Однажды мне довелось освящать квартиру пожилой семейной пары. Глава семьи, седовласый статный офицер на пенсии, пригласил после чина освящения за стол, попить чай. Случилось так, что в один момент трапезы, не обращая внимания на мое присутствие, мужчина резко одернул свою супругу по какому-то незначительному поводу. А потом, обратившись ко мне, сказал, мол, жена должна молчать, ведь в Библии сказано: «Да убоится жена мужа своего». Сказав это, явно собой гордясь, пожилой офицер откинулся на спинку стула. «Так ведь, батюшка?» – спросил он.
Здесь я не стану рассказывать окончание этой истории, не о них речь. Я хотел бы написать, что, к сожалению, так нередко говорят и мыслят мужчины. Дескать, женщина, по библейскому учению, должна бояться своего мужа. И тысячи людей это воспринимают как норму.
Итак, должна ли бояться жена своего мужа?
Во-первых, Библия говорит как раз обратное: «Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4. 18). Апостол Иоанн Богослов прямо пишет, что тот, кто пребывает в страхе, не может любить, он скован и как будто парализован, чтобы любить. Также он пишет, что «истинная любовь изгоняет страх». Итак, Библия утверждает, что любовь и страх – взаимоисключающие состояния.
Справедливости ради нужно отметить, что в послании апостола Павла к Ефесянам действительно есть место, где апостол говорит эту фразу: «…а жена да боится своего мужа» (Еф. 5. 33). Может ли в таком случае Библия противоречить сама себе? Конечно, нет! Дело в том, что всегда необходимо смотреть на контекст фразы. А вот он: «Мужья! Любите своих жен… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5. 25–33).
Дело в том, что в греческом языке слово phobitiа, переведенное как «боится», может означать также и «почитание», «уважение».
Вывод: Писание не дает никакого обоснования для того, чтобы муж заставлял свою жену его бояться как деспота или начальника. Напротив, призыв любить жену как свое тело означает максимальную близость и заботу мужа о жене так же, как заботу человека о собственном теле.
Иерей Николай Дубинин, настоятель храма великомученика Феодора Стратилата в городе Старый Оскол
Публикация сайта «Православное Осколье»