Найти в Дзене

"Драма", а не "драмма"! Не дай лишку.

Ошибочные удвоения согласных — верный признак малограмотности: «коЛЛичество», «пьеССа», «драММа», «раССа», «маССоны», «граММотность». Придётся принять нелестный факт: эти ошибки отнюдь не свидетельствуют о высокой культуре речи. Люди, которые так пишут, именно так и говорят: то есть они произносят слово «грамотность» как «грамматика», нажимая на «м» («грамммотность») «расизм» как «российский», нажимая на «с» («расссизм»), а «драма» как «программа», то есть «драмммма». И это режет слух не меньше, чем пресловутые «лОжит и звОнит», а даже больше. И вот почему. Последние — это бытовые просторечья, а просторечье — один из пластов живого разговорного русского языка. А вот «драмммма» с «пьессссой» — это вирусная аберрация, искажение артикуляции, ведущее к ошибкам на письме.

Чтобы правильно писать, надо не «выучить, как пишется слово по словарю», а правильно его произносить. То есть не зубрить, а повышать культуру речи. Привычкой давать лишку объясняются и неверные удвоения в иноязычных словах, обогативших нашу речь как относительно недавно, так и в словах уже привычных.

Читайте вслух только правильные слова! Старайтесь внятно и четко их проговаривать, не удваивая согласный при произношении. Говорите правильно, опора на речь! Надо говорить:

цукини — (не цуккини!)

офлайн — (не оффлайн!)

офшор — (не оффшор!)

пазлы — (не паззлы!)

легинсы — (не леггинсы!)

капучино — (не каппучино и не капуччино!)

алюминиевый — (не аллюминиевый)

телеграм — (не телеграмм!)

пьеса — (не пьесса!)

драма, драматический — (не драмма, драмматический!)

грамотность — (не граммотность!)

раса, расизм — (не расса, рассизм!)

балюстрада — (не баллюстрада!)

колония — (не коллония!)

проблема — (не проблемма!)

продюсер — (не продюссер!)

Тем более научитесь правильно произносить и слова родного языка:

смышлёный — (не смышлённый!)

серебряный — (не серебрянный!)

гостиная — (не гостинная!)

куриный — (не куринный!)

свиной — (не свинной!)

мороженое — (не мороженное!)

длина — (не длинна!)

юность, юный — (не юнность, юнный!)

А вот ошибки в обратную сторону нехарактерны. В нашей практике ни разу не зафиксирована, например, одна «с» в слове «массовый», за 30 лет никто не написал с одной «с» «трасса», «классный», «кассир» и «принцесса».

Ошибки, как всегда, делаются в сторону излишеств. Это «кваги» — мнимые, ложные грамматизмы (квазиграмматизмы).

А вот тут не промахнись! Эти слова тоже пишут с ошибками, промахнувшись с удвоением: оно есть, да не там.

Мнемонический прием: здесь везде удваивается ВТОРАЯ, а не первая буква: "РАЗ–ДВА — ПИШИ ДВА!"

попурри — (не поппури!)

искусство — (не исскуство!)

профессор — (не проффесор!)

асимметрия — (не ассиметрия!)

апелляция — (не аппеляция!)

дискуссия — (не дисскусия!)

Помните: ничего так не избавляет от ошибок, как внятная и чёткая речь вслух.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"