Найти тему
AFTERSHOCK

История в фотографиях. 128

Автор - Reyders #

История в фотографиях часто бывает познавательней длинных описаний и размышлений. Это просто немой свидетель происшедшего, важного исторического и не очень события. Зачастую, на них запечатлена жизнь самых обычных людей в обстановке той эпохи, в которой они жили.

В 1865 году 47-​летний император Александр II влюбился в 18-​летнюю выпускницу Смольного княжну Екатерину Долгорукую. С 1866 года начались их отношения. Эта любовь надолго скандализовала петербургский двор и Императорскую фамилию.
В 1878 году возлюбленная императора со своими тремя детьми от него переехала жить в Зимний дворец. Её покои располагались как раз над покоями отвергнутой и больной императрицы, которая была вынуждена слышать над головой топот ног играющих детей её счастливой соперницы и когда-​то любимого мужа.
Когда 22 мая 1880 года императрица Мария Александровна скончалась, Екатерина Долгорукая стала настаивать в разговорах с Александром II на скорейшем венчании. Это был бы беспрецедентный, со времён издания Павлом I «Закона о престолонаследии и Учреждения об Императорской фамилии» в 1797 году, второй брак государя, да к тому же ещё морганатический. Долгорукой это было нужно для того, чтобы узаконить статус её детей от императора. Молодая Екатерина Долгорукая.

Главным аргументом со стороны возлюбленной царя было: «Тебя ведь могут в любой момент убить». Действительно, организация «Народная воля» вела настоящую охоту на «коронованного зверя», как назвал его кто-​то из революционеров. Попытки покушений совершались всё чаще. Сам Александр II, сознавая опасность, был не прочь быстрее обвенчаться. В дальнейшем у него имелись планы отречься от престола в пользу законного наследника, Александра III, и предаться на склоне лет радостям семейной жизни. Увы, эти планы удалось реализовать только наполовину.
Не дожидаясь окончания предписанного Церковью годичного вдовства, Александр II уже 6 июля 1880 года венчался с Долгорукой и узаконил общих с ней детей. Вторая супруга царя и их дети получили имя светлейших князей Юрьевских. Вскоре Александр II представил свою новую супругу и детей Императорской фамилии, но та дружно бойкотировала их. А 1 марта 1881 года случилось то, ради чего был предпринят поспешный брак – император был всё-​таки убит террористами. На фото Александр II и Екатерина Долгорукая с детьми.

Но ещё до смерти Александра II хитрая и жадная Екатерина Долгорукая-​Юрьевская заручилась материальными гарантиями на этот несчастный случай. В сентябре 1880 года супруг велел министру двора положить в банк на имя княгини 3302910 золотых рублей. Кроме того, по завещанию Александра II, его сын, вступив на престол, был вынужден купить на имя княгини Малый Мраморный дворец в Петербурге. Там Долгорукая-​Юрьевская устроила небольшой частный музей, из личных вещей Александра II.
Неприязнь Императорской фамилии к выскочке была так сильна, что ей поставили условие: немедленно уехать с детьми за границу. Особенно настаивал на этом Александр III. Княгиня, со своей стороны, тоже выставила условие: помимо тех денег, которые уже принадлежали ей, русская казна должна была платить ей ежегодно 100 тысяч рублей на неё и столько же – на её детей. Александр III подписал условия, и Юрьевская с детьми уехала во Францию.
Когда в 1894 году Александр III скончался, Долгорукая-​Юрьевская стала осаждать прошениями нового императора Николая II. Она требовала, чтобы ей выплатили ещё 3 миллиона рублей, якобы обещанных ей её мужем. Наведённые Николаем II справки не обнаружили никакого такого обещания. Но после угрозы княгини продать Мраморный дворец вместе с вещами Александра II (этого русский царь никак не хотел допустить) и издать свою переписку с возлюбленным, Николай II согласился принять Долгорукую. На личной аудиенции он подписал обязательство об увеличении пенсии.
По-​видимому, Екатерина Долгорукая-​Юрьевская была большой мотовкой, так как даже столь щедро выделенных русской казной средств ей не хватало. После её смерти в 1922 году у второй вдовы Александра II осталось долгов на несколько сот тысяч золотых рублей.
В 1865 году 47-​летний император Александр II влюбился в 18-​летнюю выпускницу Смольного княжну Екатерину Долгорукую. С 1866 года начались их отношения. Эта любовь надолго скандализовала петербургский двор и Императорскую фамилию. В 1878 году возлюбленная императора со своими тремя детьми от него переехала жить в Зимний дворец. Её покои располагались как раз над покоями отвергнутой и больной императрицы, которая была вынуждена слышать над головой топот ног играющих детей её счастливой соперницы и когда-​то любимого мужа. Когда 22 мая 1880 года императрица Мария Александровна скончалась, Екатерина Долгорукая стала настаивать в разговорах с Александром II на скорейшем венчании. Это был бы беспрецедентный, со времён издания Павлом I «Закона о престолонаследии и Учреждения об Императорской фамилии» в 1797 году, второй брак государя, да к тому же ещё морганатический. Долгорукой это было нужно для того, чтобы узаконить статус её детей от императора. Молодая Екатерина Долгорукая. Главным аргументом со стороны возлюбленной царя было: «Тебя ведь могут в любой момент убить». Действительно, организация «Народная воля» вела настоящую охоту на «коронованного зверя», как назвал его кто-​то из революционеров. Попытки покушений совершались всё чаще. Сам Александр II, сознавая опасность, был не