Найти в Дзене

Знания в психоанализе и повседневной жизни

О каких знаниях идёт речь? О конкретном и крутом повороте в отношении человека к самому себе или всего-навсего об осознании, о познании чего-то нового, чего раньше не замечал? Если последнее, то речь о нашей сознательной части – Эго. Но всегда ли то, что мы осознаём есть Знание?

Наверняка, вы встречали человека, обладающего отличным понятийным аппаратом, выучившего много теорий и определений, про такого говорят «умный», но который терпит неудачи в личной жизни или иной сфере. Или его внутренний дискомфорт такой силы, что только наука и позволяет держать себя на плаву. До поры, до времени. Чего ему не хватает? Осмелимся предположить, что Знания.

Притча о Принце Пяти Оружий показывает нам, что есть Знание.

«Юный принц только что закончил обучение военному искусству у всемирно известного учителя. Получив в качестве знака отличия титул принца Пяти Оружий, он принял от своего учителя пять видов оружия, поклонился и во всеоружии зашагал по дороге, ведущей в город его отца, царя. Путь его преградил лес. Люди предостерегали принца: «Господин, не входите в этот лес, – сказали они, – в нем живет великан-людоед по имени Липкие Волосы; он убивает всех, кого увидит».

Но принц был самоуверен и бесстрашен, как гривастый лев. Он все равно вошел в лес. Когда он добрался до его середины, показался сам великан-людоед. Он вырос перед принцем внезапно, был он ростом с пальму, а голову себе наколдовал большую, как летний домик с колоколообразной крышей, с глазами огромными, как жертвенные чаши, и с двумя чудовищными клыками, как гигантские луковицы или почки; у него был ястребиный клюв; а брюхо пятнистое; руки и ноги темно-зеленые. «Куда ты направляешься? – грозно спросил он. – Остановись! Ты моя добыча!»

Принц Пяти Оружий ответил безо всякого страха, уверенный в своих приобретенных умении и мастерстве. «Людоед, – сказал он, – я нарочно вошел в этот лес. Подумай хорошо, прежде чем нападать на меня; ибо моя ядовитая стрела пронзит твою плоть, и ты упадешь, не сойдя с места!»

Так грозно обратившись к людоеду, молодой принц вложил в свой лук стрелу, пропитанную ядом, и выпустил ее. Она прилипла прямо к волосам людоеда. Тогда принц выпустил в него пятьдесят стрел, одну за другой. И все они прилипли прямо к волосам людоеда; тот стряхнул их все до единой, и они попадали к его ногам, а сам он приблизился к молодому принцу.

Принц Пяти Оружий пригрозил великану-людоеду во второй раз и, вытащив свой меч, нанес ему мастерский удар. Меч, длиной в тридцать три дюйма, прилип прямо к волосам людоеда. Тогда принц ударил его копьем. Но и оно прилипло к волосам людоеда. Увидев это, принц ударил людоеда булавой, которая также прилипла к волосам людоеда.

Увидев, что и булава прилипла, принц сказал: «Господин людоед, ты никогда прежде не слышал обо мне. Я принц Пяти Оружий. Когда я вошел в этот лес, в котором ты обитаешь, я надеялся не на лук и подобное оружие; когда я вошел в этот лес, я надеялся лишь на себя. И сейчас я разобью тебя и сотру тебя в прах!» Заявив так о своей решимости, с громким криком он ударил людоеда правой рукой. И его рука прилипла прямо к волосам людоеда. Он ударил его левой рукой. Но и она прилипла. Он ударил правой ногой. Она также прилипла. Он ударил левой ногой, но и она прилипла. Тогда принц подумал: «Я разобью его своей головой и сотру его в прах!» И он ударил великана головой. Но и она также прилипла прямо к волосам людоеда.

Принц Пяти Оружий попал в ловушку пять раз и, прочно прилипнув пятью частями тела, свисал с великана-людоеда. Но он все равно не утратил мужества. А великан-людоед призадумался: «Это непростой человек, это человек благородный, лев, а не человек! Вот я, великан-людоед, поймал его, а он не дрожит и не трепещет! Сколько поджидаю я путников на этой дороге, а такого не встречал! Почему, скажите на милость, он не боится?» Не отваживаясь съесть принца, он спросил: «Юноша, почему ты не боишься? Почему ты не дрожишь от страха смерти?»

«А почему я должен бояться тебя, людоед? Ведь всякая жизнь неизменно имеет свой конец. Да кроме всего, в животе у меня еще одно оружие – удар молнии. Если ты съешь меня, то это оружие переварить не сможешь. Оно разорвет твои внутренности на куски и клочья и убьет тебя. Тогда мы погибнем оба. Вот почему я не боюсь!»

Последнее оружие – молния – есть ни что иное, как Оружие Знания, которое было в Принце. В буддизме удар молнией символизирует духовную силу, силу несокрушимого просветления, которая разбивает иллюзорность реального мира.

Эта притча показала нам, что человек, который гордится или полагается только на свои приобретенные физические качества, заранее проиграл.

Великан-людоед символизирует мир, к которому мы приклеиваемся пятью органами чувств и с которым невозможно справиться физическими усилиями, полагаясь на эти свои пять органов. И он был повержен, когда Принц, оставшись без защиты пяти оружий своего бренного статуса и эфемерной физической природы, обратился к безымянному и невидимому шестому чувству: божественному удару молнии знания трансцендентного принципа, который лежит вне мира имен и форм, доступных чувственному восприятию. И ситуация немедленно изменилась. Теперь он был не пойман, а освобожден; потому что воспринимал себя свободным с самого начала» – интерпретирует притчу Дж. Кэмпбелл.

В метафорическом плане Принц освобождается от Эго и продолжает свой Путь в исследовании внутреннего, бессознательного знания.

«Я знаю, что ничего не знаю» – изречение Сократа, которое подчёркивает, как порой далеки мы от Знания, читая научно-популярные статьи из разряда «5 правил большого успеха: я научу тебя жить». Кто кроме нас самих знает, что принесёт нам успех и что для нас успехом является. Жизненная история сингулярна. Она пронизана уникальными желаниями, ценностными ориентациями и фантазмами.

В современном обществе и культуре активно популяризируется иллюзия всемогущества человеческого сознания. Стремление найти статистические закономерности, свести явления к однозначности и жёсткой детерминированности приводит к упрощению реальности в угоду универсальности. Однако, чем жёстче программы поведения человека регулируются со стороны сознания, тем больше игнорируются бессознательные импульсы. Появляется видимость власти человеческого сознания над его психической реальностью.

З. Фрейд открыл, что субъект расщеплен на субъекта сознания и субъект бессознательного. Другими словами, поведение человека регулируется не только его сознательными, но и бессознательными мотивами.

Психоанализ призван интегрировать бессознательные Знания субъекта с его сознательными знаниями. «Я знаю, что ничего не знаю» – Знание, необходимое человеку для того, чтобы каждый день заново открывать для себя горизонты своей психической Вселенной.