-Хоть бы мне внука родила, - вздохнула мать. - Женщина должна родить, хотя бы один раз. Пустоцвет. - припечатала она.
У Ольги потемнело в глазах. Всё то, что копилось в ней долгие годы сейчас готово было выплеснуться наружу широким потоком, сметая всё на своём пути. Её хвалёная выдержка дала трещину, но со стороны этого пока видно не было. Уж что-что, а в руках она себя умела держать. С раннего детства.
-И как это я смогла и работать, и тебя родить, и воспитать. И заметь, твой горе-папаша мне почти не помогал, а потом я его и вовсе выгнала. Времени на всё хватало. Не то что вы сейчас - всегда усталые. И с чего бы это? В магазинах изобилие, любые продукты спокойно купить можно. Не то что раньше, ни одежды нормальной, ни продуктов. Поколение слабаков и нытиков!
-А я скажу тебе, почему у тебя времени на всё хватало, - заорала Ольга, - потому что вы тогда нас, детей, за людей не считали. Не разговаривали с нами, не спрашивали, как дела, не пытались стать ближе...Я сколько раз пыталась сказать тебе, что в школе надо мной издевались дети? А? До сих пор помню, что ты мне всегда говорила, - с ненавистью продолжала Ольга. "Учись ладить с детьми". Меня девчонки за школой подкараулили и избили, куртку мне порвали, и что? Ты пошла в школу? Поговорила со мной? Утешила? Ты всыпала мне ремня, потому что куртку тебе было жалко. Куртку. А не меня.
-Не было такого. - в ярости закричала мать. - А если бы и было, ну и что? Все с ключами на шее бегали, и ничего, выросли нормальными людьми.
-Не выросли они нормальными. Даже животные о детях заботятся, а ты скинула меня на школу, и всё. Дальше сама. Сильные да, выплывали, но я не была сильной. Я тебе не рассказывала, как забралась на чердак и ходила по краю, потому что мне жить не хотелось. Ты бы меня просто не поняла. Действительно, странная какая: сытая, обутая, одетая. И что мне ещё надо? Не было тогда интернета, и я думала, что со мной что-то не то. Ты же сама мне и говорила, что я странная, не такая как все. НЕ ТАКАЯ КАК ВСЕ! Ты это говорила так, будто это что-то плохое, и что жизнь будет беспросветной, если я не исправлюсь. И я верила, а кому мне ещё было верить. И теперь мне скоро сороковник, а боюсь родить ребёнка. Сказать почему? Да потому что не уверена, что смогу полюбить малыша. Откуда мне было научиться любви и сопереживанию, если всё, что я от тебя слышала - это "не мешай?" и "отстань".
-Ты и сейчас странная, - припечатала мать. - ничего не поменялось. Пошла вон, и не приходи ко мне больше.
Ольга выбежала из подъезда, сжимая голову руками. Каждый раз после общения с матерью у неё раскалывалась голова, как будто мать выпивала из неё всю энергию. Она рухнула на скамейку, чтобы не упасть по дороге домой. Сейчас она придёт в себя и сможет идти дальше.
К матери она наведывалась редко, каждый раз встречи оканчивались одинаково. Мать не считала нужным скрывать, что ждёт внуков, затем начинала топтаться по мужу дочери...а Ольга пыталась поскорей завершить визит, не срываясь на крик. И вот сегодня ей это впервые не удалось. Можно было, конечно, не приходить совсем, но тогда мать начинала давить чувством вины. После того, как она вышла на пенсию с руководящей должности, вернее её туда выперли, ей нечего стало делать со свободным временем, которого внезапно стало слишком много.
Пожилая женщина вспомнила, что у неё есть дочь, которая живёт отдельно, и ей совершенно необходимы мудрые материнские наставления. Но дочь совершенно не нуждалась в ней. Приходила крайне редко, по словам пожилой женщины "Чтобы убедиться, что я ещё не сдохла", спрашивала про здоровье, и старалась поскорей уйти, чтобы мать не успела развить свои любимые темы "Когда внуки", "Я всю жизнь пахала, чтобы ты ни в чём не нуждалась", "Неблагодарная".
Взвизгнули тормоза, и рядом остановился автомобиль. Муж.
-Я так и знал, что у вас этим всё закончится, - вздохнул он, - садись.
Замуж она вышла поздно, за коллегу, с которым у неё возникла взаимная симпатия. Её мать при знакомстве устроила Сергею настоящий допрос, выясняя, сколько у него было предыдущих жён и детей. Не было жён? Ага! С неженатым мужчиной как с пустым местом в метро в час пик-что-то с ним не то. Когда она принялась выяснять, что именно не то, мужчина вежливо сказал, что его терпение не безгранично, и если он вот прямо сейчас не уйдёт, то наговорит лишнего.
Больше он с тёщей не встречался. Мать рвалась побывать у дочери на свадьбе, но та не стала приглашать. Ей не хотелось её видеть на самом счастливом для себя событии, с матери сталось бы его испортить, разумеется, из самых добрых побуждений. Пожилая женщина очень любила поговорить о том, какая у неё странная дочь, и как ей с ней было всю жизнь нелегко.
-Ты ей не сказала? - спросил он.
-Нет. Не смогла почему-то. А ведь скоро уже будет видно.
-Ну и что? Если ты не захочешь, чтобы она виделась с внуком, то просто запрети ей приходить. Или, лучше я сам, тебе сейчас вредно волноваться.
-Спасибо тебе, но лучше я сама ей скажу, что не хочу её больше видеть. Никогда. Надо было раньше прервать все связи, ты был прав.
Ольга в который раз подумала, как же ей повезло с мужем. Видимо, судьба в его лице компенсировала безрадостное детство. Кто вообще придумал, что "детство лучшая пора". Враньё. В детстве ты полностью зависим от родителей. Которые вполне могут превратить его в кошмар. Странное дело, обиды на мать не утихали, а кажется, с каждым годом усиливались...
-Есть такое, - подтвердил Сергей. - Ты становишься старше, опытней, умней, и уже с позиции жизненного опыта рассматриваешь поведение матери. И не находишь ему оправданий. Не хочешь прощать-значит не надо.
Муж был единственным человеком, который знал всё. Что она до сих пор видит кошмары, как одноклассники гнобят странную мечтательную девочку, так непохожую на них, а ей некуда бежать. Всю жизнь ей было очень сложно знакомиться с людьми, и только сейчас она, наконец, потихоньку начала приобретать уверенность в себе. А ещё Ольга с самого детства научилась виртуозно владеть собой, чтобы не показать обидчикам, как ей плохо. Ведь тогда издевательств становилось больше....
С Сергеем она расцвела, и даже выглядеть стала по-другому. Моложе, уверенней в себе....И у неё, наконец, стали появляться друзья. Как жаль, что она не встретила его раньше! И как же прекрасно, что она его всё-таки встретила!