прочь быстрее обвенчаться. В дальнейшем у него имелись планы отречься от престола в пользу законного наследника, Александра III, и предаться на склоне лет радостям семейной жизни. Увы, эти планы удалось реализовать только наполовину. Не дожидаясь окончания предписанного Церковью годичного вдовства, Александр II уже 6 июля 1880 года венчался с Долгорукой и узаконил общих с ней детей. Вторая супруга царя и их дети получили имя светлейших князей Юрьевских. Вскоре Александр II представил свою новую супругу и детей Императорской фамилии, но та дружно бойкотировала их. А 1 марта 1881 года случилось то, ради чего был предпринят поспешный брак – император был всё-​таки убит террористами. На фото Александр II и Екатерина Долгорукая с детьми. Но ещё до смерти Александра II хитрая и жадная Екатерина Долгорукая-​Юрьевская заручилась материальными гарантиями на этот несчастный случай. В сентябре 1880 года супруг велел министру двора положить в банк на имя княгини 3302910 золотых рублей. Кроме того, по завещанию Александра II, его сын, вступив на престол, был вынужден купить на имя княгини Малый Мраморный дворец в Петербурге. Там Долгорукая-​Юрьевская устроила небольшой частный музей, из личных вещей Александра II. Неприязнь Императорской фамилии к выскочке была так сильна, что ей поставили условие: немедленно уехать с детьми за границу. Особенно настаивал на этом Александр III. Княгиня, со своей стороны, тоже выставила условие: помимо тех денег, которые уже принадлежали ей, русская казна должна была платить ей ежегодно 100 тысяч рублей на неё и столько же – на её детей. Александр III подписал условия, и Юрьевская с детьми уехала во Францию. Когда в 1894 году Александр III скончался, Долгорукая-​Юрьевская стала осаждать прошениями нового императора Николая II. Она требовала, чтобы ей выплатили ещё 3 миллиона рублей, якобы обещанных ей её мужем. Наведённые Николаем II справки не обнаружили никакого такого обещания. Но после угрозы княгини продать Мраморный дворец вместе с вещами Александра II (этого русский царь никак не хотел допустить) и издать свою переписку с возлюбленным, Николай II согласился принять Долгорукую. На личной аудиенции он подписал обязательство об увеличении пенсии. По-​видимому, Екатерина Долгорукая-​Юрьевская была большой мотовкой, так как даже столь щедро выделенных русской казной средств ей не хватало. После её смерти в 1922 году у второй вдовы Александра II осталось долгов на несколько сот тысяч золотых рублей.
Трамвай американского производства у Южных ворот города Сеула. 1900 год.
Трамвай американского производства у Южных ворот города Сеула. 1900 год.
Торговая лавка по продаже фруктов, овощей и других пищевых продуктов. Персия. 1901 год
Торговая лавка по продаже фруктов, овощей и других пищевых продуктов. Персия. 1901 год
Знахарь с пациентом. Таос-​Пуэбло, Нью-​Мексико, 1905 г., фотограф Карл Мун
Знахарь с пациентом. Таос-​Пуэбло, Нью-​Мексико, 1905 г., фотограф Карл Мун
Депо железной дороги Бостона и Мэна, Райли Плаза, Салем, Массачусетс, около 1910 г
Депо железной дороги Бостона и Мэна, Райли Плаза, Салем, Массачусетс, около 1910 г
Самый высокий, толстый и маленький человек Европы играют в карты, 1913 год.
Самый высокий, толстый и маленький человек Европы играют в карты, 1913 год.
Юнкера на защите Кремля. Москва. Российская республика. Октябрь-​ноябрь 1917 года.
Юнкера на защите Кремля. Москва. Российская республика. Октябрь-​ноябрь 1917 года.
Женщина народа айнов с тату на лице и медвежонком. 1922 год. Фото Джульет Бредон.
Женщина народа айнов с тату на лице и медвежонком. 1922 год. Фото Джульет Бредон.
Цех шлифовки коленчатых валов на заводе Ford в Хайленд-​Парке, Мичиган. 07.04.1924 год.
Цех шлифовки коленчатых валов на заводе Ford в Хайленд-​Парке, Мичиган. 07.04.1924 год.
Австрийский ясновидящий Эрик Ян Ханнуссен, шел к славе долгие годы, промышляя цирковым искусством и яркими выступлениями. Трудно сказать, действительно ли он обладал даром или был обычным мошенником, но есть в его предсказаниях смысл, который нельзя пропускать. Ловкость рук, гениальность и дерзкие предсказания привели к тому, что в 1930-х годах он стал известен в Берлине.
Он активно вращался в высших кругах и поддерживал нацистов. В 1932 году он выпустил еженедельник с громким предсказанием судьбы Гитлера, чем привлек внимание самого фюрера. В тот год он предсказал ему победу на выборах, но Гитлер с крахом проиграл гонку. Однако тут же Ханнуссен реабилитировался, когда предсказал лидеру голосования Лео Лобковичу жуткую катастрофу. Так и произошло, и в Берлине начался настоящий ажиотаж - в один год было зарегистрировано 20 тысяч ясновидящих.
В 1932 году он лично познакомился с Гитлером и затем неоднократно встречался с ним. К тому времени он имел огромную армию поклонников, которая потянулась в лагерь его кумира. Ханнуссен получил звание пророка Третьего рейха и нажил себе врага - редактора таблоида Berlin am Morgen Фрая, который начал в прессе изобличающую кампанию - оказалось, Ханнуссен совсем не датчанин, а еврей. 
В 1933 году Ханнуссен сделал несколько предсказаний - о пожаре в Рейхстаге и о том, что Германия будет воевать с США, Англией и Россией. Примерно, через месяц Ханнуссен был найден застреленным в лесу. Согласно обнаруженным впоследствии документам, Хануссен был убит тремя членами СА в ночь с 24 на 25 марта 1933 года в полицейской казарме. Могила Хануссена находится на Юго-​западном кладбище в Штансдорфе.
