Кто бы мог подумать ещё несколько десятилетий назад, что тема противостояния ядерных держав и угроза глобального военного конфликта станут не главой в учебниках о событиях ХХ века, а окажутся актуальными и в новейшей истории. И как тут не вспомнить о делах давно минувших лет, подтолкнувших американских инженеров на создание одного из самых необычных видов транспорта, способного не только перевозить огромное количество груза, но и самым прямым образом предназначенного для передвижения по местности, пострадавшей от взрывов ядерных ракет!
Предпосылкой к появлению столь диковинной техники послужили события конца 40-х годов прошлого века. Обострение противостояния мировых сверхдержав с каждым днём усиливалось. А поскольку одной из наиболее вероятных целей удара противника помимо военной инфраструктуры могли также стать автомобильные магистрали и железнодорожные пути, США требовался особенный вид транспорта. Он должен был обладать поистине выдающейся проходимостью и при этом отличаться маневренностью и грузоподъёмностью.
На фоне этих событий Министерство обороны США заказывает компании из Техаса LeTourneau, известной своей мощной грузовой техникой вроде лесовоза VC-12, постройку автопоезда. Инженеры берутся за дело и уже в 1956 году выкатывают на испытания в Гренландии первую версию подобной машины под названием LCC-1. Колёсная «гусеница» включает в себя тягач Sno-Train и три прицепных тележки на четырёх колёсах. Американский автопоезд способен был принять на борт целых 45 тонн полезной нагрузки и эффективно преодолевать болота и двухметровые броды! За приведение тягача в движение отвечал 600-сильный дизельный двигатель Cummins.
Первую модель автопоезда на случай ядерного апокалипсиса испытывали в течение 6 лет, пока в 1962 году свет не увидела вторая версия монструозного колёсного состава – LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II. По сравнению с предыдущим вариантом, новинка получила множество изменений. Во-первых, вместо дизельного мотора тягач укомплектовали силовой установкой из четырёх газотурбинных двигателей! 🔥 Она была способна развивать просто невероятную мощность в 4680 лошадиных сил. Благодаря этому головная машина, чья высота вместе с антенной составляла целых 9 метров, могла тянуть за собой 12 тележек, нагруженных 450-ю тоннами всякой всячины с максимальной скоростью в 35 км/ч!
Собственная масса автопоезда-гиганта при этом равнялась 150-ти тоннам. Трудно представить, насколько прожорливым оказался подобный транспорт, но его создатели утверждали: без дозаправки он в состоянии преодолеть порядка 600 км пути по пересечённой местности. За проходимость техники на бездорожье в том числе отвечали и уникальные колёса высотой 3,5 метра! У тягача таких имелось 6 штук, а у всего автопоезда насчитывалось уже 54. 💪 Уникальный автопоезд стал настоящим рекордсменом и по длине – его протяжённость в 173 метра до сих пор не смог превзойти ни один подобный караван. Австралийский Mack Titan со 113-ю прицепами не в счёт – в отличие от изобретения LeTourneau, он сумел проехать лишь 140 метров, и то по гладкому асфальту. 😬
Чтобы придать столь исполинской махине маневренности, инженеры установили на своём автопоезде передовую электронную систему управления. Ей с лёгкостью мог управлять водитель головной машины, лихо объезжая любые препятствия и закладывая крутые виражи как в игре «Змейка». 🙂
Впрочем, обслуживание габаритной технике всё же требовалось, для чего в её состав были включены специальные тележки с внутренними помещениями. В этих отсеках для персонала были предусмотрены места для сна, приёма пищи, уборные и даже прачечная со стиральными машинками-автоматами. ☝
К сожалению, 3,7 млн долларов честных американцев-налогоплательщиков, потребовавшихся Минобороны на реализацию проекта, оказались потраченными впустую… Вместо громоздкого автопоезда военные стали повсеместно использовать для перевозки грузов вертолёты Sikorsky CH-54 Tarhe. Воздушные машины стоили дешевле, им не требовались дорогие в обслуживании электронные системы контроля сочленения, и вдобавок они не испытывали трудностей с преодолением различных ландшафтов.
Правительство предприняло попытку продать LeTourneau TC-497 Mark II за 1,4 млн долларов, но, увы, желающих заиметь столь необычный лот для своей коллекции не оказалось. В результате тягач был отправлен в музей Yuma Proving Ground Heritage Center, где его можно увидеть и сегодня. Прицепам автопоезда повезло гораздо меньше – в 1971 году их просто пустили на металлолом. Первая версия уникального проекта – LLC-1 – после испытаний в Гренландии успела поучаствовать в грузоперевозках на Аляске, после чего отправилась в музей Yukon Transportation Museum в канадском Уайтхорсе.
Подготовлено по материалам сайта Motor.ru
#вездеход #автопоезд #грузовик #тягач #грузовойтранспорт #LeTourneau #автоистория #автомобильная_история_от_Maxxis