Найти в Дзене
А.Брусницына.

Про неизбежную старость и отношение к ней

Мои размышления после прочтения статей одного из близких мне каналов.

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса.

Сегодня будет статья-размышление.

Так получилось, что очень мало сейчас читаю . И вообще, и на Дзене, в частности. Утешаю себя тем, что зимой стану немного посвободнее, появиться время и на чтение и написание статей. Но на одном из каналов, на которые я подписана, прочитала фразу, которую можно применить ко мне процентов на 90. Что есть люди читающие, а есть пишущие. Что нужно окончательно определиться, к какому типу я отношу себя. Я, скорее всего, человек Пишущий. На чтение у меня почти не остается времени. Если я читаю, значит, не пишу. И наоборот – если пишу, значит, не читаю.
Но вот иногда глаз выхватывает что-то, что невольно тянет на прочтение. Тогда читаю. И проживаю. И высказываю свое мнение.

На днях опять попалась статья уважаемого автора Домохозяйки. Я давно не читаю статьи этого канала каждый день. Но, если что-то попадается, то стараюсь прочитать, вникнуть, проанализировать и ответить. Ну, хотя бы так, опосредованно.

В двух последних статьях уважаемый автор пишет о том, что, испытав опыт проживания рядом с дементным больным – очень негативный опыт, она изменила свое отношение ко всем старикам, без исключения. Она понимает, что не все страдают синдромом деменции, но у нее подспудно сидит страх ко всем старым людям, без исключения. Она, вольно или невольно, не хочет снова попасть в эту ловушку и пережить такой опыт.

Я могу, с одной стороны, ее понять. С другой… Тоже могу понять.

Может, прошло еще совсем мало времени.

Вспоминаю себя год назад. У меня было страшное состояние. У меня не было какой-то боязни старых людей, но у меня внутри была такая душевная боль, что не хотелось жить и не было сил справиться с ней. Я уже писала, как я прожила, пережила это время. Как справилась и иду дальше.

Самым лучшим советом, который мне тогда дали мои подписчики, был совет – перестать об этом писать, искать другие радости и темы для блога. И, наконец, начать жить своей жизнью.

Понимаю, что в статьях таких каналов, каким был мой канал и каким сейчас является канал «Домохозяйка», люди, которые «в теме», ищут ответы на свои вопросы и источник успокоения. Но для автора – человека, только что пережившего тяжелейший стресс и находящегося в состоянии глубочайшей депрессии и страдающего посттравматическим синдромом – это сродни расковыриванию глубочайшей незаживающей раны и посыпанию ее солью. Человек, если он не мазохист, постарается избегнуть проживания заново травмирующей ситуации, а не будет каждый день продолжать ковырять больное место. Но это только мое мнение.

В прошлом году, если вы помните, мне, чтобы выйти из этого состояния пришлось обратиться за помощью к специалисту - врачу-психиатру. Пусть я не долечилась, но за пять месяцев лечения я немного пришла в себя. Всё пережитое кажется сейчас далеким и не со мной. Конечно, остался опыт пережитого. Но я смогла перевернуть эту страницу своей жизни и идти дальше.

Если бы я осталась в том состоянии, в каком была год назад, думаю, моя психика уже бы давно дала сбой. А за мной в таком состоянии ухаживать некому. Я всегда была для своей семьи локомотивом, и все привыкли к этому и видят меня именно в этой роли. Я это прекрасно понимаю. Поэтому спасаю себя сама.

К старикам мое отношение не изменилось. Я отношусь к ним по-прежнему. В зависимости, что это за человек, независимо от возраста. То есть, я умею "отделять мух от котлет", как говорится.

... Чтобы старость не тяжёлым грузом - мудростью бы - на сердце легла...
... Чтобы старость не тяжёлым грузом - мудростью бы - на сердце легла...