Что стало причиной казни личного экстрасенса фюрера? Официально его обвинили в подделке документов, ведь он пытался обелить свою родословную и выдумал приемных родителей-​ евреев. Спустя годы трудно сказать, кем был Эрик Ян Ханнуссен - настоящим пророком или мошенником. Однако ясно, что он стал жертвой той «машины», которую сам и боготворил…
Австрийский ясновидящий Эрик Ян Ханнуссен, шел к славе долгие годы, промышляя цирковым искусством и яркими выступлениями. Трудно сказать, действительно ли он обладал даром или был обычным мошенником, но есть в его предсказаниях смысл, который нельзя пропускать. Ловкость рук, гениальность и дерзкие предсказания привели к тому, что в 1930-х годах он стал известен в Берлине. Он активно вращался в высших кругах и поддерживал нацистов. В 1932 году он выпустил еженедельник с громким предсказанием судьбы Гитлера, чем привлек внимание самого фюрера. В тот год он предсказал ему победу на выборах, но Гитлер с крахом проиграл гонку. Однако тут же Ханнуссен реабилитировался, когда предсказал лидеру голосования Лео Лобковичу жуткую катастрофу. Так и произошло, и в Берлине начался настоящий ажиотаж - в один год было зарегистрировано 20 тысяч ясновидящих. В 1932 году он лично познакомился с Гитлером и затем неоднократно встречался с ним. К тому времени он имел огромную армию поклонников, которая потянулась в лагерь его кумира. Ханнуссен получил звание пророка Третьего рейха и нажил себе врага - редактора таблоида Berlin am Morgen Фрая, который начал в прессе изобличающую кампанию - оказалось, Ханнуссен совсем не датчанин, а еврей. В 1933 году Ханнуссен сделал несколько предсказаний - о пожаре в Рейхстаге и о том, что Германия будет воевать с США, Англией и Россией. Примерно, через месяц Ханнуссен был найден застреленным в лесу. Согласно обнаруженным впоследствии документам, Хануссен был убит тремя членами СА в ночь с 24 на 25 марта 1933 года в полицейской казарме. Могила Хануссена находится на Юго-​западном кладбище в Штансдорфе. Что стало причиной казни личного экстрасенса фюрера? Официально его обвинили в подделке документов, ведь он пытался обелить свою родословную и выдумал приемных родителей-​ евреев. Спустя годы трудно сказать, кем был Эрик Ян Ханнуссен - настоящим пророком или мошенником. Однако ясно, что он стал жертвой той «машины», которую сам и боготворил…
Празднование пятидесятилетия основания эстонского поселка Сальме в Абхазии. 1934 год. Он был основан в 1884 году эстонцами-​переселенцами из прихода Куусалу, располагавшегося в восточной части Ревельского уезда Эстляндской губернии.
Переселенцами вскоре был построен небольшой лесопильный завод. Выкорчевав лес и осушив болота, они заложили сливовые сады, сделали сушильню для фруктов, занялись разведением овощей, в том числе цветной капусты. Свою продукцию эстонские переселенцы сбывали в Гагре, Адлере, Сочи и в других поселениях побережья Абхазии. Из-за болот в районе поселения жители месяцами страдали от приступов малярии, многие умирали от болезни.
Рядом с Сальме в начале XX века возникло дачное местечко Муравьёво, а затем небольшой поселок под названием Ермоловка (ныне на территории России), который в 1915 году занимал площадь около тысячи десятин, в основном это были дачевладения. Большинство эстонцев из числа жителей посёлка репатриировалось в Эстонию после Грузино-​абхазской войны 1992—1993 годов. По инициативе властей Абхазии село было переименовано в Псоу.
Празднование пятидесятилетия основания эстонского поселка Сальме в Абхазии. 1934 год. Он был основан в 1884 году эстонцами-​переселенцами из прихода Куусалу, располагавшегося в восточной части Ревельского уезда Эстляндской губернии. Переселенцами вскоре был построен небольшой лесопильный завод. Выкорчевав лес и осушив болота, они заложили сливовые сады, сделали сушильню для фруктов, занялись разведением овощей, в том числе цветной капусты. Свою продукцию эстонские переселенцы сбывали в Гагре, Адлере, Сочи и в других поселениях побережья Абхазии. Из-за болот в районе поселения жители месяцами страдали от приступов малярии, многие умирали от болезни. Рядом с Сальме в начале XX века возникло дачное местечко Муравьёво, а затем небольшой поселок под названием Ермоловка (ныне на территории России), который в 1915 году занимал площадь около тысячи десятин, в основном это были дачевладения. Большинство эстонцев из числа жителей посёлка репатриировалось в Эстонию после Грузино-​абхазской войны 1992—1993 годов. По инициативе властей Абхазии село было переименовано в Псоу.
Бывший раб, держит рог, которым созывали рабов. Недалеко от Маршалла, Техас, США, 1939 г.
Бывший раб, держит рог, которым созывали рабов. Недалеко от Маршалла, Техас, США, 1939 г.
Дети с учительницей прячутся в окопе во время авианалета, Англия, ок. 1941 года
Дети с учительницей прячутся в окопе во время авианалета, Англия, ок. 1941 года
Немецкие танки в предгорьях Кавказа у Моздока. 1942 г.
Немецкие танки в предгорьях Кавказа у Моздока. 1942 г.
Подсобное хозяйство в саду Лувра во время Второй мировой войны. Париж, сентябрь 1943 г
Подсобное хозяйство в саду Лувра во время Второй мировой войны. Париж, сентябрь 1943 г
Бойцы 18-й армии РККА готовят к буксировке захваченный венгерский танк 38.M «Toldi II». В качестве тягача используется трофейный легкий полугусеничный артиллерийский тягач вермахта Sd. Kfz. 11. Август 1944 года.
Бойцы 18-й армии РККА готовят к буксировке захваченный венгерский танк 38.M «Toldi II». В качестве тягача используется трофейный легкий полугусеничный артиллерийский тягач вермахта Sd. Kfz. 11. Август 1944 года.
Одним из нестандартных боевых самолетов, построенных во 2-й мировой войне, стал Go.229 – первый турбореактивный самолет – “летающее крыло”. Он представлял собой итог более чем десятилетней конструкторской деятельности братьев Реймара и Вальтера Хортенов, главной целью которых было создание самолета с минимальным сопротивлением. 
Первый планер “Хортен-​I” полетел еще в 1931г, это был деревянный планер с тканевым покрытием и управлялся элевонами и рулевыми тормозами на концах крыла. Опыт, полученный в работе над ним, отразился в создании в 1934г. нового “Хортен-​II”, имевшего большее удлинение крыла и стреловидную заднюю кромку. Внутренние элевоны использовались как рули высоты, а внешние – как элероны. В течении 1935г. “Хортен” был оснащен 80-​сильным двигателем воздушного охлаждения “Хирт” НМ-60R, расположенным внутри крыла и работающим на толкающий винт через удлиненный вал.
