Последний раз я искала работу по найму 9 лет назад, осенью 2013 года. Для меня это был очень необычный опыт, поскольку раньше работа сама находила меня. А тут мне, эйчару со стажем, который сам привык рассматривать кандидатов, пришлось выйти на рынок труда и оказаться в роли соискателя. Ситуация тогда, так же как и сейчас, была непростая - начинался мировой финансовый кризис, в компаниях шли сокращения, и вакансий с каждым днём становилось всё меньше. В общем, я прошла весь тот путь, который проходят обычные соискатели, только с поправкой на ветер - я была знакома с технологиями подбора. И финал у этой истории получился очень неожиданным;)
В этой статье, написанной по горячим следам, я рассказала про свой опыт и дала рекомендации с той стороны баррикад - не как HR, а как кандидат. За прошедшие годы они не потеряли своей актуальности.
Немного предыстории. На момент поиска у меня был 10-летний опыт работы в сфере управления персоналом, причем как внутренним эйчаром компаний, так и внешним (кадровые агентства, консалтинговые компании). Я знала все участки работы HR-специалиста: рекрутинг, адаптация, мотивация, обучение, оценка и аттестация персонала, а также развитие корпоративной культуры, отладка бизнес-процессов, оптимизация оргструктуры компании и т.д. Такой вот HR-универсал или в современной интерпретации - HR-generalist. Причем, позиции у меня были звучные и управленческие: директор по персоналу, советник генерального директора по оргразвитию, руководитель HR‑направления и т.п. Но компании небольшие - до 200 человек.
В последние 3 года до описываемых событий я по семейным обстоятельствам жила не в Москве и работала как фрилансер - вела проекты по подбору и обучению персонала, консультировала руководителей по HR-технологиям, развивалась как независимый бизнес- и карьерный консультант. В сентябре 2013 года я возвратилась в столицу, у меня завершился годовой проект с одной розничной московской сетью, и я решила «вернуться в строй», т.е. найти работу по найму в достойной компании.
Первый этап - резюме и отклики на вакансии
Я разместила на сайтах superjob и hh резюме, оформила подписку на вакансии и стала искать и выбирать подходящих работодателей. В приоритете у меня были вакансии: 1) HR-менеджера и 2) специалиста по подбору и адаптации персонала. Вот на них-то в первую очередь я и откликнулась, сопроводив резюме продающим меня письмом. Рассматривала и линейные позиции, и управленческие (если компания небольшая или средняя – мой формат).
Совет 1: обязательно пишите сопроводительное письмо - с ним у вас гораздо больше шансов обратить на себя внимание рекрутера. Но не 2-3 фразы типа "Добрый день! Прошу рассмотреть моё резюме на такую-то вакансию" - толку от них никакого. Оно должно быть развёрнутым - в нём нужно рассказать, чем вас привлекла данная вакансия, и что вы можете предложить работодателю, т.е. ваши ключевые навыки и достижения. Если резюме - это сухой деловой документ, то в письмо можно добавить эмоций, эпитетов. А это - всегда плюс для кандидата, поскольку затрагивает эмоциональную сферу эйчара. Только не рассылайте всем компаниям одно и то же письмо, его всегда нужно адаптировать под конкретную вакансию, смещая акценты и убирая неактуальное для данного работодателя.
Совет 2: под вакансию лучше адаптировать и резюме. В моём примере, пока я рассылала своё универсальное резюме с заголовком «Руководитель службы персонала, HR-менеджер» на различные вакансии в HR (подбор, обучение, компенсации и льготы и т.д.), путных откликов не было. Когда я всё-таки решила позвонить в одну из тех компаний, кому отправила свое резюме, вежливая девушка из HR‑отдела филиала порекомендовала мне связаться напрямую с руководителем службы персонала головного офиса, назвала ФИО и номер телефона. Она объяснила такую переадресацию тем, что мой опыт и навыки, указанные в резюме, существенно превышают требуемый им уровень для рядовой позиции менеджера по подбору персонала, и я, дескать, заскучаю там.. Я попробовала её переубедить, что мне это интересно, но нет, она оказалась стойкой)) Позвонила её руководителю, спросила, что они могут мне предложить, услышала просьбу выслать ей моё резюме на почту. «Когда ждать ответ?» - мой вопрос. «Если ваша кандидатура нас заинтересует, свяжемся в течение 1-3 дней, если нет – не свяжемся», - был ответ. Выслала, отклика не последовало. Спасибо, что предупредили!
