Внутренний туризм переживает бум. Самый большой рынок – вокруг Москвы, где проживает около 20 млн потребителей. Исследовательский центр Building определил 10 локаций вокруг Москвы, где при участии девелоперов и инвесторов поток туристов превысит 1 млн ночевок в год.
Первая мечта девелопера курортов –
Создать курорт с потоком в миллион туристических ночевок в год.
Почему важен поток туристов в миллион ночевок год
- Такой поток предполагает создание круглогодичных магнитов, которые позволяют сформировать вокруг себя живую и устойчивую экосистему из обученного персонала, поставщиков дополнительных услуг, качественных продуктов питания и сувениров.
- Такой поток позволяет создать большую налоговую базу, которая повышает привлекательность для государственных инвестиций и других стимулов.
- Такой поток привлекает других инвесторов, которые создают новые и новые магниты, тем самым удлиняя программу развлечений для туристов и увеличивая количество возвращений (кросс-маркетинг).
- Такой поток позволяет создать качественную инфраструктуру для развития жилого кластера.
10 локаций
Именно в этих локациях целесообразно инвестировать в создание туристической инфраструктуры.
Максимальный балл – 100. Методика после таблицы.
- Тула – 46 баллов
- Завидово – 45 баллов
- Переславль-Залесский – 40 баллов
- Сергиев Посад – 38 баллов
- Владимир – 37 баллов
- Суздаль – 36 баллов
- Серпухов – 33 баллов
- Коломна – 31 баллов
- Малоярославец – 30 баллов
- Ростов – 29 баллов
Лидер рейтинга
Неожиданно лидером рейтинга оказалась Тула, если отбросить субъективное мнение и положиться на факты и статистику.
Скорее всего, в ближайший год-два лидер сменится, первое займет Завидово. Локация развивается невероятными темпами благодаря энергичному губернатору Тверской области, якорному инвестору Сергею Бачину и поддержке двух госкорпораций "Туризм.рф" и ВЭБ.рф.
Переславль-Залесский, много лет наиболее перспективная локация, по-прежнему "буксует" из-за постоянной чехарды губернаторов и мэров.
Профили городов и проектов
Подробные профили каждой локации с ключевыми проектами для инвестиций будут опубликованы в этом блоге, анонсы публикаций – в телеграм-канале Building.ru.
Дефицит круглогодичных магнитов
Сергей Елисеев, директор по развитию туристических магнитов в ПОШ: После транспортной доступности ключевая проблема для развития туризма в городах вокруг Москвы – дефицит качественных объектов туристического внимания (магнитов).
Существующих в этих городах исторических и архитектурных достопримечательностей недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценную и насыщенную программу хотя бы для полноценной двухдневной поездки (познавательный туризм выходного дня), не говоря уже о более длительных путешествиях. Кроме того, подавляющее большинство указанных выше объектов туристического внимания (музеев, музеев-заповедников и т.п.) предлагает познавательный отдых в довольно консервативных форматах, что снижает их привлекательность как для молодежной аудитории, так и для средней возрастной группы.
Перспективы дальнейшего развития сегмента познавательного туризма во многом связаны с созданием принципиально новых объектов туристического внимания – тематических парков и парков развлечений.
Данные объекты получили активное развитие в Европе в 80-е годы прошлого века и хорошо зарекомендовали себя в качестве драйверов круглогодичного туристического потока.
Позитивные примеры вокруг Москвы: аквапарк, который строится в Завидово, и парк дикой природы в Переславле-Залесском.
Что такое миллион туристов в год
Рамочная пропускная способность для туристической локации:
- 2,739 туристов в календарный день (365 дней в году)
- 7,142 туристов в высокий сезон (140 дней в году)
- до 3 тыс гостиничных номеров
- до 2 тыс парковочных мест
- до 4 тыс пассажирских мест в общественном транспорте
- Средний чек около 3,300 рублей на туриста в день (без учета затрат на транспорт)
- Около 3.3 млрд выручки в год
- Около 1 млрд прибыли в год
Методика
1. Транспортная доступность – 20 баллов из 100
Мы отсекли все города до которых более 150 минут (2.5 часа) по железной дороге из центра Москвы. Для обслуживания потока в миллион туристов не обойтись без быстрого ж/д-сообщения.
Общее время в пути туда-обратно – 5 часов.
Существует отраслевой стандарт, по которому программа впечатлений должна быть не короче времени в пути туда-обратно. Инвестиции в каждый час качественных впечатлений (для 500 человек одновременно) оцениваются минимум в 250 млн рублей.
Чем короче время в пути, тем меньше инвестиции в магниты туристического внимания.
8 баллов – ж/д-сообщение с Москвой: время в пути на поезде из Москвы до ж/д-станции, количество ж/д-рейсов в день, время в пути от станции до центра города.
8 баллов – авто-сообщение с Москвой: время в пути от МКАД до города; время в пути с 1 января 2024 года после выполнения работ по реконструкции главной автодороги.
3 балла – сообщение по воде: количество рейсов.
1 балл – авиасообщение: вертолетные площадки, аэропорт.
2. Наличие туристических магнитов – 20 баллов из 100
Чем больше магнитов в одной локации, тем больше и устойчивее поток туристов.
Идеально иметь в одной локации минимум 3 круглогодичных магнита с пропускной способностью более 500 туристов одновременно.
5 баллов – природный магнит: национальный парк, большая вода.
5 баллов – культурный магнит: музей-заповедник, объект культурного наследия федерального значения, объект ЮНЕСКО.
3 баллов – известные региональные бренды.
7 баллов – современный магнит с вместимостью более 500 гостей одновременно: аквапарк, парк дикой природы, исторический парк, агропарк, этнопарк, детский парк (лагерь), другие тематические парки.
3. Наличие качественного номерного фонда – 20 баллов из 100
Сроки окупаемость гостиниц длиннее сроков окупаемости магнитов.
Чем больше существующий номерной фонд, тем меньше инвестиций в магниты (нет необходимости строить дополнительные гостиницы) и выше доходность.
10 баллов – 3 звезды по международному стандарту.
6 баллов – 4 звезды по международному стандарту.
4 балла – 5 звезд по международному стандарту.
4. Государственная поддержка – 20 баллов из 100
Чем больше господдержка, тем ниже затраты на инфраструктуру, больше налоговых льгот и субсидий.
Энергичный и "пробивной" губернатор – одно из важнейших условий ритмичного развития туризма в городе.
4 балла – Вовлеченность губернатора: региональные и муниципальные программы и льготы для развития туризма.
3 балла – Туризм.рф: наличие проектов в городе.
3 балла – ОЭЗ: наличие туристической ОЭЗ в городе или округе.
3 балла – Реконструкция центра: федеральные проекты по благоустройству города.
3 балла – ВЭБ.рф: наличие проектов в городе.
2 балла – ДОМ.рф: наличие проектов в городе.
2 балла – Федеральное событие (юбилей, соревнование)
5. Сложившийся спрос – 20 баллов из 100
Чем больше текущий поток, тем быстрее и дешевле достижение цели в 1 млн туристов в год.
Мы взяли жителей (локальный спрос) и посетителей музеев (есть статистика). Корректных данных по количеству туристов и туристических ночевок пока нет.
15 баллов – посетители в музеях
5 баллов – жители в городе
Подробные профили каждой локации с ключевыми проектами для инвестиций будут опубликованы в этом блоге, анонсы публикаций – в телеграм-канале Building.ru.