Вскоре братья спроектировали и построили планер Но-IV, в котором пилот располагался лежа. Удлинение крыла было 21.66 вместо 10.66 на Но-​III. Следующим самолетом Хортенов стал двухместный Ho-V с двумя 80-​сильными моторами “Хирт” НМ-60R. Двигатели располагались в крыле и приводили толкающие винты через валы. Братья довольно быстро осознали перспективы сочетания аэродинамики летающего крыла с турбореактивным двигателем. 
Главной задачей созданного в 1943 году двухместного учебного Но-​VII, было обучение пилотов на самолете столь необычной схемы. Новый самолет был оснащен двумя двигателями “Аргус” Аs-10С мощностью 240 л.с. Самолет Но-​VII в полете.

Хортены начали работу над реактивным истребителем, который они назвали Но-IX – его сборка уже началась в Геттингене. Необычная компоновка самолета захватила воображение Геринга, который оказал проекту персональную поддержку. Весной 1944г. были проведены первые успешные испытания прототипа. Центропланная секция имела S-​образный профиль. В ней размещались пилот, двигатели и стойки шасси. Корпус сварной из стальных труб с фанерной обшивкой (кроме выхлопных сопел моторов, обшитого стальным листом). Передняя кромка выполнялась из так называемого литого дерева, представлявшего собой прессованные с резиной опилки. Баки объемом в 3000л занимали две трети объема консоли. Два ТРД Jumo-004В монтировались близко к линии симметрии. Они проходили через главный лонжерон и их воздухозаборники заметно снижали относительную толщину центроплана. Продольная и поперечная управляемость обеспечивалась элевонами, которые вместе с закрылками занимали всю заднюю кромку крыла.  Машина получила обозначение Go.229, и в начале лета 1944г. был выдан контракт на семь опытных и 20 предсерийных самолетов.
Предусматривалась установка четырех пушек МК-103 или МК-108 рядом с двигателями. Под центроплан можно было подвесить две 1000кг бомбы. При нормальном взлетном весе скорость отрыва была 150 км/ч при разбеге в 500 м. Управляемость оправдала самые оптимистичные предположения. Была достигнута скорость полета 795км/ч, но во время посадки правый двигатель заглох. Пилот лейтенант Циллер катапультировался, самолет перевернулся, упал на землю и сгорел. Всего опытный самолет налетал два часа.
Сборка следующего опытного самолета в Фридрихсроде уже заканчивалась. Go.229-V6 должен был стать первым прототипом серийного Go.229a с пушками МК-103. 12 марта 1945г. на совещании у Геринга Go.229 был включен в “срочную истребительную программу”, но через два месяца американцы захватили завод в Фридрихсроде и все немецкие наработки уже американские инженеры использовали в создании малозаметного стратегического бомбардировщика Northrop B-2 Spirit. Недостроенный Go.229 апрель 1945 года.
Одним из нестандартных боевых самолетов, построенных во 2-й мировой войне, стал Go.229 – первый турбореактивный самолет – “летающее крыло”. Он представлял собой итог более чем десятилетней конструкторской деятельности братьев Реймара и Вальтера Хортенов, главной целью которых было создание самолета с минимальным сопротивлением. Первый планер “Хортен-​I” полетел еще в 1931г, это был деревянный планер с тканевым покрытием и управлялся элевонами и рулевыми тормозами на концах крыла. Опыт, полученный в работе над ним, отразился в создании в 1934г. нового “Хортен-​II”, имевшего большее удлинение крыла и стреловидную заднюю кромку. Внутренние элевоны использовались как рули высоты, а внешние – как элероны. В течении 1935г. “Хортен” был оснащен 80-​сильным двигателем воздушного охлаждения “Хирт” НМ-60R, расположенным внутри крыла и работающим на толкающий винт через удлиненный вал. Вскоре братья спроектировали и построили планер Но-IV, в котором пилот располагался лежа. Удлинение крыла было 21.66 вместо 10.66 на Но-​III. Следующим самолетом Хортенов стал двухместный Ho-V с двумя 80-​сильными моторами “Хирт” НМ-60R. Двигатели располагались в крыле и приводили толкающие винты через валы. Братья довольно быстро осознали перспективы сочетания аэродинамики летающего крыла с турбореактивным двигателем. Главной задачей созданного в 1943 году двухместного учебного Но-​VII, было обучение пилотов на самолете столь необычной схемы. Новый самолет был оснащен двумя двигателями “Аргус” Аs-10С мощностью 240 л.с. Самолет Но-​VII в полете. Хортены начали работу над реактивным истребителем, который они назвали Но-IX – его сборка уже началась в Геттингене. Необычная компоновка самолета захватила воображение Геринга, который оказал проекту персональную поддержку. Весной 1944г. были проведены первые успешные испытания прототипа. Центропланная секция имела S-​образный профиль. В ней размещались пилот, двигатели и стойки шасси. Корпус сварной из стальных труб с фанерной обшивкой (кроме выхлопных сопел моторов, обшитого стальным листом). Передняя кромка выполнялась из так называемого литого дерева, представлявшего собой прессованные с резиной опилки. Баки объемом в 3000л занимали две трети объема консоли. Два ТРД Jumo-004В монтировались близко к линии симметрии. Они проходили через главный лонжерон и их воздухозаборники заметно снижали относительную толщину центроплана. Продольная и поперечная управляемость обеспечивалась элевонами, которые вместе с закрылками занимали всю заднюю кромку крыла. Машина получила обозначение Go.229, и в начале лета 1944г. был выдан контракт на семь опытных и 20 предсерийных самолетов. Предусматривалась установка четырех пушек МК-103 или МК-108 рядом с двигателями. Под центроплан можно было подвесить две 1000кг бомбы. При нормальном взлетном весе скорость отрыва была 150 км/ч при разбеге в 500 м. Управляемость оправдала самые оптимистичные предположения. Была достигнута скорость полета 795км/ч, но во время посадки правый двигатель заглох. Пилот лейтенант Циллер катапультировался, самолет перевернулся, упал на землю и сгорел. Всего опытный самолет налетал два часа. Сборка следующего опытного самолета в Фридрихсроде уже заканчивалась. Go.229-V6 должен был стать первым прототипом серийного Go.229a с пушками МК-103. 12 марта 1945г. на совещании у Геринга Go.229 был включен в “срочную истребительную программу”, но через два месяца американцы захватили завод в Фридрихсроде и все немецкие наработки уже американские инженеры использовали в создании малозаметного стратегического бомбардировщика Northrop B-2 Spirit. Недостроенный Go.229 апрель 1945 года.