Я сделала выводы и... создала ещё одно резюме – узкоспециализированное, с запросом на позицию «Менеджер по подбору и адаптации персонала». Но! Мало изменить заголовок запрашиваемой вакансии, нужно ещё немного скорректировать само содержание документа. Если вам интересна рядовая должность, то лучше не пугать рекрутера указанием статусных позиций из вашего предыдущего опыта)) Наши российские реалии, благо, часто позволяют это сделать, т.к. не всегда должность, указанная в трудовой книжке, соответствует действительности. Пишите попроще, и рекрутеры к вам потянутся;)
В описание функционала тоже нужно внести поправки. На первые позиции при перечислении обязанностей на предыдущих местах работы лучше поставить те, что предполагаются на искомой должности. В моём случае: если я рассматриваю рекрутинг, то он должен фигурировать везде, где я им занималась, и быть на передовой. А то если сначала загрузить коллегу-рекрутера моими «оргразвитием и корпоративной культурой», до нужного ему пункта он может и не дочитать - с вердиктом «не подходит» резюме полетит в корзину.
Если вы, к примеру, в последние годы – директор по продажам или коммерческий, но готовы рассмотреть вакансию руководителя отдела продаж, значит, в описании функционала и в перечислении ваших профессиональных навыков должны фигурировать и управление подразделением/персоналом, и личные продажи. Да, директор может ими и не заниматься, но руководитель отдела - вряд ли.
Ну так вот, про моё адаптированное резюме. Разослала его в 5 компаний. В одну из них я предварительно позвонила, чтобы уточнить требования, получила «добро», выслала. Отклик и приглашение на собеседование поступили от неё в тот же день. От двух других – на следующий, письма с просьбой позвонить. С одной связалась, договорились о встрече. Про другую крепко подумала и решила, что это - не совсем моё... По 4-й вакансии - тишина, по 5-й – на следующий день после отправки резюме я позвонила сама, благо контакты были открыты. Про звонок - отдельная история, ниже. А пока очередной оргвывод.
Совет 3: если на сайте указан телефон, лучше в компанию позвонить – через 2-3 дня после отправки резюме. Когда состоялся личный контакт, пусть и по телефону, на вашу кандидатуру обратят больше внимания, чем если вы просто отошлёте информацию о себе в числе прочих сотен кандидатов. Из своего личного опыта рекрутера знаю, что когда завал, много откликов, и возможности дать ответ каждому соискателю физически нет, я звонила и писала только тем, с кем до этого общалась по телефону. Ну, не могу я игнорить человека, если был личный контакт. Это, конечно, не означает, что все другие ведут себя так же, отнюдь, но шансы ваши получить хотя бы обратную связь по своей кандидатуре, а не тягучее вакуумное молчание, точно повышаются.
Но вернёмся к 5-й вакансии. Компания по профилю деятельности была в моём личном рейтинге на средних позициях, т.е. я её могла бы рассмотреть, если бы предложение оказалось ну очень лакомым. Но подвёл человеческий фактор. После общения с безупречно грамотной, невероятно организованной и очень бизнес-ориентированной руководительницей службы персонала этой компании у любого обычного соискателя осталось бы стойкое ощущение, что по нему проехал БТР. Хоть мы с ней и договорились, что она мне позже сообщит решение по моей кандидатуре, сразу после нажатия кнопки «отбой» на телефоне, мне захотелось написать ей, что беру самоотвод. Ну, не могу я работать в вечной мерзлоте! Я всё понимаю – интересы бизнеса, конкуренция, суровые реалии времени и пр. Но в моей личной системе ценностей понятия человечности как человека (извините за масло масляное)) и эффективности как сотрудника вполне могут уживаться, а уж в нашей HR-сфере - так просто обязаны! Чуть позже получила от барышни письменный отказ, вздохнула с облегчением - наши чувства оказались взаимными! Идём дальше))
Совет 4: больше доверяйте себе в ходе переговоров с потенциальным работодателем, слушайте внутренний голос – он ваш союзник. Если шероховатости возникают уже на этапе телефонного интервью, велика вероятность, что при личной встрече ситуация только усугубится. Да, рекрутер или HR-менеджер на входе – это ещё не вся компания, но, как правило, именно эти люди вольно или невольно транслируют во внешнюю среду нюансы корпоративной культуры и внутренней атмосферы организации. А иначе они бы вряд ли там работали. Поэтому, если в телефонном разговоре с рекрутером вам крайне неуютно, насторожитесь и попробуйте проверить свои опасения, задав соответствующие вопросы и внимательно слушая не только сами ответы, но и то, КАК вам отвечают.
Следующий этап – собеседования
Мне их было назначено два. Первая компания – лидер рынка по продажам мед. оборудования, вторая – крупный холдинг в области недвижимости. В обоих случаях перед интервью были выданы бумажные анкеты для заполнения, что вызвало моё глубокое недоумение. Часть вопросов носила очень личный характер, и отвечать на них, не зная, чем закончится предстоящее собеседование, абсолютно не хотелось. Зачем кому-то знать, где живут и чем занимаются мои близкие родственники, если я сама ещё не уверена, что захочу здесь работать? Особенно разошлись в желании углубиться в мою частную жизнь во второй компании, о чём я в корректной форме и сказала её рекрутеру. Мне ответили, что можно не заполнять те разделы, которые сильно смущают. И ещё мы договорились, что, если в ходе собеседования мы не придём к решению о сотрудничестве, я заберу анкету с собой. Но после того, как мы проследовали с девушкой в переговорную, и я имела неосторожность, вешая пальто, положить бумагу на стол, анкета вдруг оказалась у неё в руках. Хм.. неожиданно! Ну, не драться же мне с ней было! Унести бумагу домой так и не получилось, т.к., со слов рекрутера, она необходима для представления моей кандидатуры HR-директору, который проводит следующий этап собеседования. Коллеги, вам что, резюме мало?
