и лучшие деревья. Страна осознает свое особое место в мире бонсай, поэтому сохраняет традиции, оставляя эксперименты и творчество для души.
Что же противопоставляет Японии западный мир? Запад - страны и регионы, которые могут себе позволить работать в технике тануки – те, где можжевельники и другие хвойные (основные деревья для этой техники) произрастали «испокон века», наращивая толщину стволов и затейливые формы. Странно развивать эту технику там, например, где большинство используемых деревьев – быстрорастущие лиственные тропические, и не дают твердой и прочной древесины, которую можно сохранить в композиции. Не буду спорить - технология тануки к таким деревьям применяется, но не поглотит или не вытеснит ли живое дерево всю гниющую старую древесину со временем? «Фикусы» в этом смысле не чета можжевельникам.
Итак, техника тануки будет развиваться лишь в определенных бонсайных кругах, не становясь абсолютной бонсайной традицией. Но там, где ее приняли, она будет иметь особую ценность, так как позволяет в относительно короткие сроки создать приличного вида дерево, которое будет иметь свою эстетику и поэтому оцениваться с точки зрения искусства в принципе. Тануки в этих странах быстрее впишется в требования бонсайных сообществ, так как лучшие образцы бонсай здесь – это взятые из природы деревья, не тяготеющие к классическим стилям бонсай. В одном из интервью американского мастера бонсай, организатора Elandan Gardens (Брементон, США), Дена Робинсона (Dan Robinson) прозвучали слова, в принципе отличающие японскую и западную культуры бонсай: «Мы делаем бонсай, похожий на дерево, а не дерево, похожее на бонсай». Он отмечает также, говоря о можжевельнике, что ему нравится свободная естественная форма «облаков» на этом дереве, а не «чрезвычайно плоская линия, которую так много людей навязывают можжевельнику». Среди множества бонсай в его саду большая коллекция тануки.
С его же подачи западная техника «тануки» обозначается термином «прививка-феникс»( «Phoenix Graft»). Привожу цитату, полностью раскрывающую этот термин: «Подобно птице-феникс из классической греческой мифологии, возрождающейся во всей своей красе из пепла собственного погребального костра, тануки, используя кусок старой мертвой древесины и живое молодое растение, порождает новую художественную сущность, представляющую из себя нечто, гораздо более значимое, чем просто сумма составляющих фрагментов» (В. Сербин. Перевод статьи R. Clark «Создание бонсай в технике Тануки». И цитату из Википедии: «Феникс (греч. φοῖνιξ, лат. phoenix)— мифологическая долгоживущая птица, возрождающаяся после гибели». Гибель старого дерева может не быть концом его существования, а лишь новой возрожденной формой бытия.
И с этим отношением к принципу тануки в бонсай нельзя не согласиться. Неизвестно, какая из двух составляющих несет основную эстетическую нагрузку в тандеме Phoenix Graft или тануки. Ведь взрослое мертвое дерево изначально было выбрано в пару за свою красоту и могучий характер. «Красивый сухостой очень трудно воспроизвести», - отмечает Райан Нил (Ryan Neil, Bonsai Mirai , США). Молодому же дереву долгие годы нужно еще будет доказывать свою эстетическую «состоятельность», а любоваться им будут уже буквально с первых дней. Вот вам и «обман», и «модификация», и «превращение», и «имитация», но и долгая «жизнь» мертвого дерева через «возрождение».
Фрагменты мультфильма и мифологический тануки
О тануки в книгах конца XIX века
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.