Найти тему
Мама Научит

10 важнейших навыков начальной школы, без которых ребенку будет крайне сложно учиться дальше

Оглавление

Так сложилось, что я начала свою педагогическую работу в детском саду, потом работала в средней школе, вузе, колледже. А вот начальные классы изучала только со своими детьми. И вот тут-то я поняла очень важную вещь.

Начальная школа может стать "трамплином", который буквально "выстрелит" ребенка вверх. И за счет которого потом обучение будет интересным, стремительным.

А может стать "кандалами", которые будут тормозить всю дальнейшую учебу. Не просто "убьют" всякий интерес, но и сильно осложнят весь процесс. Потому что именно в начальных классах закладывается фундамент, на котором впоследствии выстроится вся система учебных навыков.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Итак, обещанные 10 навыков. Для удобства разобью их на два блока: языковые и математические.

Лингвистические навыки

1. Качественное чтение. Здесь я имею в виду не просто "озвучивание" текста, а умение извлекать из прочитанного информацию и ее удерживать в памяти, а также "раскладывать по полочкам" в голове.

Именно отсутствие навыка качественного чтения сильно мешает детям решать математические и физические задачи, знать и понимать историю, обществознание.

2. Понимание структуры слова. То есть умение увидеть корень слова и окончание. Остальные элементы (приставки, суффиксы) выделяются после этого автоматически. Дело в том, что большинство орфографических правил напрямую отсылает именно к этому навыку. Например, безударную гласную в корне мы проверяем ударением, а в суффиксе - пишем по правилу. В эту же группу я отношу умение выстроить словообразовательную цепочку, то есть определить, как одно слово образуется из другого.

3. Части речи. Опять же, важно не знание определений, а именно навык делать это сразу и безошибочно, на уровне рефлекса. Потому что многие правила касаются написания лишь отдельных частей речи. Например, не с глаголом пишется отдельно, а с существительным - требуется построить рассуждение.

4. Структура предложения. Без умения "увидеть" структуру предложения, то есть найти грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) и выстроить от них цепочки зависимых слов с вопросами невозможно быстро и правильно ставить знаки препинания.

5. Орфографическое чтение и проговаривание. Не все учителя начальной школы прививают детям этот навык - при письме читать и проговаривать (сначала вслух, а потом - про себя) слова так, как они пишутся. Благодаря такому навыку ребенок гораздо быстрее и прочнее запоминает написание слов, чтобы впоследствии писать, не вспоминая правила.

Математические навыки

1. Уверенный быстрый счет с переходом через десяток (сложение и вычитание). Это должно "работать" без пауз - на вопрос "54 минус 18" мгновенный ответ"36". Без этого более сложные вычисления будут сначала долгими и мучительными, а потом, по мере усложнения, ребенок и вовсе начнет путаться и сбиваться.

2. Таблица умножения, тоже на уровне "разбуди ночью - Я не просыпаясь отвечу". Аналогично предыдущему навыку, это сильно ускоряет и упрощает все дальнейшие математические расчеты.

3. Решение простых уравнений на сложение-вычитание и умножение-деление. Тоже очень важно довести их решение до автоматизма, чтобы ребенок не задумывался, как найти неизвестное вычитаемое или делимое.

4. Составление простейших графических схем-рисунков при решении задач. Помогает построить правильное рассуждение и не ошибиться при восприятии условия, особенно с усложнением текстовых задач. Не требуется никаких особых художественных навыков. Важно уметь показать при помощи простых фигур и стрелочек соотношение объектов: что меньше чего, что добавилось/убавилось и т.п.

Еще один очень важный навык, о котором часто забывают. Почерк

В начальной школе учителя часто требуют, чтобы дети писали практически каллиграфически. И если ребенок не в состоянии воспроизвести буквы и цифры, как в прописях, это сильно влияет на оценку. И на самовосприятие ребенка.

Но в среднем звене требования меняются. И на первый план выходит не красота, а разборчивость.

Поэтому, если у ребенка проблемы с письмом, важно сразу настаивать именно на разборчивости, а не на красоте. То есть буквы и цифры должны читаться безошибочно, не быть похожими одна на другую. Особенно это относится к О и А, Е и И.

В конце концов, начальная школа - это всего 4 года. И оценки из нее никак не влияют на последующее обучение.

Если у вас дети в начальной школе (или старше), убедитесь, что эти навыки они усвоили прочно.

А может, я что-то упустила? Дополните в комментариях!