Из воспоминаний польского мальчика. Чистые и аккуратные немецкие солдаты попрыгали в свои громадные грузовики, которые с ревом выехали из деревни. Спустя какое-​то время появилась колонна пеших советских солдат. Грязные, давно не бритые, усталые они медленно вступили в деревню. 
На недоуменный вопрос мальчика, почему чистые и полные сил немецкие солдаты бежали от этих изможденных и еле стоящих на ногах людей, отец ответил ему: «А ты посмотри в их глаза. Их никто и ничто не остановит...». 
Освобождение польского города Краков советскими войсками 19 января 1945 г.
Из воспоминаний польского мальчика. Чистые и аккуратные немецкие солдаты попрыгали в свои громадные грузовики, которые с ревом выехали из деревни. Спустя какое-​то время появилась колонна пеших советских солдат. Грязные, давно не бритые, усталые они медленно вступили в деревню. На недоуменный вопрос мальчика, почему чистые и полные сил немецкие солдаты бежали от этих изможденных и еле стоящих на ногах людей, отец ответил ему: «А ты посмотри в их глаза. Их никто и ничто не остановит...». Освобождение польского города Краков советскими войсками 19 января 1945 г.
В 1948 году Кристофер Робин Милн (сын писателя А. А. Милна, отца Винни-​Пуха) женился на своей двоюродной сестре Лесли Селинкур. Отец был категорически против этого брака. И молодожены, порвав отношения с родственниками, переехали в городок Дартмур в Девоншире. Не имея средств к существованию, Кристофер открыл небольшой книжный магазинчик. Но он приносил мизерную прибыль, в связи с чем жить приходилось впроголодь. Фото 21 апреля 1948 года. 27-​летний Кристофер Робин Милн со своей невестой Лесли де Селенкур.
В 1948 году Кристофер Робин Милн (сын писателя А. А. Милна, отца Винни-​Пуха) женился на своей двоюродной сестре Лесли Селинкур. Отец был категорически против этого брака. И молодожены, порвав отношения с родственниками, переехали в городок Дартмур в Девоншире. Не имея средств к существованию, Кристофер открыл небольшой книжный магазинчик. Но он приносил мизерную прибыль, в связи с чем жить приходилось впроголодь. Фото 21 апреля 1948 года. 27-​летний Кристофер Робин Милн со своей невестой Лесли де Селенкур.
Советский детский сад. Ясельная группа от 3-х месяцев. 1950-е.
Советский детский сад. Ясельная группа от 3-х месяцев. 1950-е.
Вивиан Майер: чистильщик обуви на улице в Нью-​Йорке. 1950-е годы.
Вивиан Майер: чистильщик обуви на улице в Нью-​Йорке. 1950-е годы.
28 марта 1950 года исполком Киевского горсовета принял решение №582. Это решение утвердило проект и порядок организации гидроотвалов в отроги Бабьего Яра, с подачи Министерства промстройматериалов подготовленный московским трестом гидромеханизации. Но дополнительным решением №2405 горисполком внес некоторые изменения: например, уровень намыва был поднят до самой кромки оврага. Работы по заливке яра начались в 1952 г. В окруженное земляными дамбами пространство земснаряд стал закачивать пульпу - с мест разработки глины для Петровских кирпичных заводов. Высота защитной дамбы была на десять метров ниже нормы безопасности. Но, прежде всего, бывший карьер заполнялся на высоте шестидесяти метров над уровнем крупного жилого и промышленного района Киева...
В итоге неудачный проект гидронамыва, был «доработан» местными чиновниками, которые пошли по экономному пути. Недооценили водоносность пород оврага. Не учли вероятности снежной зимы. Бетонные дамбы заменили на земляные. Из экономии уменьшили диаметр дренажных труб, которые в итоге не позволяли воде уйти из принесенного грунта. Кирпичные заводы, перевыполняя план, работали в три смены – соответственно, и объем пульпы стал в три раза превышать расчетное поступление. А в довершение всего – на тревожные сигналы никто не реагировал.
К 1961 году, в этом яру скопились почти четыре миллиона кубических метров жидкой пульпы с Петровских кирпичных заводов. Именно таким образом городские власти, возглавляемые с 1947 года Алексеем Давыдовым, стремились убить нескольких зайцев: наладить бесперебойное, круглосуточное промышленное производство кирпича, столь необходимого при возведении многочисленных жилых массивов, создать удобное транспортное сообщение между Сырцом и Куренёвкой (по улице Олены Телиги) и попутно ликвидировать Бабий Яр, разбив в лучших советских традициях на его месте городской парк культуры и отдыха с обязательными аттракционами, стадионами и ресторанным комплексом. Заполненные пульпой верховья оврага между улицами Ольжича и Мельникова. В левой части кадра — насосная станция. 
Глущенко, начальник Специнспекции Подольского района, сообщал 11 февраля 1957 года начальнику Киевского отделения Гидромеханизации Ципенюку и директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брацыло: «В следствии недостаточного надзора Вашими работниками, канава Бабьего Яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время. Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций». Но на сигналы об аварийном состоянии «канавы Бабьего Яра» никто не реагировал. В начале марта 1961-го тревогу начали бить простые киевляне: они увидели ручейки, текущие по дамбам. 