Я прекрасно понимаю, что надо проводить грань между человеком и между его болезнью. Больного человека нужно лечить. Нужно цивилизованно относиться к этому и понимать, что есть семья. Есть дети, есть среднее поколение. А есть старшее поколение. И у каждого поколения свои потребности во внимании, участии, сочувствии. И к старости чувства обостряются в тысячу раз. Потребность в близких людях возрастает пропорционально ухудшению здоровья, уменьшению физических сил, изменению круга общения.

Я много раз говорила в своем блоге, что мы не должны забывать, что вместе с нашими родственниками мы – семья. И мы должны помогать друг другу. И, не дай Бог, если случится с кем-то из наших родственников такая беда, как деменция – мы уже вооружены знаниями. Мы сможем противостоять этой беде цивилизованно, не разрушая себя и свою семью.

Старость бывает разная. Мне кажется, от человека во многом зависит, какой она будет. Ведь далеко не у каждого старость - это обязательно слабоумие и деменция. У большинства старость - это мудрость, опыт, удовлетворение от правильно прожитой жизни.

Сюжет на тарелке немецкого фарфора. Фото из открытого доступа
Сюжет на тарелке немецкого фарфора. Фото из открытого доступа

Вчера я, наконец, после трехнедельного перерыва смогла сходить на фитнес в нашу группу здоровья 55+. И попала с корабля на бал. Группа отмечала День рождения нашей самой старшей участницы группы – Маргариты. Вы не поверите, ей исполнилось 85 лет! Конечно, она в последнее время уже не отжимается вместе со всеми, но на тренировках продолжает бегать, делать посильные упражнения. В ответ на поздравления, она с задором читала стихи собственного сочинения рассказывала, как она отбила парня, своего будущего мужа, у красивой городской девушки-ленинградки.

С моей любимой сватьей, которой сейчас 79, бабушкой моего любимого зятя, мы с любим собраться в душевной компании и за рюмочкой-другой с удовольствием ведем задушевные разговоры и поём песни. Для этих посиделок у меня сейчас уже заготовлено несколько бутылочек домашней настойки из черной смородины и черноплодной рябины. А несколько лет назад, до ковида, мы каждый день с ней ходили с палками для скандинавской ходьбы по шесть километров. А ей на тот момент было 76 лет.

О такой старости мечтаю...
О такой старости мечтаю...

Конечно, я понимаю, что в разном возрасте – разные интересны. Я, наверное, очень много общаюсь как раз с людьми «серебряного возраста» и не вижу в них никакой для себя угрозы. Наоборот, большинство из них – пример неиссякаемой бодрости, позитива и оптимизма. И, зачастую, я не дотягиваю до них в этом плане. Но не перестаю стремиться к этому. Знаю, что мне много еще работать над этим.

Нельзя делить людей на стариков и молодых. Это какое-то неправильное деление, результат деформации. Сейчас и молодежи огромное количество, от которой исходит внутренняя угроза. Особенно подростков, мимо компании которых иной раз пройти страшно. Надо людей оценивать именно по человеческим качествам. А старики, особенно не имеющие отношения конкретно к вам – это не ваша зона ответственности. О чем тут переживать?

Я думаю, мы будем первым поколением стариков, которые знают, что такое возрастные изменения, трансформации и к чему они могут привести. Мы знаем, что такое деменция и какова ее разрушительная сила. И мы знаем, как противостоять этому явлению. Надо как-то постараться нашим молодым родственникам постараться передать это знание. Чтобы они, в случае, если что-то случится уже с нами, смогли решить проблему цивилизованно, уважительно к старшему поколению и без разрушительных последствий для себя.

Другое дело, что слушать не хотят. Даже мои дети, которые имеют опыт проживания рядом с дементным родственником, перебивают и переводят разговор в другое русло. В принципе, ничего нового. Мы тоже думали, что всё это далеко, а, если случится, то не с нами.

В общем, надеюсь, те, кто в теме, поняли, о чем я хотела сказать.

Спасибо, что вы со мной. Анфиса.