Многие автомобилисты попадали в неприятную ситуацию: разрядился аккумулятор, не удается завести машину. Особенно актуальным это становится в холодное время года, когда нагрузка на аккумуляторную батарею (АКБ) повышается. В такой ситуации поможет пуско-зарядное устройство (ПЗУ).
Эти устройства отличаются от обычных зарядных, которые применяют лишь для того, чтобы зарядить АКБ. В пуско-зарядных есть режим пуска двигателя, когда ток высокой силы подается на стартер, а аккумулятор служит проводником. Таким образом, ПЗУ используют и для зарядки батареи, и для запуска двигателя при разряженном аккумуляторе.
Инверторное или трансформаторное?
ПЗУ делятся на два основных типа: трансформаторные и инверторные (импульсные).
Трансформаторные устройства действуют на основе проверенной и надежной технологии. Трансформатор преобразует переменный ток электросети в постоянный, который заряжает аккумулятор. При использовании ПЗУ этого типа процесс зарядки надо контролировать и регулировать показатели тока. За счет простой конструкции трансформаторные устройства надежны в эксплуатации. Их главное неудобство — большой вес и размеры.
Инверторные ПЗУ подают малые импульсы высокочастотного тока на аккумулятор автомобиля. Это более современная и сложная технология. Так как здесь нет трансформаторной катушки, у этих устройств компактные размеры и легкий вес. Процесс зарядки регулируется автоматически.
Конструкция ПЗУ также включает в себя панель управления, шнур питания от электросети и кабели с клеммами для подсоединения к аккумулятору. Тяжелые трансформаторные ПЗУ оснащают колесами и ручкой для удобства перемещения.
Некоторые модели ПЗУ производят с собственной аккумуляторной батареей, емкости которой обычно хватает на несколько пусков двигателя.
Как выбрать пуско-зарядное устройство
Прежде всего, при выборе учитывайте тип аккумуляторной батареи, которую вы будете заряжать. Наиболее распространены кислотные аккумуляторы. Для этого типа можно использовать любой вид ПЗУ. Для гелевых аккумуляторов и батарей типа AGM подойдут инверторные устройства с автоматическим режимом зарядки.
Теперь посмотрим, какие технические характеристики учитывают, чтобы правильно подобрать ПЗУ.
Напряжение аккумулятора. Напряжение, которое устройство выдает на выходе, должно соответствовать напряжению аккумулятора. АКБ 6 вольт (В) используют у скутеров, мотоциклов и садовой техники, 12 В у легковых автомобилей и 24 В у грузовых. Лучше выбирать ПЗУ с двумя режимами, например 6 и 12 В, или 12 и 24 В.
Емкость заряжаемого аккумулятора. Емкость показывает, какую величину тока батарея отдает за один час. Чем больше объем двигателя транспортного средства, тем более емкий аккумулятор используют. Производители ПЗУ указывают максимальную емкость аккумулятора, который оно сможет зарядить. Нужно, чтобы этот показатель соответствовал или превышал емкость заряжаемой батареи.
Минимальный и максимальный ток зарядки. В характеристиках устройства указывают минимальный и максимальный ток зарядки. Оптимальной считают силу тока в 5–10 % от емкости АКБ. Таким образом, если емкость аккумулятора 60 Ач, ПЗУ должно выдавать ток силой 3–6 А, поэтому для зарядки батареи с небольшой емкостью могут не подойти слишком мощные устройства.
Ток запуска. Этот показатель говорит, какой силы ток необходим, чтобы запустить двигатель. Значения различаются в зависимости от условий (на морозе понадобится ток большей силы), типа двигателя (дизельные потребуют ток пуска выше, чем бензиновые) и степени разрядки аккумулятора. Если вы не знаете необходимую силу стартового тока для вашего двигателя, ее можно рассчитать. Для этого емкость аккумулятора умножают на три. Таким образом, для пуска двигателя с аккумулятором 60 Ач понадобится ПЗУ с пусковым током не ниже 180 А.
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля
Производители ПЗУ не указывают, сколько времени заряжать батарею, так как это зависит от степени разряда и способа зарядки. Здесь мы рассмотрим общие рекомендации, которые помогут правильно зарядить аккумулятор.
Подготовка
- Если есть возможность, определите степень разряда батареи. При заряде в 100 % напряжение на клеммах будет 12,7 В, 50 % — 12 В, на разряженном — ниже 11,5 В.
- Если вы заряжаете аккумулятор, не снимая с автомобиля, отсоедините плюсовой и минусовой провод от клемм аккумулятора, а сами клеммы зачистите.
- Если аккумулятор обслуживаемый, отверните пробки на банках и проверьте уровень электролита. При необходимости долейте дистиллированную воду.
Зарядка
При зарядке постоянным током выставляется ток силой в 10 % от емкости батареи. Если время и характеристики ПЗУ позволяют, снизьте ток до 5%, когда напряжение достигнет 14,5 В. Далее зарядка продолжается, пока напряжение не составит 16 В. Заряжать аккумулятор высоким током не рекомендуется, хоть это и займет меньше времени: можно повредить батарею, а емкость при быстрой зарядке сохраняется не так долго.
При зарядке постоянным напряжением выставляется значение 14,5 В и сохраняется в течение всего процесса. Сила тока при этом постепенно падает, пока не приблизится к 0 А. При использовании этого способа аккумулятор заряжается только до 80 % емкости.
Заряжать автомобильный аккумулятор лучше в теплом проветриваемом помещении. А вот при минусовой температуре и ограниченном времени можно частично зарядить аккумулятор и запустить двигатель.
Что в итоге
Когда будете выбирать пуско-зарядное устройство, учитывайте тип и характеристики заряжаемого аккумулятора. При правильном выборе и использовании устройства вы продлите жизнь АКБ и уверенно заведете автомобиль даже в холодную погоду.
Здесь вы можете найти зарядные и пуско-зарядные устройства с нужными для вашего аккумулятора характеристиками. А чтобы быть в курсе уникальных промокодов и акций, подписывайтесь на наш телеграм-канал! Ващ ТМК.