Понедельник 13 марта 1961 года начался как обычный весенний день. Киевляне спешили на работу, когда небольшой поток воды парализовал движение в районе Куренёвки. И вдруг этот маленький ручей практически мгновенно перерос в огромную лавину серо-​коричневого цвета! Огромная масса жидкой грязи могучим и страшным потоком стала сметать все на своем пути!

Дамба начала разрушаться ещё ранним утром в 6:45, и через 3,5 часа ее прорвало. Грязевой вал понесся по улицам района Куренёвка снося здания, транспорт, людей. Сель разогнался до 60-70 км/ч. Потоп продолжался всего полтора часа, но его последствия были катастрофическими. Под удар попало трамвайное депо им. Красина (ныне трамвайный парк «Подол»), завод «Укрпромконструктор», больница, стадион «Спартак», часть ул. Фрунзе, жилые дома в самом яру и ниже. Из-за коротких замыканий загорался транспорт, людей поражало током. Несколько работников депо пожертвовали жизнью, но отключили силовую подстанцию - иначе последствия могли быть еще серьезнее. 

Высота вала в районе улицы Фрунзе уменьшилась вдвое, но и этого оказалось достаточно, чтобы погибло множество людей. Растекшаяся пульпа стала твердой, как камень. Граничащий оградой с Подольским спуском стадион "Спартак" был затоплен слоем жидкой грязи с глиной настолько, что его высокой ограды не было видно, был затоплен трамвайный парк. Заложниками рукотворной стихии стали водители самосвалов, пассажиры легковушек, пешеходы и просто зеваки. Здание Подольской больницы устояло. Часть больных спасалась от затопления на его крыше.

Лавина мокрого грунта объемом 700 тыс. куб/м шириной около 20 м и высотой порядка 14 м сползла по оврагу и покатилась по ул. Фрунзе, все снося на своем пути: 34 одноэтажное, 5 двухэтажных домов, 2 общежития, 12 одноэтажных домов госфонда. Общая площадь этих построек составляла пять тысяч квадратных метров, перевернутые автобус и троллейбус, разрушенное трамвайное депо им. Красина, стадион «Спартак» - такова «добыча» стихии. 25 гектаров площади оказались под 3-​метровым слоем пульпы. Точное число жертв так до сих пор и неизвестно, но согласно некогда секретной Справке №10 «О ходе работ по ликвидации последствий затопления в районе улицы имени Фрунзе Подольского района г. Киева», во время ликвидации аварии было найдено 133 трупа, в больницах умерло еще 4 человека - всего 137 человек. В день катастрофы администрация трамвайного парка разыскивала еще 8 человек».

С целью избегания огласки события на предприятиях были запрещены гражданские панихиды, похороны распределяли на все городские кладбища и часть даже перенесли в область. Пострадавшие, лишившиеся жилья, получили ордера на квартиры, некоторым выдали талоны на приобретение в рассрочку телевизоров и холодильников. После катастрофы, самолеты «Аэрофлота» в течение нескольких недель изменяли маршруты и облетали это страшное место, дабы никто из пассажиров не смог разглядеть из иллюминатора истинные масштабы трагедии. Практически не работала междугородная, а тем паче международная телефонная связь.
В 1962 году на Бабий Яр было брошено огромное количество техники — экскаваторов, бульдозеров, самосвалов, скреперов. Грунт был водворен обратно, а частью распланирован на месте погибшего района. Бабий Яр был засыпан. Через него проложили шоссе. На капитальной бетонной дамбе высадили тополя. Эти ровесники трагедии живы до настоящего времени. Была создана Государственная комиссия. В стенограммах ее заседаний встречаются такие откровения: «Не надо было строить легкомысленных дамбочек, а надо было строить капитальную плотину, которая десятилетиями должна была там находиться. Никакие другие сооружения не могли гарантировать безопасность города». «Мы имеем не дамбу, а корку, которая могла в любое время прорваться под напором жидких масс».     
Был суд, материалы которого утеряны или, возможно, уничтожены. В тюрьму отправилось шестеро «стрелочников». Никто из городских чиновников на скамью подсудимых не сел. Алексей Давыдов вскоре умер – ходили слухи, что он застрелился. Его имя носит бульвар на Русановке. Выводы комиссии были засекречены вплоть до 90-х годов. На фото устье селевого потока (промоина в верхней дамбе).
