Недавно президент Беларуси фактически запретил поднимать цены на товары в стране. Для обывателей кажется, что сейчас-то начнётся райская жизнь. Ведь цены поднимаются лишь от того, что алчные торгаши хотят больше прибыли! Это очень примитивное и опасное понимание реальности, и я попробую рассказать, что ждёт Беларусь в ближайшем будущем, если цены действительно будут ограничены.
1. Откуда берётся повышение цен?
Надо сказать, что обыватель не видит тех процессов, что происходит на мировом рынке. Он наблюдает только за ценами на товары и услугами, которые приобретает каждый день. Например, он знает, что квартплата стала выше, или что проезд подорожал. Заметно повышение цены бывает либо если это происходит с товарами, цена на которые не менялась давно (например, повышение тарифа на проезд в общественном транспорте всегда замечают), либо если цена растёт кратно во всей категории.
От чего зависит цена? От спроса и рентабельности. В реальных условиях цена никогда не будет ниже рентабельности продаж. Рентабельность - это прибыль от продажи за вычетом всех расходов на создание, хранение и доставку товара покупателю. Даже если товар продаётся в убыток, цена его продажи будет ниже дальнейшего хранения на складах. Кстати, чаще всего именно поэтому вы можете купить товар сильно ниже рынка - продавец реально "сливает" его. В действительности, продавцу выгоднее продать товар, ведь его рентабельность уже становится отрицательной и начинает сжирать прибыль от продаж других товаров.
От чего же зависит цена? От спроса. Если товар хотят приобрести, то производитель создаёт его, и устанавливает цену для закупок. Товар у него покупает оптовый и розничный продавец и добавляя свою наценку, реализует товар на "рынке". Обыватель скажет - давайте покупать сразу у завода, чтобы избежать этой комиссии! Попробуйте. Готовы ли вы ездить за каждым продуктом отдельно на завод и расплачиваться там счётом через банк, и ждать отгрузку два дня? В общем, этот разговор из серии "магазины наживаются, проще покупать напрямую с завода" оставим для следующих статей.
Чем ниже цена, тем быстрее товар раскупят (если есть спрос). Увеличивая или уменьшая цену можно управлять спросом и понимать, сколько товара нужно произвести. Иногда бывает так, что опустив цену на 10% ты получишь в 3 раза больше прибыли, а бывает и наоборот, если наценка не высокая.
Если предложение (количество товара на рынке) превышает спрос (количество товара, который хотят купить за эту цену), то цена будет падать. Если наоборот - расти. В стабильной экономике цены растут по чуть-чуть, не превышая роста зарплат, так как с ростом зарплат растёт и спрос на все товары.
Цены могут падать в краткосрочной перспективе, если спрос снижается. Но падение цен в долгосрочной перспективе неизбежно приводит к падению производства. Если цены будут падать, то производителю с каждым днём станет всё менее выгодно производить товар в тех же количествах. Выходом кажется увеличение производства для возвращения к прошлому уровню дохода, однако это лишь увеличит предложение и приведёт к необходимости ещё сильнее снижать цены.
Так что повышение цен на 3-5% в год это нормально. Это означает, что экономика живёт.
2. А что если цены зафиксировать?
Обывателю кажется, что для того, чтобы цены не росли, нужно просто их зафиксировать, установить предел сверху, с позиции государства. Попробуем разобрать, что произойдет, если мы установим предел цен на хлеб.
Итак, предположим, производит только 1 вид хлеба. Он продает его за 100 рублей. Себестоимость составляет 50 рублей. Прибыль - также 50 рублей. Хлеб берут хорошо, он не успевает испортиться. Завод начинает наращивание производства, делать больше хлеба. Теперь хлеб берут медленнее, но завод снижает цену до 90 и вновь не теряет продукцию, увеличивая общую прибыль.
Государство вводит запрет на повышение цен и фиксирует максимальную цену на хлеб в 90 рублей. Население поддаётся панике и сметает весь хлеб. Магазин рапортует о том, что хлеба на полке нет, и завод наращивает производство. Следующий завоз - у людей дома хлеб уже лежит, и половина партии не продана, идёт на выброс. Магазин получает дыру в операционных расходах, и чтобы перекрыть её закупает у завода в следующий раз меньше хлеба. Цену поднять он не может. Завод, видя, что заказ от магазина снизился, снижает производство. Магазин реализует партию хлеба по 90 в том же темпе, что и обычно.
Завод теряет прибыль, так как не может поднять цену до 100. Продать больше хлеба он тоже не может, так как магазин боится закупать больше. Несколько таких цепочек - и образуется уже дефицит, когда хлеб где-то разбирают быстро, магазины, страхуя риски, готовы брать хлеб под реализацию только за 70 рублей, и заводы начинают снижать производство. Так, шаг за шагом, будто снежный ком, образуется дефицит хлеба.
Закупки муки заводом также снижаются. Падают закупки горючего и зарплаты персонала. Все участники производства и реализации начинают экономить, снижая общую денежную массу в экономике и общую прибыль.
Хлебозавод и вовсе начинает процесс ликвидации, так как из-за падения рентабельности производства, содержание помещений и работников перестаёт приносить прибыль. Так на рынке образуется дефицит хлеба. Безусловно, какие-то заводы останутся, но будут стараться продать хлеб в тёмную, по цене в 2-3 раза дороже, или вовсе перейдут на производство галет, ведь на них нет ограничения.
3. Базовый принцип экономики
Экономика должна расти. Единственный органический способ роста - это рост прибыли участников экономических процессов. Например. Хлеб стал вкуснее, его стали больше покупать, даже несмотря на рост цены. Рабочие на заводе получили повышение зарплаты. Они купят больше товаров в магазине и вернут эти деньги в экономику, так что другие производства тоже будут расти.
Но при этом надо учитывать, что цены на товары первой необходимости (тот же хлеб) важно держать на низком уровне. И это работает с помощью государственного субсидирования производителей - государство компенсирует хлебозаводу часть стоимости, чтобы он не снижал темпы производства.
Ограничения же цен неизбежно приведёт к дефициту. Ещё не было ни одного случая, когда государственное ограничение цен не приводило бы к дефициту.
А вы что думаете? Можно ли ставить ограничения цены на постоянной основе?