Найти в Дзене
Building Media

Первая мечта девелопера

Оглавление

Внутренний туризм переживает бум. Самый большой рынок – вокруг Москвы, где проживает около 20 млн потребителей. Исследовательский центр Building определил 10 локаций вокруг Москвы, где при участии девелоперов и инвесторов поток туристов превысит 1 млн ночевок в год.

Первая мечта девелопера курортов –

Создать курорт с потоком в миллион туристических ночевок в год.

Почему важен поток туристов в миллион ночевок год

  • Такой поток предполагает создание круглогодичных магнитов, которые позволяют сформировать вокруг себя живую и устойчивую экосистему из обученного персонала, поставщиков дополнительных услуг, качественных продуктов питания и сувениров.
  • Такой поток позволяет создать большую налоговую базу, которая повышает привлекательность для государственных инвестиций и других стимулов.
  • Такой поток привлекает других инвесторов, которые создают новые и новые магниты, тем самым удлиняя программу развлечений для туристов и увеличивая количество возвращений (кросс-маркетинг).
  • Такой поток позволяет создать качественную инфраструктуру для развития жилого кластера.

10 локаций

Именно в этих локациях целесообразно инвестировать в создание туристической инфраструктуры.

Максимальный балл – 100. Методика после таблицы.

  1. Тула – 46 баллов
  2. Завидово – 45 баллов
  3. Переславль-Залесский – 40 баллов
  4. Сергиев Посад – 38 баллов
  5. Владимир – 37 баллов
  6. Суздаль – 36 баллов
  7. Серпухов – 33 баллов
  8. Коломна – 31 баллов
  9. Малоярославец – 30 баллов
  10. Ростов – 29 баллов

Лидер рейтинга

Неожиданно лидером рейтинга оказалась Тула, если отбросить субъективное мнение и положиться на факты и статистику.

Скорее всего, в ближайший год-два лидер сменится, первое займет Завидово. Локация развивается невероятными темпами благодаря энергичному губернатору Тверской области, якорному инвестору Сергею Бачину и поддержке двух госкорпораций "Туризм.рф" и ВЭБ.рф.

Переславль-Залесский, много лет наиболее перспективная локация, по-прежнему "буксует" из-за постоянной чехарды губернаторов и мэров.

Профили городов и проектов

Подробные профили каждой локации с ключевыми проектами для инвестиций будут опубликованы в этом блоге, анонсы публикаций – в телеграм-канале Building.ru.

Дефицит круглогодичных магнитов

Сергей Елисеев, директор по развитию туристических магнитов в ПОШ: После транспортной доступности ключевая проблема для развития туризма в городах вокруг Москвы – дефицит качественных объектов туристического внимания (магнитов).
Существующих в этих городах исторических и архитектурных достопримечательностей недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценную и насыщенную программу хотя бы для полноценной двухдневной поездки (познавательный туризм выходного дня), не говоря уже о более длительных путешествиях. Кроме того, подавляющее большинство указанных выше объектов туристического внимания (музеев, музеев-заповедников и т.п.) предлагает познавательный отдых в довольно консервативных форматах, что снижает их привлекательность как для молодежной аудитории, так и для средней возрастной группы.
Перспективы дальнейшего развития сегмента познавательного туризма во многом связаны с созданием принципиально новых объектов туристического внимания – тематических парков и парков развлечений.
Данные объекты получили активное развитие в Европе в 80-е годы прошлого века и хорошо зарекомендовали себя в качестве драйверов круглогодичного туристического потока.

Позитивные примеры вокруг Москвы: аквапарк, который строится в Завидово, и парк дикой природы в Переславле-Залесском.

Что такое миллион туристов в год

Рамочная пропускная способность для туристической локации:

  • 2,739 туристов в календарный день (365 дней в году)
  • 7,142 туристов в высокий сезон (140 дней в году)
  • до 3 тыс гостиничных номеров
  • до 2 тыс парковочных мест
  • до 4 тыс пассажирских мест в общественном транспорте
  • Средний чек около 3,300 рублей на туриста в день (без учета затрат на транспорт)
  • Около 3.3 млрд выручки в год
  • Около 1 млрд прибыли в год

Методика

1. Транспортная доступность – 20 баллов из 100

Мы отсекли все города до которых более 150 минут (2.5 часа) по железной дороге из центра Москвы. Для обслуживания потока в миллион туристов не обойтись без быстрого ж/д-сообщения.
Общее время в пути туда-обратно – 5 часов.
Существует отраслевой стандарт, по которому программа впечатлений должна быть не короче времени в пути туда-обратно. Инвестиции в каждый час качественных впечатлений (для 500 человек одновременно) оцениваются минимум в 250 млн рублей.
Чем короче время в пути, тем меньше инвестиции в магниты туристического внимания.

8 баллов – ж/д-сообщение с Москвой: время в пути на поезде из Москвы до ж/д-станции, количество ж/д-рейсов в день, время в пути от станции до центра города.

8 баллов – авто-сообщение с Москвой: время в пути от МКАД до города; время в пути с 1 января 2024 года после выполнения работ по реконструкции главной автодороги.

3 балла – сообщение по воде: количество рейсов.

1 балл – авиасообщение: вертолетные площадки, аэропорт.

2. Наличие туристических магнитов – 20 баллов из 100

Чем больше магнитов в одной локации, тем больше и устойчивее поток туристов.
Идеально иметь в одной локации минимум 3 круглогодичных магнита с пропускной способностью более 500 туристов одновременно.

5 баллов – природный магнит: национальный парк, большая вода.

5 баллов – культурный магнит: музей-заповедник, объект культурного наследия федерального значения, объект ЮНЕСКО.

3 баллов – известные региональные бренды.

7 баллов – современный магнит с вместимостью более 500 гостей одновременно: аквапарк, парк дикой природы, исторический парк, агропарк, этнопарк, детский парк (лагерь), другие тематические парки.

3. Наличие качественного номерного фонда – 20 баллов из 100

Сроки окупаемость гостиниц длиннее сроков окупаемости магнитов.
Чем больше существующий номерной фонд, тем меньше инвестиций в магниты (нет необходимости строить дополнительные гостиницы) и выше доходность.

10 баллов – 3 звезды по международному стандарту.

6 баллов – 4 звезды по международному стандарту.

4 балла – 5 звезд по международному стандарту.

4. Государственная поддержка – 20 баллов из 100

Чем больше господдержка, тем ниже затраты на инфраструктуру, больше налоговых льгот и субсидий.
Энергичный и "пробивной" губернатор – одно из важнейших условий ритмичного развития туризма в городе.

4 балла – Вовлеченность губернатора: региональные и муниципальные программы и льготы для развития туризма.

3 балла – Туризм.рф: наличие проектов в городе.

3 балла – ОЭЗ: наличие туристической ОЭЗ в городе или округе.

3 балла – Реконструкция центра: федеральные проекты по благоустройству города.

3 балла – ВЭБ.рф: наличие проектов в городе.

2 балла – ДОМ.рф: наличие проектов в городе.

2 балла – Федеральное событие (юбилей, соревнование)

5. Сложившийся спрос – 20 баллов из 100

Чем больше текущий поток, тем быстрее и дешевле достижение цели в 1 млн туристов в год.
Мы взяли жителей (локальный спрос) и посетителей музеев (есть статистика). Корректных данных по количеству туристов и туристических ночевок пока нет.

15 баллов – посетители в музеях

5 баллов – жители в городе

Подробные профили каждой локации с ключевыми проектами для инвестиций будут опубликованы в этом блоге, анонсы публикаций – в телеграм-канале Building.ru.

-2

-3