28 марта 1950 года исполком Киевского горсовета принял решение №582. Это решение утвердило проект и порядок организации гидроотвалов в отроги Бабьего Яра, с подачи Министерства промстройматериалов подготовленный московским трестом гидромеханизации. Но дополнительным решением №2405 горисполком внес некоторые изменения: например, уровень намыва был поднят до самой кромки оврага. Работы по заливке яра начались в 1952 г. В окруженное земляными дамбами пространство земснаряд стал закачивать пульпу - с мест разработки глины для Петровских кирпичных заводов. Высота защитной дамбы была на десять метров ниже нормы безопасности. Но, прежде всего, бывший карьер заполнялся на высоте шестидесяти метров над уровнем крупного жилого и промышленного района Киева... В итоге неудачный проект гидронамыва, был «доработан» местными чиновниками, которые пошли по экономному пути. Недооценили водоносность пород оврага. Не учли вероятности снежной зимы. Бетонные дамбы заменили на земляные. Из экономии уменьшили диаметр дренажных труб, которые в итоге не позволяли воде уйти из принесенного грунта. Кирпичные заводы, перевыполняя план, работали в три смены – соответственно, и объем пульпы стал в три раза превышать расчетное поступление. А в довершение всего – на тревожные сигналы никто не реагировал. К 1961 году, в этом яру скопились почти четыре миллиона кубических метров жидкой пульпы с Петровских кирпичных заводов. Именно таким образом городские власти, возглавляемые с 1947 года Алексеем Давыдовым, стремились убить нескольких зайцев: наладить бесперебойное, круглосуточное промышленное производство кирпича, столь необходимого при возведении многочисленных жилых массивов, создать удобное транспортное сообщение между Сырцом и Куренёвкой (по улице Олены Телиги) и попутно ликвидировать Бабий Яр, разбив в лучших советских традициях на его месте городской парк культуры и отдыха с обязательными аттракционами, стадионами и ресторанным комплексом. Заполненные пульпой верховья оврага между улицами Ольжича и Мельникова. В левой части кадра — насосная станция. Глущенко, начальник Специнспекции Подольского района, сообщал 11 февраля 1957 года начальнику Киевского отделения Гидромеханизации Ципенюку и директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брацыло: «В следствии недостаточного надзора Вашими работниками, канава Бабьего Яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время. Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций». Но на сигналы об аварийном состоянии «канавы Бабьего Яра» никто не реагировал. В начале марта 1961-го тревогу начали бить простые киевляне: они увидели ручейки, текущие по дамбам. Понедельник 13 марта 1961 года начался как обычный весенний день. Киевляне спешили на работу, когда небольшой поток воды парализовал движение в районе Куренёвки. И вдруг этот маленький ручей практически мгновенно перерос в огромную лавину серо-​коричневого цвета! Огромная масса жидкой грязи могучим и страшным потоком стала сметать все на своем пути! Дамба начала разрушаться ещё ранним утром в 6:45, и через 3,5 часа ее прорвало. Грязевой вал понесся по улицам района Куренёвка снося здания, транспорт, людей. Сель разогнался до 60-70 км/ч. Потоп продолжался всего полтора часа, но его последствия были катастрофическими. Под удар попало трамвайное депо им. Красина (ныне трамвайный парк «Подол»), завод «Укрпромконструктор», больница, стадион «Спартак», часть ул. Фрунзе, жилые дома в самом яру и ниже. Из-за коротких замыканий загорался транспорт, людей поражало током. Несколько работников депо пожертвовали жизнью, но отключили силовую подстанцию - иначе последствия могли быть еще серьезнее. Высота вала в районе улицы Фрунзе уменьшилась вдвое, но и этого оказалось достаточно, чтобы погибло множество людей. Растекшаяся пульпа стала твердой, как камень. Граничащий оградой с Подольским спуском стадион "Спартак" был затоплен слоем жидкой грязи с глиной настолько, что его высокой ограды не было видно, был затоплен трамвайный парк. Заложниками рукотворной стихии стали водители самосвалов, пассажиры легковушек, пешеходы и просто зеваки. Здание Подольской больницы устояло. Часть больных спасалась от затопления на его крыше. Лавина мокрого грунта объемом 700 тыс. куб/м шириной около 20 м и высотой порядка 14 м сползла по оврагу и покатилась по ул. Фрунзе, все снося на своем пути: 34 одноэтажное, 5 двухэтажных домов, 2 общежития, 12 одноэтажных домов госфонда. Общая площадь этих построек составляла пять тысяч квадратных метров, перевернутые автобус и троллейбус, разрушенное трамвайное депо им. Красина, стадион «Спартак» - такова «добыча» стихии. 25 гектаров площади оказались под 3-​метровым слоем пульпы. Точное число жертв так до сих пор и неизвестно, но согласно некогда секретной Справке №10 «О ходе работ по ликвидации последствий затопления в районе улицы имени Фрунзе Подольского района г. Киева», во время ликвидации аварии было найдено 133 трупа, в больницах умерло еще 4 человека - всего 137 человек. В день катастрофы администрация трамвайного парка разыскивала еще 8 человек». С целью избегания огласки события на предприятиях были запрещены гражданские панихиды, похороны распределяли на все городские кладбища и часть даже перенесли в область. Пострадавшие, лишившиеся жилья, получили ордера на квартиры, некоторым выдали талоны на приобретение в рассрочку телевизоров и холодильников. После катастрофы, самолеты «Аэрофлота» в течение нескольких недель изменяли маршруты и облетали это страшное место, дабы никто из пассажиров не смог разглядеть из иллюминатора истинные масштабы трагедии. Практически не работала междугородная, а тем паче международная телефонная связь. В 1962 году на Бабий Яр было брошено огромное количество техники — экскаваторов, бульдозеров, самосвалов, скреперов. Грунт был водворен обратно, а частью распланирован на месте погибшего района. Бабий Яр был засыпан. Через него проложили шоссе. На капитальной бетонной дамбе высадили тополя. Эти ровесники трагедии живы до настоящего времени. Была создана Государственная комиссия. В стенограммах ее заседаний встречаются такие откровения: «Не надо было строить легкомысленных дамбочек, а надо было строить капитальную плотину, которая десятилетиями должна была там находиться. Никакие другие сооружения не могли гарантировать безопасность города». «Мы имеем не дамбу, а корку, которая могла в любое время прорваться под напором жидких масс». Был суд, материалы которого утеряны или, возможно, уничтожены. В тюрьму отправилось шестеро «стрелочников». Никто из городских чиновников на скамью подсудимых не сел. Алексей Давыдов вскоре умер – ходили слухи, что он застрелился. Его имя носит бульвар на Русановке. Выводы комиссии были засекречены вплоть до 90-х годов. На фото устье селевого потока (промоина в верхней дамбе).
Курсанты кадровой школы Хеланьшань «7 мая» Главного управления материально-​технического снабжения НОАК выполняют ремонтные работы на Главном Западном канале. Китай. Ноябрь 1971 года.
Курсанты кадровой школы Хеланьшань «7 мая» Главного управления материально-​технического снабжения НОАК выполняют ремонтные работы на Главном Западном канале. Китай. Ноябрь 1971 года.
Богсайд, Лондондерри. Северная Ирландия. Смола и перья - наказание за кражу. 1971 год.
Богсайд, Лондондерри. Северная Ирландия. Смола и перья - наказание за кражу. 1971 год.
Оставшиеся белые бизнесмены присягают на верность диктатору Уганды Иди Амину. Титул Амина: «Его Превосходительство Пожизненный Президент, Фельдмаршал, Аль-​Хаджи, Доктор Иди Амин, Повелитель всех зверей на земле и рыб в море, последний король Шотландии, Завоеватель Британской Империи в Африке вообще и в Уганде в частности, кавалер орденов «Крест Виктории», «Военный крест» и ордена «За боевые заслуги», профессор географии, ректор университета Макерере». Иди Амин также объявил однодневную войну США, чтобы на следующий день объявить себя победителем. 1975 год.
