Найти тему

Вендинг: разбираемся, что, как, почему?

Предприниматели по-разному понимают смысл масштабирования бизнеса. Для одних оно заключается в увеличении количества сотрудников или ассортимента, для других – в широте отрасли и выходе в новые города. Но по факту масштабирование бизнеса – это рост оборота и прибыли. Без этих показателей оно не имеет смысла.

Масштабировать бизнес можно двумя способами. Классическая франшиза и вендинг. Про первый вариант мы не будем подробно рассказывать. Вы и так все знаете. А вот что такое вендинг, кому он будет выгоден, в чем его плюсы и минусы, расскажем в этой статье.

-2

Вендинг – это продажа товаров или услуг через торговые автоматы. Вы точно видели эти аппараты с кофе, едой, игрушками или портативными зарядными устройствами. Как правило, они расположены на вокзалах, в крупных магазинах, учебных заведениях и бизнес-центрах – там, где большой поток людей.

От франчайзи в вендинге требуется только найти подходящую точку и установить автомат. По сравнению с классической франшизой это проще. Не нужно набирать персонал, обучать собственника и сотрудников, привлекать трафик и разрабатывать маркетинговые стратегии. Конечно, торговые аппараты необходимо обслуживать, это не про «установил и забыл», но трудозатраты здесь очевидно меньше.

В вендинговом бизнесе главный фактор успеха – правильное расположение. Казалось бы, это так просто – поставить автомат там, где много входящего трафика, но проблема в том, что на рынке очень большая конкуренция. Подавляющее большинство действительно хороших мест уже давно заняты похожими аппаратами.

Чистая прибыль напрямую зависит от цены за аренду места: чем меньше платишь, тем больше зарабатываешь. Минимально возможную цену должен дать продавец франшизы. Конечно, франчайзи сам может обратиться к арендодателю, но делать это напрямую не советуем. Вы, скорее всего, не сможете «выбить» низкую цену. А еще, вряд ли, сможете «сторговаться». Когда в одну и ту же точку обращается несколько людей, арендодатель думает: «Окей, этот не возьмет за такую цену, значит, возьмет кто-нибудь другой».

-3

В идеале задачи сособственника бизнеса и франчайзи должны выглядеть так:

Франчайзи заключает договор с предпринимателем, выбирает торговый центр для установки аппарата из предложенных, контролирует установку и запуск автомата, следит за его работой, обслуживает, забирает выручку и своевременно вносит необходимые платежи.

Франчайзер со своей стороны должен произвести торговый автомат, найти место и договориться о минимальной цене за аренду, установить, запустить аппарат и поставлять продукцию. Впрочем, последнее может делать и франчайзи. Это вопрос договоренностей, которые должны быть официально зафиксированы. Главная цель франчайзера – разгрузить своего бизнес-партнера и обеспечить ему максимальную прибыль.

-4

Кто потенциальный покупатель вендинговой франшизы?

Этот бизнес выгоден будущим франчайзи еще и потому, что к ним не предъявляются строгие критерии отбора. Финансовый результат никак не зависит от предпринимательских качеств и опыта, поэтому целевая аудитория больше. Как правило, вендинговые франшизы покупают люди, у которых есть основной вид деятельности. Вендинг для них – это дополнительный источник дохода, который не отнимает много времени и приносит неплохую прибыль, но никак не цель жизни – стать вендинговым королем.

Перед продажей франшизы нужно «прочекать» потенциального покупателя. Если он хочет вложить инвестиции и получать деньги – это хорошо. А если хочет активно работать и погружаться во все бизнес-процессы, ему стоит выбрать другую франшизу. Такой человек, скорее всего, будет мучиться от того, что у него слишком много свободного времени. От этого он может начать выдумать бессмысленные акции и впустую тратить деньги.

В вендинге, как и в любом бизнесе, нужно чем-то отличаться. Проект должен быть уникальным. Если вы откроете сотую торговую точку с едой, то почему клиент должен выбрать именно вас? Об этом нужно подумать на этапе запуска.

-5

Удачный пример – это автоматы-аквариумы «Море желаний». Вставляем купюру в автомат, нажимаем на кнопку, корм для рыбок поступает в аквариум, покупатель радуется и получает фирменный магнит. Аналогов этому нет, поэтому места для аренды будет проще найти, а значит, франчайзи могут получить хорошую прибыль.

Но какая бы уникальная ни была идея, успех конкретной точки продаж также зависит от нескольких факторов:

1. Чистый внешний вид автомата

2. Отсутствие грязи и мусора вокруг него

3. Понятная и простая инструкция

4. Низкая цена аренды

Вендинговые автоматы – это очень выгодная и перспективная ниша с быстрой окупаемостью. Такой формат торговли не связан с большими затратами, что, конечно, привлекает большое количество франчайзи.