Бывают художники, от работ которых сложно оторваться. Не ты открываешь нарисованный мир – нарисованный мир открывает тебя: отпирает чувства, спрятанные доселе где-то в самой глубине души. И чувства, свободные, парят надо всем этим нарисованным миром, связываясь с ним прочно, как воздушный змей связывается с небом. Недавно спросила у Сергея Данчева разрешения написать о его работах, и получила согласие.
Заглянула в гости к художнику и начала собирать его пейзажи. Собирала и собирала их. Набрала столько, что поняла: будет не одна статья, а две. И давайте сделаем так: биография будет в следующей статье. Сегодня пусть случится пространство освоенное, заполненное храмами и избами, цистернами и крепостными стенами, подчеркнутое трубами. И все эти сельские и индустриальные пейзажи не красивы. Да, не красивы, потому что они… прекрасны! Сергей Данчев удивительно лиричен. Он столь лиричен, что это особое состояние души заполняет не только сюжеты с храмами и избами. Лиричным оказывается и индустриальный пейзаж.
Иногда живопись отзывается поэтическими строками. Настолько сильна она оказывается. И порой ассоциации возникают неожиданные. Пейзажи Сергея Данчева пробудили во мне строки Евангелия от Матфея:
… да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Солнце в живописи Сергея Данчева с удивительной и одинаковой нежностью освещает и сияющий белизной храм, и крышу заброшенного дома. В живописи Сергей Данчева нет осуждения, нет негативной оценки. Есть – умение видеть красоту во всем. И умение показывать нам, зрителям, красоту во всем. Иначе для чего же еще художник так обильно изливает солнце на свои пейзажи, используя контрсвет? Но тут же в других работах смягчает предметы сумерками? Показывает то прозрачное, то густое небо? Соединяет в единой композиции активный свет и насыщенную тень?
Русская земля прекрасна и в сегодняшнем дне, который активно живет, и в своем прошлом, память о котором можно собрать, всматриваясь в разрушенную колокольню или заброшенные дома. И удивительное ощущение не покидает зрителя: прошлое не закончилось. Прошлое существует здесь и сейчас. К нему можно прикоснуться. Редко встречающиеся в сюжетах фигуры – рыбака, детей, играющих в прятки, старушек на лавочке – показывают ценность обыденной, личной жизни. Вокруг которой и созидается настоящее. Ради которой и созидается настоящее.
А вот статья В тишине осенней, золотой: живопись Олега Тимошина.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.