Оставшиеся белые бизнесмены присягают на верность диктатору Уганды Иди Амину. Титул Амина: «Его Превосходительство Пожизненный Президент, Фельдмаршал, Аль-​Хаджи, Доктор Иди Амин, Повелитель всех зверей на земле и рыб в море, последний король Шотландии, Завоеватель Британской Империи в Африке вообще и в Уганде в частности, кавалер орденов «Крест Виктории», «Военный крест» и ордена «За боевые заслуги», профессор географии, ректор университета Макерере». Иди Амин также объявил однодневную войну США, чтобы на следующий день объявить себя победителем. 1975 год.
У входа в Ленинградское академическое Ордена Трудового Красного Знамени хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Ленинград. 1982 год. Автор Владимир Соколаев.
У входа в Ленинградское академическое Ордена Трудового Красного Знамени хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Ленинград. 1982 год. Автор Владимир Соколаев.
Наш веселый КВН. Пионерский лагерь. Фото Павел Сухарев, июнь — август 1985 года, Московская обл., Рузский р-н, дер. Федчино.
Наш веселый КВН. Пионерский лагерь. Фото Павел Сухарев, июнь — август 1985 года, Московская обл., Рузский р-н, дер. Федчино.
Массовый митинг в поддержку независимости в Баку, Азербайджан, январь 1990 г.
Массовый митинг в поддержку независимости в Баку, Азербайджан, январь 1990 г.
Вот такую историю, которая произошла в городе Таганроге у кафе "Красный Мак", куда повадилась ходить и просить милостыню пожилая женщина, сфотографировал один из постоянных клиентов кафе. Начало истории таково, что несмотря на многочисленные просьбы персонала кафе не мешать посетителям и сотрудникам заведения, свой пост попрошайка она не оставляла ни на один день.

В итоге ее поведение и приставания к посетителям кафе с требованиями дать ей денег, разозлили персонал, и одна из сотрудниц решила вопрос с наглой нищенкой вот таким радикальным способом, заставив мокрую попрошайку покинуть свой пост, при том, все это происходило с молчаливого согласия клиентов данного кафе и прохожих. Не уверен, что это правильный метод борьбы с подобным контингентом, все-​таки можно было, наверное, решить вопрос в рамках правового поля с привлечением, например, милиции. Таганрог. Ростовская обл. Май 2010 год.
Вот такую историю, которая произошла в городе Таганроге у кафе "Красный Мак", куда повадилась ходить и просить милостыню пожилая женщина, сфотографировал один из постоянных клиентов кафе. Начало истории таково, что несмотря на многочисленные просьбы персонала кафе не мешать посетителям и сотрудникам заведения, свой пост попрошайка она не оставляла ни на один день. В итоге ее поведение и приставания к посетителям кафе с требованиями дать ей денег, разозлили персонал, и одна из сотрудниц решила вопрос с наглой нищенкой вот таким радикальным способом, заставив мокрую попрошайку покинуть свой пост, при том, все это происходило с молчаливого согласия клиентов данного кафе и прохожих. Не уверен, что это правильный метод борьбы с подобным контингентом, все-​таки можно было, наверное, решить вопрос в рамках правового поля с привлечением, например, милиции. Таганрог. Ростовская обл. Май 2010 год.
Поддерживаемая правительством программа многоэтажного строительства в Китае вызвала целый ряд проблем. Чиновники и строительные компании, стремясь побыстрее нажиться на рынке недвижимости, получив под застройку земельный участок очень часто заставляют людей покидать их дома без надлежащей компенсации. Иногда возникают ситуации, когда жильцы отказываются выселяться, считая компенсацию слишком низкой. Такие проблемы решаются очень просто: дом или участок земли непослушных жильцов остаются нетронутыми, а вокруг них бешеными темпами разворачивается строительство новых зданий. Естественно чаще всего людям ничего не остается, как согласиться на предлагаемые условия и покинуть свой дом.
На фото строительство нового элитного жилого комплекса в Тайюане, северная провинция Шаньси. Для его возведения потребовалось согласие местных жителей на перенос кладбища. Но семья Чанг Жинзю отказалась, посчитав, что компенсация слишком мала. Но это не остановило строительную компанию. Небольшой участок земли с могилами остался нетронутым, а вокруг него началось строительство нового здания. Через полмесяца семья Жинзю все-​таки согласилась на перенос четырех гробов и надгробий их близких и получила 800 юаней (128 долларов) в качестве компенсации. Строители работают на площадке вокруг 10-​метрового холма с могилами в Тайюане, 6 декабря 2012.
Поддерживаемая правительством программа многоэтажного строительства в Китае вызвала целый ряд проблем. Чиновники и строительные компании, стремясь побыстрее нажиться на рынке недвижимости, получив под застройку земельный участок очень часто заставляют людей покидать их дома без надлежащей компенсации. Иногда возникают ситуации, когда жильцы отказываются выселяться, считая компенсацию слишком низкой. Такие проблемы решаются очень просто: дом или участок земли непослушных жильцов остаются нетронутыми, а вокруг них бешеными темпами разворачивается строительство новых зданий. Естественно чаще всего людям ничего не остается, как согласиться на предлагаемые условия и покинуть свой дом. На фото строительство нового элитного жилого комплекса в Тайюане, северная провинция Шаньси. Для его возведения потребовалось согласие местных жителей на перенос кладбища. Но семья Чанг Жинзю отказалась, посчитав, что компенсация слишком мала. Но это не остановило строительную компанию. Небольшой участок земли с могилами остался нетронутым, а вокруг него началось строительство нового здания. Через полмесяца семья Жинзю все-​таки согласилась на перенос четырех гробов и надгробий их близких и получила 800 юаней (128 долларов) в качестве компенсации. Строители работают на площадке вокруг 10-​метрового холма с могилами в Тайюане, 6 декабря 2012.

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).