Совет 6: вы не обязаны заполнять графы анкеты, в которых затрагиваются вопросы вашей частной жизни. И закон в этом случае полностью на вашей стороне. Если такую бумагу вам выдали перед собеседованием, вы можете, не вступая в открытый конфликт, вежливо сообщить представителю компании, что готовы будете ответить на все или отдельные вопросы анкеты после того, как состоится интервью - если будете заинтересованы продолжить переговоры. А те профессиональные вопросы, которые также звучат в документе и важны для рекрутера, он вполне может задать вам в ходе собеседования.
Оба моих собеседования прошли вполне обычно, без применения каких-то специальных методик. Просто пообщались. Естественно, всех моих интервьюеров больше всего волновал вопрос, почему я после трёх лет фриланса вдруг решила искать работу по найму. И я их понимаю - сама бы тоже об этом спросила. Велик риск, что сотрудник, вдохнувший свежего воздуха свободы, однажды захочет обратно, в лес. Отвечала честно, что если будут предложены достойные условия и интересные задачи, готова работать по найму, если нет – останусь вольным консультантом.
Совет 7: не повторяйте мою ошибку - не демонстрируйте свою самостоятельность, если хотите устроиться на работу. Это уже потом, спустя время и анализируя интервью с позиции эйчара, я поняла, что мало того, что я вела себя чересчур независимо и о, ужас! - смела выбирать, так ещё и рассказывала про все свои разносторонние навыки в HR, хотя им требовался просто менеджер по подбору! Короче, спалилась и заслуженно получила диагноз "избыток квалификации".
Оба варианта не виделись мне идеальными, но я решила пройти этот путь до конца. В первой компании я сама взяла паузу подумать пару дней, а потом позвонить и сообщить своё решение. Во второй мне был назначен следующий этап собеседования – встреча с HR-директором. Дата и точное время мне были озвучены, рекрутер пообещала накануне выслать также письменное приглашение-подтверждение...
На этом, собственно, всё. Дозвониться в первую компанию в обозначенный день я так и не смогла - рекрутер был недоступен.
Второй потенциальный работодатель затаился и молчит. Сама звонить-писать туда я, естественно, не стала. Не вижу смысла настаивать. И вот почему.
Обоим своим несостоявшимся работодателям я очень признательна за опыт, невольное участие в моём «эксперименте» и за то… что я не вышла к ним на работу!))) Говорю это абсолютно искренне, без лукавства. Благодаря их молчанию, именно в эти дни я вдруг совершенно чётко осознала, что моё призвание – это карьерное консультирование, что я не хочу работать эйчаром в нашем бизнесе - мне милее вольные хлеба и помощь людям. И как только я это поняла, тут же за один день сама сделала свой сайт на конструкторе, аккаунты в профессиональных соцсетях, и сразу пошли заказы от клиентов. Вселенная как бы подбодрила меня: ты - на верном пути!
Совет 8: если после собеседования работодатель теряется, хотя, вроде, всё шло к вашему выходу на работу, сделайте одну (если решение должен был сообщить рекрутер), максимум - две, попытки (если инициатива должна была исходить от вас) прояснить ситуацию. Если в результате всё тайное таким и осталось, поблагодарите мысленно своего визави, Судьбу (Бога, Вселенную – кому что ближе) и идите себе с миром дальше.. Значит, не ваше. Или не время. Как говорят мудрецы:
Иногда не получить то, что хочется, - это и есть везение.
Мне могут возразить, что у работодателя бывают внутренние оргмоменты, временные заморочки с принятием решений, сроками и пр. Да, соглашусь, бывают. Но опять же, по своему опыту рекрутинга знаю, что когда договоренности нами, принимающей стороной, не выполняются в срок, на то есть свои причины. И форсировать события кандидату в таком случае не нужно – компания решит свои вопросы и сама вас найдёт, если вы ей интересны. Или не решит и не найдёт, но тогда вопрос к вам – а нужна ли вам такая компания? И вообще, то ли вы ищете? Или, как я, обманываете/не понимаете себя?;)
Желаю каждому найти своё место работы и своё призвание!
Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, коуч по самореализации www.ccgb.ru
Соцсети и каналы:
P.S. Время только подтвердило правильность сделанного мною выбора. Оглядываясь назад, мне становится не по себе от осознания, что я могла тогда свернуть со своего пути, стать опять элементом какого-то большого механизма и утратить - полностью или частично - возможность помогать людям найти работу по душе или своё призвание.