Искусство заставить человека совершить спонтанную покупку, "впарить" ему то, что он сам бы не купил никогда в жизни - пожалуй, один из самых сложных навыков. Далеко не все продавцы обладают им, но некоторые овладели им в совершенстве. Такие продавцы давят на "болевые точки" в нашей голове, ищут слабые места и заставляют нас брать то, что может быть нам вообще не нужно.
Уловки продавцов базируются на достаточно простых психологических приемах, о которых я расскажу Вам сегодня. Это может уберечь Ваш кошелек от ненужных трат, а Вашу нервную систему спасет от расстройств, когда эйфория от покупки закончится.
Уловка первая, или "иллюзия выбора"
Суть метода проста до безобразия: продавец предлагает Вам на выбор 2 варианта. Когда происходит такая ситуация, наш мозг начинает невольно теряться и судорожно пытаться выбрать какой-то один из предлагаемых вариантов, при этом напрочь забывая о том, что выбор может быть гораздо шире.
Простой пример такой манипуляции: Вы хотите взять что-либо на развес, а продавец спрашивает у Вас: "Вам столько хватит или побольше?" Такой вопрос ставит мозг в тупик, отсекая при этом возможность убрать излишек предлагаемого товара, даже если Вы хотели купить меньше. Исходя из исследований, работает это примерно с 60% людей.
Уловка вторая, или же "несколько да"
Данный метод основывается на том, что изначально человеку задают вопросы, которые напрямую не связаны с возможностью покупки. Простой пример - продавцы, которые предлагают попробовать что-то. Сначала путем получения от покупателя нескольких ответов "да", добродушного вида и приятной улыбки продавец создает у человека положительное впечатление о себе и, затем, предлагает продаваемый товар.
Уловка третья, или "ограниченное время"
Главный враг продавца - мозговая деятельность покупателя. Чем больше запутать мозг человека, тем легче продать. Поэтому некоторые продавцы прибегают к уловке "ограниченного времени".
Представьте, Вы приходите в магазин, например, за кроватью. Вы подобрали какой-то вариант, но сомневаетесь подходит он Вам на все 100% или лучше поискать еще. И тут продавец который Вас консультирует говорит Вам: "Знаете, у нас сегодня последний день скидки на эту модель". Главная задача подобной манипуляции - не дать человеку времени на размышление.
Уловка четвертая, или "я тоже этим пользуюсь"
Суть такого метода - показать, что товар хороший, если даже сам продавец использует его (согласитесь, если бы товар был плохой и продавец знал об этом, то пользоваться сам он бы им никогда не стал). Все фразы в стиле "я сам ношу такие ботинки" или "у меня дома стоит такой холодильник" лучше воспринимать с большой осторожностью. Скорее всего данная фраза сказана просто с целью создания иллюзии качества.
Уловка пятая, или "возможность осознанного выбора"
Эта уловка обычно применяется в качестве финального удара по мозгу, чтобы окончательно его запутать и подвести человека к покупке. Если продавец, видя ваши колебания, говорит что-то вроде "я не настаиваю, это Ваш выбор", то наш мозг часто ломается от дополнительного давления и покупка все же совершается.
Как противостоять уловкам продавцов
На самом деле все достаточно просто. Если продавец идет на уловки и пытается навязать Вам товар - необходимо выйти из контакта с ним. Возьмите время на раздумье, взвесьте все плюсы и минусы данной покупки и уже затем можете брать или не брать что-то в магазине.
Спасибо, что дочитали этот материал! Поставьте ему лайк и подписывайтесь на меня в Дзен, тут будет много полезных и интересных материалов о психологии.