Найти в Дзене

Многоцелевой истребитель LCA

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Индия стала второй (после Китая) азиатской страной, способной создавать современные ис­требители практически в полном объеме, с силовой установкой и авионикой. Подтверждением этого стал истребитель LCA, построенный в конце 1990-х гг. Работа над «чисто индийским» ис­требителем для ВВС Индии началась в 1983 г.

Первоначально ВВС сформировали техническое задание на самолет, получивший обозначе­ние LCA (легкий боевой самолет). Работу над истребителем возглавило Агентство авиационных разработок ADA — государственная организация, руководимая доктором К. Харинараяной. Ведущим исполнителем, взявшим на себя основную часть работ, стал национальный авиацион­ный концерн HAL в Бангалоре. Формирование облика самолета велось с привлечением фран­цузской фирмы «Дассо». Была выбрана схема «бесхвостка», хорошо отработанная на самолетах семейства «Мираж».

Меньше года продолжалось эскизное проектирование истребителя, которое закончилось в конце 1988 г. В 1991 г. фирма приступила к постройке первого опытного самолета LCA. Фирма «Локхид» помогла при создании четырехканальной цифровой электродистанционной системы управления.

Официальная церемония выкатки самолета LCA TD1 (технологический демонстратор) со­стоялась 17 ноября 1996 г. Наземные испытания самолета были начаты в апреле 1997 г. летчиком- испытателем Р. Шарма (первый индийский космонавт, совершивший полет на советской кос­мической станции).

На опытном самолете был установлен американский двигатель F404-GE-F2J3 фирмы «Дже- нерал электрик». В будущем решено создать собственный двигатель. Разработка ТРДДФ «Каве- ри» была возложена на национальный НИИ авиационного двигателестроения в Бангалоре. Тех­ническую помощь индийским специалистам оказывает французская фирма «SNECMA». Стен­довые испытания двигателя начались в 1996 г. В 1998 г. опытный ГРДДФ был испытан на российском стенде.

Истребитель выполнен по схеме «бесхвостка» с высокорасположенным треугольным кры­лом, имеющим переменную стреловидность по передней кромке, и однокилевым вертикальным оперением. Крыло имеет уменьшенную стреловидность в корневой части, что обеспечивает лет­чику хороший обзор вниз. В месте сопряжения крыла и фюзеляжа расположены щелевые вихре- генераторы. В хвостовой части фюзеляжа, в контейнере под килем, размещен тормозной пара­шют. С правой стороны фюзеляжа, у козырька остекления кабины, монтируется неубирающийся Г-образный топливоприемник системы дозаправки в воздухе. В носовой части фюзеляжа размещена многофункциональная БРЛС, обеспечивающая одновременные обнаружение и со­провождение нескольких воздушных целей. Станция может производить картографирование земной поверхности с высоким разрешением.